Р!
19 АВГУСТА 2019

Настоящее и будущее автомобильного рынка в Забайкалье

21 апреля исполнилось 10 лет со дня открытия в Чите первого официального дилерского центра по продаже автомобилей иностранного производства. Центра «Садко-Моторс», представляющего марку Mitsubishi. Руководитель центра Олег Резанович рассказал «Чита.Ру» о прошлом, настоящем и будущем автомобильного рынка в Забайкалье.

— Более 10 лет назад вы начинали создавать «Садко-Моторс». Каким был автомобильный рынок в то время? И что хотелось новым центром и его работой изменить?

— Идея создания дилерского центра пришла в 2006 году, может, чуть раньше. Автомобильный рынок на тот момент представлял собой обширную барахолку, на которой не продавал машину только ленивый. В основном рынок был представлен автомобилями, привезёнными из Владивостока, частично — автомобилями с пробегом по Чите. Кроме этого в городе было три “серых” продавца, торговавших новыми тойотами и фордами. Ни одного официального дилерского центра по продаже автомобилей иностранного производства в регионе не было.

Мы посчитали этот вид бизнеса интересным, привлекательным и хотели создать в родном городе красивый дилерский центр, где человек мог бы, ничего не опасаясь, приобрести новый автомобиль по действительно дилерским ценам. Те “серые” продавцы, о которых я говорил, продавали машины по крайне завышенным ценам. Хотелось, чтобы люди могли не только покупать, но и обслуживать свои автомобили, иметь гарантию. В случае с Mitsubishi это гарантия на два года плюс ещё один год, или на 100 тысяч километров пробега. По сути, на три года можно быть уверенным, что если у автомобиля не по вине хозяина появилась неисправность, она будет устранена представителем производителя. Мы были пионерами, это было интересно и как факт, и как бизнес.

— Тогда, в 2006—2007 годах, в городе наверняка были люди и силы, способные вас опередить, но почему-то этого не сделавшие. Предположу, что это сложный вид бизнеса?

— Да, это так. Чтобы получить официальное дилерство, нужно построить соответствующий дилерский центр. Мы смогли это сделать, к тому же за 10 лет не только сохранили марку Mitsubishi в Чите, но и построили два других дилерских центра: Nissan и Toyota. Конечно, это непростой вид бизнеса, и, наверное, были люди, способные тогда им заняться. Но интерес был именно у нас, мы рискнули и на сегодня остаёмся единственными официальными дилерами в крае по продаже автомобилей иностранного производства.

— К вопросу о конкуренции. Считаете ли вы своим конкурентом рынок подержанных автомобилей?

— С 2007 года ситуация существенно изменилась. За эти 10 лет в Чите открывались и официальные дилеры Ford, SsangYong, Renault, Chevrolet. Но после кризисов 2008-го, а затем и 2013 года эти центры закрылись, я только не уверен в нынешнем статусе марки Renault в нашем городе. В любом случае, конкурентов по официальному дилерству в Забайкальском крае сегодня у нас нет.

Рынок подержанных автомобилей тоже очень изменился. Если в 2007 году на барахолке в Северном стояло порядка полутора, а иногда и двух с половиной тысяч автомобилей, то сейчас рынок в Ивановке гораздо меньше. Люди продают машины по объявлениям, каких-то организаций, занимающихся здесь продажей подержанных автомобилей, я не знаю. По факту этот рынок, конечно, рассматривается нами, как конкурентный. Именно поэтому мы сейчас развиваем услугу Trade-in.

— Что такое Trade-in?

— Это продажа и покупка подержанных автомобилей посредством дилерского центра. Можно делегировать функцию продажи автомобиля центру, сдать автомобиль под срочный выкуп, можно сдать автомобиль, направив деньги от его выручки в счёт оплаты за новый автомобиль, а также можно поменять один подержанный автомобиль на другой — более свежий, более высокого класса и так далее. Я считаю, что сейчас мы успешно конкурируем с частными продавцами подержанных автомобилей.

— Каковы ваши преимущества?

