Р!
23 АВГУСТА 2019

«Рабочая смена»: Диджей на радио

Есть легенда, что хороший радиоведущий формируется 9 месяцев, как ребёнок. У нас — чуть больше часа, но должны же быть и плохие? Очередная рабочая смена — на «Радио Сибирь».

В небольшой студии дневной эфир ведёт Инна Блохина. День космонавтики — тема дня. У Инны ещё два часа работы до 15.00, и час — с нами. На «Сибири» четырёхчасовые смены, которые начинаются с 7.00 и длятся до 21.00. Мы заранее договорились, что вести эфир я пробовать не буду, а Инна поговорит со мной, как с гостем. Коленки от этого трясутся не меньше. Ведущая показывает, как всё устроено — перед нами много маленьких рычажков.

— Есть радиостанции, на которых работают со звукооператором, просто говорят в микрофон, а он им всё включает. Мы сами следим за своим эфиром. Всё идёт на автомате, но в любой момент можно кое-что исправить. На каждый час ставятся подложки, зачитываются новости. Есть определённая схема, по которой диджей работает — это три выхода в час. В 10, 30 и 50 минут мы делаем выходы. Бывают, конечно, проекты, как День космонавтики, которые выходят вне плана. Есть ещё доска объявлений, — рассказывает Инна.

На десятой минуте каждого часа выходит прогноз погоды, в середине часа — программа, например, спортивная или автоновости. У утреннего шоу другой формат — плотнее график выходов в эфир. В день на эфире работают три человека. Находить каждый день темы для разговоров, если это не праздник, помогает «интернет-батюшка и что-то из личного опыта».

— Можно говорить о вещах, которые интересуют тебя, для того, чтобы быть интересным слушателю — его не обманешь. Важна привязка к актуальности. Но естественно, мы не касаемся каких-то болезненных тем, у нас всё-таки развлекательное радио. Всё, что касается религии, военных действий — это не наша тема, — объясняет она.

Ведущая на радио с 2007 года, и мой страх перед микрофоном она хорошо понимает.

— Когда начинала, было страшно, но мне и сейчас иногда страшновато. Вот вы пришли — и я заволновалась. Я, может, ещё человек такой, чувствительный, — смеётся она.

Вообще, смех Инны — это маленькая изюминка. По нему, говорит она, узнают водители, которых она шутливо называет аудиторией радио. Но аудитория, заявленная форматом, конечно, не делится на автолюбителей или пешеходов — это слушатели от 25 до 40 лет. Периодически Инна прерывает наше маленькое интервью — всё-таки я тоже на работе, — и выходит в эфир. Чуть позже мы выйдем туда уже вместе.

— Мы начинали работать, а набор был сразу большой — и девчонки плакали, и я плакала на первых выходах. Это стресс, конечно. В тексте можно над своей речью думать, отредактировать, здесь же всё в прямом эфире. Раньше нам выдавали плей-листы, мы писали дома то, что будем выдавать в эфир. Сейчас больше импровизации. Что-то мы можем записать, тезисно, — говорит диджей, когда настаёт черёд музыки.

Соотношение женщин и мужчин на радио должно быть 50 на 50%.

— Из парней у нас Антон Остерников, Серёжа Лучкин, Сергей Бронников, Даня Измайлов. Но соотношение получается меньше, потому что Антон постоянно на съёмках в Москве, Серёжа Лучкин тоже прямо сейчас играет там со «Сборной Забайкальского края», Серёжа Бронников часто гастролирует со своим коллективом «Вневременье». Получается так, что мы отдуваемся — я, Женя Сурсимова, Алина Быстрова и Ксения Соболь.

Для диджея голос — главное оружие. Мужчинам приятнее слушать женский голос, женщинам — мужской, говорит Инна.

— Важно, чтобы голос был гармоничным в эфире, чтобы он красиво слушался, и это важнее смысловой нагрузки. Голос не должен раздражать, выбиваться, но всегда есть момент личной харизмы. Раньше считалось, что голос должен быть идеальным, без дефектов. Сегодня телевидение и радио старается привлекать индивидуальные голоса. Если есть приятная картавинка, или даже человек заикается, но это вкупе смотрится и слышится логично с его образом, тогда это возможно. Хотя раньше вообще было недопустимо, если человек не проговаривает какие-то звуки. Всё изменилось лет 5 как. На Западе раньше. По нашей радиостанции я могу сказать, что такие вещи допустимы. Если очаровательны.

Настало время первого эфира. Ведущая показывает, что микрофон нужно держать близко к губам.

— Ты будешь себя слышать в эфире через наушники, не пугайся, не переживай. Мы просто разговариваем.

Инна говорит, о чём будет вещать в эфире, какие вопросы она будет мне задавать. Коленки сбавили темп. Вот что она делает — успокаивает и настраивает! Звучит джингл, который представляет ведущую дневного эфира.

