Город мнение Власть, вырванная из контекста

Власть, вырванная из контекста

...имидж региона якобы формируют СМИ. Это опасное и коварное заблуждение...

В январе в социальных сетях и на публичных мероприятиях активизировалась дискуссия о роли забайкальских СМИ в нагнетании негативных настроений у жителей региона. Она совпала с целой серией удивительных высказываний забайкальских чиновников и депутатов. Например, руководитель администрации губернатора Геннадий Чупин заявил, что из-за редакционной политики «Чита.Ру» в обсуждении судеб Музея декабристов «людей сталкивают лбами». Губернатор Константин Ильковский на встрече с победителями организованного правительством конкурса «Пресс Звание» обратился к журналистам с просьбой не генерировать негатив – хуже не будет, а настроение у людей испортится. Директор «Водоканал-Чита», заместитель председателя гордумы Читы Андрей Ядрищенский отказался отвечать на вопрос о завершении раскопок на улице Геодезической, так как слова «вырываются из контекста и ставятся с ног на голову».

СМИ уже довольно привычно обвиняют в разрушении имиджа Забайкальского края и его столицы, в желтизне, чернухе, теперь вот в постановке разных субстанций с ног на голову. Всё это, как ни странно, демонстрирует деградацию, а где-то и обдуманное разрушение властных пресс-служб в Чите. Вектор обсуждения имиджа города и края, качества работы СМИ и публичных персон с этими СМИ где-то по незнанию и неосторожности, а где-то и вполне намеренно смещён от причин к следствиям. Это очевидно отвлекает власть от понимания сложности ею же созданной ситуации в информационном поле.

Властные пресс-службы в Чите никогда не были особенно сильны. Структуры эти почти всегда полностью зависят от руководителя, на которого они работают. Руководители редко владеют навыками работы в информационном поле, но почти всегда блокируют любые попытки пресс-службы самостоятельно определять тактику и стратегию работы с информацией. Ситуацию в ряде случаев усугубляют современные технологии, благодаря которым постоянно сокращается плечо между «говорящей головой» и обывателем. Если руководители старой гвардии ещё как-то сдерживают свой пыл, то те, кто моложе, всё чаще рвутся высказать свою точку зрения в каком-нибудь facebook (запрещённая в России экстремистская организация) без купюр и особого понимания, что из этого выйдет. Доступность каналов распространения информации, постоянное фоновое жужжание про бессмысленность пресс-служб и про победные шествия соцсетей и блогеров по трупам СМИ и журналистов создают иллюзию всесилия и чёткого понимания принципов журналистской работы. Пресс-службы кажутся атавизмом, принципы работы СМИ – банальщиной, в которой разбирается каждый второй обладатель аккаунта в facebook (запрещённая в России экстремистская организация) и каждый первый чиновник. В итоге пресс-службы оказались почти полностью разрушены в правительстве Забайкальского края, мэрии Читы, единственным человеком представлена пресс-служба гордумы Читы. Без срывов и публичной ругани продолжает работать только пресс-служба заксобрания, во многом благодаря тому, что кто-то умный рекомендовал на должность её руководителя бывшего пресс-секретаря мэра Читы Елену Назарову. Но и эта структура после 2013 года, к сожалению, растеряла сильных специалистов.

Деградация института пресс-служб властных структур в исполнительной, законодательной и муниципальной власти особенно заметна на фоне стабильно, очень жёстко, системно и почти всегда профессионально работающих пресс-служб силовых структур – УВД, прокуратуры, СКР, в меньшей степени в последние годы МЧС. Силовики генерируют далеко не рассказы об освоении Апсатского каменноугольного месторождения или там закладке очередной кучи для выщелачивания на золоторудном месторождении. Силовики – это уголовные дела, прокурорский надзор, убийства, колонии и прочая тёмная сторона нашей жизни. Плюс очень редко геройский полицейский или спасатель. Эта информация под сильным давлением чётких и жёстких ведомственных инструкций накачивается в информационное пространство, после чего веером растекается в головы аудитории. Что происходит с ней дальше – одному богу известно, но явно ничего хорошего.