— Во-первых, все продаваемые нами автомобили проходят комплексную техническую диагностику. И если необходимы какие-то ремонты, чтобы эту машину можно было безопасно эксплуатировать, мы эти ремонты делаем. Наш покупатель знает, что он берёт. Вместе с автомобилем мы предоставляем диагностическую карту, историю автомобиля. Во-вторых, наши клиенты получают юридическую безопасность. Нередки случаи, когда нечистые на руку люди продают машины, находящиеся под залогом, под арестом, в розыске. Мы заключаем с покупателями договор, и все проходящие через нас машины подвергаются юридической проверке. Если вдруг окажется, что автомобиль имеет какое-то обременение, то дилер будет отвечать перед клиентом. Это огромный плюс, люди, покупающие автомобили раз в несколько лет, об этой проблеме просто не знают. Я, в силу того, что постоянно этим занимаюсь, знаю, насколько много вокруг проблемных машин, которые переходят из рук в руки. В-третьих, это безопасность как таковая. Процесс смены автомобиля для обычного человека — это всегда определённый стресс и риски: встреча с незнакомыми людьми, процесс передачи денег, переписка автомобиля. Trade-in полностью освобождает человека от стресса и рисков. Взаимодействовать приходится не с неизвестными людьми, а с официально зарегистрированной компанией, деньги идут через кассу, перечисляются на карту или личный счёт. Четвёртый, очень важный момент, — экономия времени и нервов. Очень здорово, если, продавая автомобиль по объявлению, вы потратите на это день-два. Зачастую так не происходит. Автомобили продаются неделями и месяцами. Их приходится показывать в своё личное время — вечером или в выходной. То есть люди тратят своё лучшее время на несвойственное им дело, связанное со стрессом и рисками. У нас вся процедура купли-продажи занимает несколько часов.

То есть мы создали достойную альтернативу архаичному рынку подержанных автомобилей. В центре Nissan у нас всегда порядка полусотни автомобилей. В Toyota — около 30. И люди идут к нам. Я бывал за границей и знаю, что там тоже есть стихийные авторынки. Но основная часть населения во всём мире всё-таки продаёт и покупает машины через организованные центры.

— Ваши закупочные цены сопоставимы с рыночными?

— Это очень важный вопрос. Потому что некоторые люди считают, что мы оцениваем автомобили дёшево. Давайте исходить из того, что любой автомобиль имеет свою цену. Когда автомобиль продаётся частным лицом, цена формируется из ожиданий продавца. Мы же исходим из реальной цены каждого конкретного автомобиля. Когда вы покупаете машину на рынке, без опоры на мнение специалиста, без тщательной диагностики, вы очень рискуете. Мы часто видим эффектные, аккуратные машины с огромным количеством скрытых проблем. Мы даём такому автомобилю адекватную цену, продавец недоволен. Он уезжает, затем с ним связываются наши менеджеры, и выясняется, что он продал свой автомобиль дороже. Продавцу хорошо. А вот покупатель, не зная технического состояния машины, купил её по сильно завышенной цене. То есть его обманули. Мы не только видим и знаем недостатки каждого автомобиля, мы либо устраняем их, либо показываем всю картину потенциальному покупателю, называя справедливую цену. И потом в сумму сделки закладывается то, о чём мы говорили выше, — оценка, юридическая чистота, безопасность. Это небольшая доплата за нашу работу. Ведь каждый должен заниматься своим делом. Можно шить себе одежду и обувь, не будучи портным, но вопрос, какого качества будут эти одежда и обувь? То же и с автомобилями. Мы занимаемся ими профессионально, в месяц мы продаём около 100 подержанных автомобилей. И столько же принимаем. Эти объёмы подтверждают, что у нас нормальные цены и действительно хороший сервис.

— По вашим ощущениям, государство стремится к тому, чтобы упорядочивать автомобильный рынок?

— Да, многое уже сделано. Мы все помним недовольства во Владивостоке, тогда выступали продавцы машин, ввозимых из Японии. Но кто в итоге выиграл от изменений в законе о пошлинах? Маленькая группа продавцов бывших в употреблении машин — да, пострадала. Всё остальное население огромной страны выиграло. И это хорошо. Наконец-то справились с конструкторами. Это был большой рынок для криминала. Упорядочили ввоз подержанных автомобилей. Приняли законы, благодаря которым на территории России стали открываться заводы многих автомобильных брендов. По отдельности многие из этих шагов казались ущемляющими наши права. В комплексе же это выглядит последовательными шагами, направленными на благое дело. И сейчас мы видим, что вектор потребительского спроса сместился в сторону порядка, официальных покупок, официального Trade-in.

— Вернёмся к юбилею центра Mitsubishi. Можно ли эту марку охарактеризовать какими-то конкретными словами?

— Можно. Слоган бренда: “Mitsubishi — надёжно”. И это правда. Mitsubishi — это история, это марка, первой в Японии начавшая серийный выпуск автомобилей. Я бы охарактеризовал этот бренд тремя словами — традиции, качество, надёжность. Вдобавок к этому сейчас Mitsubishi — это внедорожность, если можно так выразиться. То, чем всегда славился Pajero, многократно выигрывавший “Париж — Дакар”, — это легендарный Lancer Evolution, это Outlander, ASX, L200.

— Какие модели в Забайкалье пользуются большим спросом, а какие, может быть, незаслуженно обходят вниманием?

— Конечно, в Забайкалье, если сравнивать его с Россией в целом, покупается больше кроссоверов и внедорожников. Незаслуженно у нас игнорируют категорию седанов, все стараются пересесть на кроссовер. Хотя я был во многих городах и считаю, что в Чите дороги очень достойные. Здесь спокойно можно ездить на седане.

— Есть какие-то способы облегчить покупку автомобиля в вашем салоне?

— Сейчас все автопроизводители, и Mitsubishi в том числе, стараются помочь своим покупателям. Естественно, есть специальные кредитные программы, которые помогают людям. Когда вы видите рекламу, в которой говорится о сниженной процентной ставке на новый автомобиль, нужно понимать, что это не «добрый банк» снизил ставку. Она снижается при участии представительства марки в России и представляющего её в регионе дилера. То есть ставка снижается в том числе и за счёт нашей прибыли.

Также у нас действуют скидки и акции по Trade-in. Сдав старый автомобиль и покупая, скажем, Outlander, можно получить скидку 130 тысяч рублей. Для чего? Для того, чтобы свести к минимуму разногласия между ожиданием клиента и той самой реальной ценой его старого автомобиля. И в этих скидочных программах тоже участвует дилер, то есть мы.

— Кроме этого, есть такое понятие, как лояльный клиент. Если человек купил у нас Mitsubishi, отъездил на нём 3 года и снова приходит к нам, чтобы купить новый автомобиль, для таких покупателей есть специальные скидки. У нас много клиентов, которые покупали Mitsubishi не раз и не два. Недавно разговаривал с клиентом, который покупает у нас одиннадцатый автомобиль. Разумеется, не все 11 он купил лично себе. И это говорит о том, как люди относятся к марке Mitsubishi.

— Сколько времени занимает покупка нового автомобиля в салоне?

— В идеале всё делается в течение дня. Если, конечно, автомобиль нужной комплектации и нужного цвета есть в наличии. Сегодня утром мы с вами решили сдать автомобиль по Trade-in. Вечером вы можете уехать на новом автомобиле.

— Нельзя не вспомнить расхожий миф о том, что как только автомобиль выехал из салона, он сразу же очень сильно потерял в цене. Что думаете по этому поводу?

— Да, новый автомобиль при перепродаже в первый год теряет в цене. Но дело в том, что автомобиль не покупается для того, чтобы быть проданным через несколько месяцев. Кстати, если средний срок владения новыми автомобилями в России до кризиса был 3 — 5 лет, то теперь он увеличился до 5 — 7 лет. И когда автомобиль покупается на 3 — 5 лет, вопроса о том, насколько дешевле он становится после выезда из салона, не возникает. А если кого-то это волнует, получается, человек планирует купить в салоне автомобиль, выехать из него и тут же начать его продавать. Если оценивать так, то да, машина потеряет в цене. А если это автомобиль, который ты хотел, который отвечает всем твоим потребностям, который радует тебя, то где здесь потери при выезде из салона?

Марка Mitsubishi вместе со всей страной сейчас борется с кризисными явлениями. Но перспективы очень неплохие. Во-первых, и это не новость, Mitsubishi сейчас объединилась с концерном Renault — Nissan. Это один из крупнейших автомобильных концернов в мире. Более того, слияние Renault и Nissan оценивается аналитиками, как очень перспективный и сильный альянс, от которого обе марки получили много плюсов. И от вхождения Mitsubishi в концерн Renault — Nissan мы ждём новых моделей, новых платформ, новой маркетинговой политики. Во-вторых, недавно вышел новый Pajero Sport, он представлен в нашем салоне, и буквально в мае мы получим дизельную версию этого автомобиля. В-третьих, на российский рынок возвращается обновлённый Mitsubishi ASX. Ну, и сохраняется привлекательность и конкурентоспособность Outlander на рынке кроссоверов, L200 на рынке пикапов. Поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом. За спиной 10 лет работы и около 3 тысяч довольных клиентов. И мы надеемся, что с маркой Mitsubishi переживём кризис и много лет будем работать на благо региона.

 
Садко Моторс, ул. Тимирязева, 27
  • 8 (3022) 20-40-40
НазадВперёд