— Инна Блохина, да не одна! — говорит голос в записи, и мы начинаем разговаривать. В радиоприёмниках. Послушать запись эфира можно по ссылке. В студии, кстати, есть и веб-камера — можно наблюдать за ведущими, как Большой Брат.

Между выходами в эфир с моим участием (их три) Инна читает прогноз погоды, рассказывает о конкурсе на День космонавта.

— Существует легенда, что хороший радиоведущий, как ребёнок, 9 месяцев формируется. Я думаю, что дело в личных качествах, талантах. Кто-то так и не рождается.

Я, например, так и не родилась — не прикоснулась ни к одной кнопочке. Кнопочки, как выяснилось, пугают не только меня, но и Инну периодически.

На радио есть студия, из которой ведётся вещание, а есть продакшн, где записываются некоторые выпуски новостей и программы, которые выходят не в прямом эфире. Она кажется совсем крошечной. В ней также записывают программы для «Юмор FM» и «Дорожного радио» — они в составе «Сибири».

— У нас, в основном, живой эфир. В серединке часа идёт какая-то записанная программа, читинская «Фан-сектор» или «Свои секреты», которая делается для всей сети «Радио Сибирь» и записывается не здесь. Мне кажется, мы единственная радиостанция, которая выдаёт столько качественного эфира.

Качество — отдельная история. Бывали случаи, вспоминает диджей, когда на пересменке заглядывали товарищи, и ведущий забывал выключать микрофон.

— В этот момент прошибает холодный пот, ты думаешь — не сматерился хоть?

В такие моменты, наверное, по закону подлости, эфир слушает максимальное число людей. Но вот посчитать его никак нельзя. Мы говорим спокойно — микрофоны выключены, играет музыка.

— Мы музыку не выбираем, её за нас выбирает наш музыкальный редактор в головном офисе. Когда нам говорят — поставьте что-то, это невозможно. Единственное, мы можем внутри плейлиста менять песни местами, но в крайних случаях. Раньше такое было, в программе «Привет», — разбивает миф Инна. Мне, честно, от этого становится грустно.

В этот момент в студию заходит диджей и по совместительству программный директор Женя Сурсимова. Мы продолжаем говорить о критериях отбора диджеев.

— С 2007 года мы работаем — формат ведущего очень поменялся. Раньше он был неким джинглом между песнями, сообщал, какую радиостанцию вы слушаете. Сейчас же требуется личность в эфире, — поясняет Женя.

Рассказывает, что голос, который звучит из радиоприёмников, создаёт образ. Бывает, ведущим говорят, что представляли их по-другому.

— Мне не так давно девушка сказала: «Я думала вы намного старше».

— Радуйся, что не младше, — шутит Инна. — Раньше на радио был жёсткий отбор, теперь от классического формата ушли. Тогда это были звонкие девичьи голоса, бархатные мужские. У меня низкий голос для того формата. Когда я пришла на прослушивания, Рома Шадрин (программный директор «Радио Сибирь» с 2008 по 2012 год) мне сказал, что это формат радио «Шансон». Два месяца после первой записи — тишина, а потом что-то поменялось, произошло, и меня пригласили на стажировку. Вести эфиры, — рассказывает Инна.

У неё в самом начале карьеры был случай, когда в ночную смену позвонила мама и посчитала, что дочь её обманывает и не находится на работе, потому что просто не узнала её голос в эфире.

С началом нового часа наступает черёд новостей. На «Сибири» сейчас два новостника — Дарья Лебедева и Михаил Сукнёв. Новости отбираются по формату — это обязательно экономические, культурные, спортивные — по одной. Всё это часть линейного эфира. Линейный — это когда ведущий в студии один, без диалога с напарником в студии или слушателем — по телефону.

А есть ещё утреннее шоу. Инна от него отказалась, хотя и не без жалости, из-за постоянной занятости и раннего подъёма — в 5.00. Это время чистой импровизации.

Есть у радио страница в соцстеях — коллективный труд. Обязанность каждого — написать два поста за смену. Сергей Бронников курирует этот процесс.

Почти все диджеи имеют дополнительный заработок — позволяет график. Раньше были и ночные эфиры, но от них ушли из-за нерентабельности. Теперь с 21.00 всё играет «на автомате». Но современные технологии позволяют програмировать эфир так, что слушатель и не подумает о реальности. А реальность такова — ночью диджеем на радио работает именно компьютер. Он ничего не говорит, но хорошо сводит заранее отобранные песни. А потом наступит утро и вас голосами с изюминкой будут будить по дороге на работу или учёбу наши диджеи.

НазадВперёд
26 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Броников искренний пацан. Он просто как есть так и говорит. Если плохо, то плохо. Ещё круто читает приветы. Сразу понятно, что добрый и искренний пацан. Нравится ещё Женя и Михаил с адекватными новостями. Слушаю вас каждый день.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Друг? Близкий?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да кто щас слушает то радио!?