Пытаться изменить эту ситуацию в регионе бесполезно. Противодействовать этому практически неизбежному напору можно накачиванием в информационное поле информации другого толка. Например, о работе органов власти, о достижениях людей, которые живут в регионе, о работающих программах развития, крестьянско-фермерских хозяйствах, о полезных законах и начинаниях, о научной работе в вузах. Это требует огромной, чаще всего черновой и малозаметной со стороны работы, изучения и применения современных технологий, вливания денег не в поддержку морально устаревших форматов, а в эффективные инструменты распространения необходимой информации на максимальный процент целевой аудитории через существующие СМИ, социальные сети и другие каналы распространения информации. Генераторы информационного потока должны иметь возможность влиять на людей, принимающих решения, в том числе решения стратегического характера, исходя из того, как эти решения предположительно будут отражены в информационном пространстве и к каким результатам это приведёт.

Работа эта в регионе не ведётся, а сотрудники ряда ключевых для края пресс-служб выбрали формат ожесточённого и крайне непрофессионального пикирования с немногочисленными краевыми СМИ. Одновременно в информационное пространство вкидываются непрофессиональные тезисы о том, что СМИ должны самостоятельно делать упор на позитив, урезая место под негатив. Именно про это, насколько я могу судить, говорил Константин Ильковский победителям конкурса «Пресс Звание».

Взять мифический имидж региона. Существует убеждение, что имидж региона формируют СМИ. Это опасное и коварное заблуждение, ибо имидж региона – это хорошая инфраструктура, интересные для иностранных и российских туристов маршруты, знаменитые спортивные команды, чистые города и посёлки, известные и уважаемые народом чиновники, эффективные законы, приятный инвестиционный климат и так далее. Средства массовой информации не строят дороги и не разрабатывают туристические маршруты. СМИ с разной долей объективности описывают окружающую действительность. И даже если всех журналистов заставить писать только то, что должно, странно рассчитывать на то, что сюда приедут японские туристы и обнаружат несуществующую широкополосную автостраду Чита – Арахлей. Сначала – автострада, потом – имидж. Региональные СМИ могут помочь в формировании этого имиджа, но они не могут его создать – на это у них нет и не будет ресурсов пропагандистских федеральных СМИ, работающих именно на создание имиджа без особенной привязки к реальности.

Власти логичнее выполнять полномочия, возложенные на неё федеральным и региональным законодательством, создавая фундамент под так широко обсуждаемый имидж, а не пытаясь нарисовать искусственную картинку в средствах массовой информации.

В истории с казаками и Церковью декабристов руководитель управления пресс-службы и информации губернатора должен был пресечь дискуссию о возможности передачи здания Русской православной церкви в том ключе, в котором она клокотала в декабре и январе. В идеале он должен был диктовать правила поведения в информационном поле губернатору и руководителю его администрации, а также иметь рычаги влияния на публичную активность деятелей региональной епархии РПЦ и Забайкальского казачьего войска. В этой плоскости управление пресс-службы и информации должно было работать в паре с управлением внутренней политики губернатора, масштабы разрушения в котором выглядят ещё более впечатляющими, чем в пресс-службе.

В истории с улицей Геодезической ещё до того, как Ядрищенский грубо отказался комментировать работу своего ведомства, в ситуацию должен был вмешаться пресс-секретарь администрации города Читы, и Ядрищенский был обязан контактировать со СМИ так, как ему говорят на Бутина, 39, а не так, как ему хочется.