Одна русская попсня с рекламой!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Диджеям до советсих дикторов, как до Alfa Центавра.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Голос Людмилы Вакариной самый классный. Таких голосов единицы,я давно её не слышала,где она?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А мне наоборот было неприятно слушать. Скрипучий голос, притянутые за уши посты из соцсетей и тяжеловесность. А вот Женя Сурсимова нравится. Умница и красавица. Вон на фото какая милая. И слушать, действительно, приятно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У Вакариной скрипучий?,не смешите,одна из диджеев,которая могла с московскими конкурировать .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это Вы не смешите. Единственный ди-джей в Чите, который реально может с московскими конкурировать, -это Полина Нежинская с Авторадио. А тут Вы, конечно, перегибаете.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хватит себя рекламировать .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ерунда)) Во-первых, я другого пола, во-вторых, кое-что понимаю в этой сфере. А вот Вы, "преданный фанат", вызываете подозрения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Просто умоляю.На одной из радиостанций города девушка ведущая придумает шутку и сама смеётся над ней.Прям давит смех из себя.Со стороны очень заметно.Наверное она красавица и умница но неудобно за неё.Отсутствие чувства юмора и меры.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Современные средства связи позволяют вообще не иметь ни какой студии а вещать хоть с авто хоть с пляжа не то что по ночам народ дурить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно,а они (директора радиостанций) понимают,что их аудитория - ничтожна? Сами убили своими плейлистами и форматами любое желание слушать одни и те же песни изо дня в день по три-четыре раза.Да ещё и с рекламой,выходящей чуть ли не после каждой песни.Сейчас в маршрутках-то уже водилы просто флешку втыкают, либо включают какое-нибудь разговорное радио.Народ - большинство в наушниках . А имена всех вышеперечисленных диджеев вообще ни о чём не говорят.Кто это?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Абсолютно согласен.Какая-то корона на голове у местных радиостанций.Кто им делает рейтинги?Можно ещё Стиллавина и Ко послушать,но не местных косноязычных ведущих.Которые застряли в 90-х.Причём там застряли все и всё.Начальники мыслящие 90-ми,ведущие с розыгрышами бензина,диджеи с их дурным смехом,реклама чудовищная по смыслу и содержанию.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Радиостанции скоро либо просто исчезнут,либо трансформируются во что-то абсолютно непохожее на то непотребство,каким они сейчас являются.Уйдут в прошлое,как пейджеры,кассетные магнитофоны и CD-проигрыватели. Ибо пришёл интернет. Этим всё сказано!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Народ,может кто знает когда уже у нас Серебряный дождь подключат?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так и подключать когда нить.Но сразу же испохабят местными вставками рекламы и голосами.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А где сейчас Алексей Соловьев?)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

на Маяке, так что настраивайтесь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кто это?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

До сих пор вспоминаю свою молодость, когда в 95-м пришел на Популярку одним из первых.

Все новое, всё впервые, огромная аудитория, на весь город шел твой голос, который слушало по меньшей мере тысяч 200 человек каждый день, Популярка тогда была единственной, первой, и очень необычной после гос.радио. Играло буквально со всех щелей у всех. Быть первым всегда здорово.

Но ушло то время. Сегодняшнее радио и в подметки не годится тому, что творили мы в середине 90-х ))) Полностью ручное управление эфиром. Бывало, некоторые и под шофе в эфире сидели ))) Да, Дим? Да, Вов? Да, Игорь? Да, Вань? )))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ушло ваше время, бухих диджеев. Сейчас у человека огромный выбор чего послушать, был бы доступ в интернет. И это хорошо. Без месных "звезд" обойдемся.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну вот и прекрасно! Слушайте на здоровье! И не пейте спиртное :)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вот объясните Дима.Техника изменилась,а мышление и стиль ведущих-нет.Как-быдто и не наступили 2000-х тысячные на читинских радиостанциях.За 99-м годом пошёл девяносто десятый.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К сожалению, я не смогу это объяснить. Наверное, правильнее задать эти вопросы нынешним ведущим и их учителям. Я то уже 20 лет как не сидел прямом эфире.

Мое мнение - как учили, так и ведут. Если никто не учил и за пультом самоучки, тут вопросы уже к хозяевам - кого садят к микрофону и чего от них хотят.

Нам тогда, в 95-м, привозили из Москвы на аудиокассетах записи эфиров Европы+ и Радио 7, и заставляли копировать их стиль. Повторюсь, Популярка тогда была единственным радио в Чите (не считая гос.), и учиться мы могли только так.

Плюс мы брали уроки у Натальи Вершининой (до сих пор с обожанием вспоминаю её!), а шефом у нас был Слава Широкий, много чему научил и он. Надеюсь здесь есть люди, которые знаю о ком я говорю.

Как и чему учат нынешних. и кто. вопрос большой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сегодня послушала радио,там девушка ведущая, смеялась противно,не к месту,скажет( ни о чем)и давит из себя глупый смех.

ОБСУЖДАЕМОЕ