В истории с предложением владельца сети супермаркетов «Привоз» Юрия Бажина ограничить доступ СМИ на публичные мероприятия с участием губернатора вновь должна была включиться пресс-служба главы региона, раз уж она не сочла нужным грамотно подготовиться к совещанию. Для стабилизации ситуации к общему удовлетворению всех участников спора хватит пары коротких встреч, звонков, комментариев и публикаций. Вместо этого и.о. руководителя управления пресс-службы губернатора набрасывается в facebook (запрещённая в России экстремистская организация) на всех участников ожидаемой в целом дискуссии: «После некоторого нахождения на этом совещании у меня начало складываться четкое ощущение,что главная проблема предпринимателей-это нерадивые СМИ,пишущие гадости. Мне отрадно осознавать,что забайкальские предприниматели-это неравнодушные патриоты родного края,но хочется спросить -о каком конкретно СМИ идет речь? Что-то мне подсказывает,что не о ГТРК, Альтесе и Забрабе,и даже не о Забинфо с Забмедиа. Почему предприниматели перечеркнули работу вышеупомянутых изданий, где особых гадостей я не припомню. То есть речь идет об одном, всем нам известном СМИ,пишущем про драчливых операторов и таскаемой по улицам Читы голове некой женщины. Ну,вообщем,не будем показывать пальцем-о нем самом. Дорогие предприниматели,может быть я открою Вам глаза,но это СМИ-независимое,самостоятельное информационное агентство со своей редакционной политикой, и пресс-служба губернатора ответственности за их материалы,а уж, тем более, комментарии не несет. Это,как если бы, министерство экономики обвинять в том,какие цены пишет на своих ценниках господин Бажин (кстати,цены то повыше,чем в Спутнике). Я, как потребитель, выбираю магазин с ценами пониже,так и вы, господа предприниматели,выбирайте СМИ,где не пишут гадости-и будет вам счастье!» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Власть обязана понимать, как формируется современное информационное поле. Какие есть игроки, что и как они пишут, показывают и рассказывают. Почему ведущее информационное агентство региона пишет о человеческих головах и драках операторов местных телекомпаний. Как информация попадает к конечному потребителю. Что и почему максимально интересно интернет-пользователям, что – аудитории телеканалов, что – читателям газет. Как на эти процессы можно влиять – где за деньги, где просто так, где на личных связях.

К работе в информационном поле нужно относиться столь же серьёзно, как к выстраиванию отношений с энергетиками или Забайкальской железной дорогой. У меня же иногда возникает впечатление, что некоторые высшие чиновники Забайкальского края не отличают журналистского текста от комментариев интернет-пользователей, не представляют масштабов социальных сетей и их проникновения в жизнь обывателей, не владеют ни малейшей информацией об аудиториях ведущих СМИ. Во многом это пляшет от непрофессионализма и отсутствия реальных полномочий у ключевых пресс-служб.

Ситуацию рано или поздно придётся выправлять – вопрос в том, когда и кому. Начинать нужно, безусловно, с двух ключевых в информационном плане управлений администрации губернатора Забайкальского края – управления внутренней политики и управления пресс-службы и информации. Первое было мертворождённым ребёнком – своевременно созданной структурой, которую в 2008 году вручили в руки не имеющему отношения к этой работе чиновнику Александру Беспечанскому, до этого руководившего областным комитетом по управлению государственным имуществом. В 2013 году структуру окончательно бросили на произвол судьбы. Управление пресс-службы и информации и до 2013 года работало далеко не идеально, но после отставки Равиля Гениатулина было разгромлено одним неоднозначным кадровым назначением. Тогда пост руководителя пресс-службы заняла не имеющая опыта подобной работы Елена Фёдорова, не сумевшая сохранить наработок предыдущей команды и не предложившая ничего нового и эффективного взамен.

Все мы совершаем ошибки - журналисты и СМИ не исключение, в том числе и "Чита.Ру". Но кто-то умеет их исправлять, а кто-то предпочитает их не замечать. В исправлении ошибок при работе с информацией заинтересована не только власть, но и СМИ, в которых работают точно такие люди, как на Чайковского, 8, Бутина, 39 или Забайкальского Рабочего, 63. Как бы ни хотелось верить в обратное, мы не оперируем «гадостями» и не выискиваем негатив в работе регионального правительства или «Водоканала». Но СМИ обязаны указывать на недостатки в работе власти, бизнеса, общественных организаций, церкви. А власть и бизнес обязаны уметь реагировать на критику и эффективно отстаивать свою позицию в сколько угодно неприятных ситуациях.

Все ведь мы живём в этом регионе и воспитываем здесь своих детей. Мы жарим шашлыки в пригородных лесах, которые от нас постоянно закрывают, и строим дома в микрорайне Добротный, который по полгода живёт на осадном положении из-за пожаров. Ходим в Церковь декабристов, которую хотят отдать плохо нам знакомым людям в форме. Ловим штрафы на Бутина – Чкалова. Покупаем луковый хлеб в отличном супермаркете «Привоз» на КСК. Пьём воду из-под крана, за качество которой отвечает депутат Андрей Ядрищенский.

Люди по обе стороны незримых информационных баррикад заинтересованы в том, чтобы жить в регионе было лучше и комфортнее. Для этого в том числе нужно реанимировать работу со СМИ.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления