Р!
25 ИЮЛЯ 2021
24 июля 2021
23 июля 2021

Веру нельзя навязать

Мы продолжаем рассказывать о поездке в посёлки Агинского Бурятского округа. Первая часть «Ойкумены» посвящена истории двух дацанов — Зугалайского и филиала Иволгинского в Могойтуе, — и тому, каким живущие в них ламы видят мир сегодня. Вторая — это очерки о культурологе и создательнице народных бурятских костюмов, которые рассказывают о ремесле, традициях, культуре и вере.

Швея Цыпелма Бальжинимаева

В просторном доме Цыпелмы Намзатовны к нашему приходу достали буузы и большую пароварку. Пока её муж на кухне управляется с обедом, в мастерской, где воздух соткан из запахов нафталина, меха и тканей, мы рассматриваем традиционные костюмы. На рабочем столе лежит рукав и жилет будущего дэгэла (наряда) для замужней женщины из плотной цветастой ткани. Мастерица крутит его в руках и не спеша рассказывает о себе.

— Я начала шить, потому что приспичило, надо было. У нас пятеро сыновей, один был больной с рождения. И вот четверо начали жениться, а бурятские свадьбы проводят в дэгэлах. Учиться мне помогала одна бабушка догойская, наша дальняя родственница. Наши предки же всё шили себе сами… Бабушка эта была мастерица первого класса, всё умела шить. Я попросила, чтобы она показала мне, как надо.

Семья Цыпелмы Намзатовны жила на чабанской стоянке, и они пригласили швею к себе на лето, чтобы та показала все азы шитья. За лето женщины вместе сшили пять дэгэлов для невесты, сыновей, мужа и замужней женщины. Она оценила и сказала Цыпелме Бальжинимаевой: «Но, ты будешь шить».

— И вот с её благословения я шью где-то с 1991 года. Агинские буряты одевали дэгэли для незамужних женщин, и мы начали шить для замужних. Они сложнее.

В этом мастерице помогала ещё одна догойская швея. У Цыпелмы Намзатовны девять братьев и сестёр, у её мужа — тоже. У всех было много детей, которые женились и выходили замуж.

— И вот всем надо. И вот я шью и шью, и конца и края нету. А так, ведь все агинские бурятки шьют — мастерицы есть во всех сёлах.

Сама Цыпелма Намзатовна до того, как начала обшивать родственников, работала директором Дома культуры в Догое — до 1985 года. В 1988-м умер сын, но семья осталась жить на чабанской стоянке до 2015 года. Но саму мастерицу попросили в 2008 году вернуться в Догой на прежнее место.

— Начала работать директором, и это было как оказаться в нужное время в нужном месте. Надо было собрать выставку, и я представила там свои костюмы. И пошло-поехало. Мне повезло, видимо.

Швея начала участвовать в конкурсах и в 2008 же году её пригласили участвовать в крупнейшем бурятском конкурсе «Алтаргана». Тогда он проходил в Иркутске. Она получила серебро с другой участницей, а золото никому не дали. В 2010 году костюмы повезли в Улан-Батор, в 2012-м была «Алтаргана» в Агинском, где Бальжинимаева выиграла первое место, создав 23 костюма. Одной изделия шить было тяжело: она кроила, а шить ей помогала другая швея.

— Костюмы шьются долго. Зимние, осенние варианты — месяца два.

Мастерица показывает шкурки, овечью шерсть, выделанную в Пятигорске. Ей иногда приносят старые ткани или шерсть — например, с Читинского камвольного-суконного комбината. Для создания костюмов используется мех выдры, мерлушка, соболь, а ткани — либо по-старинке парча, либо жандан. Вышивка на ткани делается вручную — в сёлах есть мастера. Шьёт Цыпелма Бальжинимаева на старой машинке — привыкла. В среднем костюм стоит 55 тысяч рублей. На «Алтаргану» мастерица шила на заказ, выставляла, а потом отдавала. Костюмы хранятся семьями, прешиваются. Раньше, говорит Цыпелма Намзатовна, одевали наряды чуть покороче и пошире. Сейчас любят длиннее и стройнее.

В практически ежедневном труде ей помогает муж, которого она называет «мой дедушка». За машинкой он не сидит, «а остальное — всё делает». Он — первый консультант и первый критик. Цвета для будущих дэгэлов выбираются только с его участием. У могойтуйской мастерицы 11 внуков и один правнук.

— Для них всё шью. Внучка в прошлом году приняла участие в «Алтаргане» как красавица. Она хорошо выступила, дангин было целых пять с Агинского.

В роду, в большой семье Бальжинимаевых хорошо шьют, поют и даже ведут блоги. Известная улан-удэнская бабушка-блогер — её сестра Намжилма Бальжинимаева. Она ведёт сайт на бурятском языке «Мунгэн тобшо». Есть ещё брат в Улан-Удэ, режиссёр народного театра, который готовит детей для народных конкурсов.

Кандидат культурологии, преподаватель гуманитарных дисциплин Александра Цымпилова

У Александры Цэдашиевны в доме просторно и уютно, повсюду много национальной атрибутики и священных предметов. Мы провели у неё почти 2,5 часа, слушали монологи о культуре и религии, о быте, пили чай с вареньем и монгольскими продуктами, бурятским десертом с сараной, ели, конечно, буузы. В день поездки в каждом доме нас угощали — по-другому у бурят не принято.

Сперва мы говорим о буддизме и том, как сегодня люди приходят к вере.

— Люди с каждым веком более образованы, и насаждать веру уже сложнее, как это было, например, в Средневековье. Все религии, так или иначе, способствуют хорошему в человеке, но веру нельзя навязать. Есть южный буддизм — Малая Колесница (Шри-Ланка, Камбоджа, Южная Индия) и северный буддизм — Большая Колесница (Непал, Тибет, Бурятия, Тыва, Калмыкия, Иркутская область, Забайкалье). В каждом направлении множество школ. Мы —
последователи школы Гелугпа. К нам буддизм проник в форме ламаизма. Большая Колесница чуть проще, наше учение о карме более понятно, более доступно для многих.

Она считает, что буддизм сложно убедить исповедовать.

Кто-то начинает погружаться в религию с детства, кто-то приходит в возрасте, как и везде. Всё познаётся и рождается через опыт. Толчком чаще всего служит не убеждение, а проблема — мы ищем выход, поддержку. И находим это в разных местах и людях — кто-то в дацане и ламе.

Александра Цэдашиевна иногда ходит в церковь, на большие праздники, и говорит, что в буддизме никто не запрещает посещать храмы или другие священные места.

— Мы не боимся других религий. Или политики. Да, Далай Ламу не пускают, но когда-то должны, и его святейшество ещё будет здесь. Последний раз он был в Калмыкии в 2004 году. Мы молимся о его приезде. Политика и духовность — две разные вещи. На политике нельзя зацикливаться, мы же живём не одним днём, есть что-то большее, что с нами надолго. А изменения всего остального — вопрос десятилетий. Главное — не переходить из крайности в крайность.

Сама Александра Цымпилова любит Россию и рада, что здесь родилась.

— Я ездила в Индию и Непал — туда, и знаете, мы живём в раю. Над нами светлое небо, видно солнце — как зашло, так и стоит, чистый воздух и вода, и просторы. Мы говорим все, что здесь грязный воздух, но нет, он хороший. Мы должны гордиться тем, что мы живём в России. Это благодатная земля. В Индии же много калек, которых травмируют специально, дома тесно друг к другу — кажется, что всё один город, а это разные… Когда я приехала в Москву оттуда, шёл снег и мне показалось, что он белоснежный. А когда в Могойтуй приехала! Кувыркалась тут от радости в действительно белоснежном снегу.

Мясом пахнет

Есть такая байка о том, как Далай Лама однажды сказал, что от агинчан пахнет мясом.

— Насчёт мяса — не надо переходить крайность. Без него здесь не проживёшь, нельзя здесь быть вегетарианцем. А летом мы ведь мало его едим. На Тибете тоже употребляют мясо. Нужен срединный путь. У агинчан, я считаю, получается не переходить за грани. Мы берём то, что нам нужно. Мы не копим и не выбрасываем. Вот мухи летом достали — нельзя убивать, но они разносят заразу. Или мыши… Ставим капканы.

Говорят, до того добьёшь этих мух — мухой родишься. Но главное
— не переусердствовать. А вот где надо стараться — так это в сохранении культурного наследия.

— Молодёжь у нас плохо говорит на своём языке. Но это не вина детей, это ответственность родителей. Есть два языка — на обоих надо говорить. Это, в основном, проблема Могойтуя и Агинского. Да, наш язык внесён в список ЮНЕСКО, но у него есть шанс при наличии внимания. Если люди хорошо знают бурятский, то и с монголами могут говорить. Я считаю, что современные дети должны знать и английский. Или язык своих соседей — жителей Китая.

Несмотря на забвение языка, агинские буряты, говорит Александра Цэдашиевна, из всех бурят лучше хранят традиции, обычаи и обряды.

— Идёт 21 век, всё модернизируется, меняется, но тем не менее, национальная одежда, праздники у нас остаются. Что-то правильно уходит, всему своё время. Где-то упускать традиции не хочется. Своих детей надо учить навыкам труда, воспитывать трудолюбие. Сейчас родители всё стараются делать сами. И дети растут иждивенцами и эгоистами — они ждут всего от родителей. Труд — это наша традиция.

В случае с традициями стоит вопрос, как называть родителей: на ты или на вы.

— Я считаю, такого вопроса не должно быть. Наша традиция — обращаться на вы, даже если человек старше тебя на год. Вы для многих — отдаляет, а у бурят оно сближает. Ещё у нас обязательно надо привечать гостей, уважать их, встретить. Ладно, сейчас в городах закрыты дома. У нас же когда в гости приезжают, мы выходим из дома, не стоим, не смотрим в окно — мол, сам зайдёт. Мы должны его и проводить. Да, коновязи уже нет. Но уважение остаётся. Мы сразу предлагаем чай, белую пищу — я предложила, вы отказались, но мы всё равно чай попьём.

Современные буряты носят носят национальную одежду, но часто неправильно. На концертах незамужние одевают наряд замужней.

— Дэгэл — это не просто красиво или мне нравится. Костюм замужней женщины одевается с жилетом — она не должна показывать лопатку, а многие снимают — жарко. Но это история не про комфорт, а про соблюдение правил. Это одежда по статусу. Даже косы должны носить по-особому: две косы у замужней, одна — у незамужней. Или вот украшения на шапку — у замужней три ряда, у незамужней — один. А на конкурсах выйдут в бабушкиной шапке с тремя рядами… Или вот пояс у мужчины — некоторые подвязывают его неправильно. Для красоты отпускают концы, как будто сопли распустили. А пояс должен быть заправлен, они должны быть статными. Женщина красива спереди — юрта сзади. А мужчина не должен быть украшен, он должен быть собран.

Есть в нарядах манжета — когда человек заходит в дом, он должен её опустить. Но об этом тоже забывают. Как и о том, что милан — это не первый срез волос у ребёнка.

— Агинчане почему-то год ребёнку стали называть «милан». У агинских бурят не было этого слова. Первая стрижка волос означает, что ребёнка посвящают, принимают в свой род. Ребёнок как бы выходит в люди. А милан — совершенно другой обряд.

Изменилось и восприятие мужского и женского. Мужчина, объясняет Александра Цэдашиевна, должен был обладать девятью способностями: ездить на коне, метко стрелять из лука, ломать кость, ухаживать за лошадью, плести треножник, уметь бороться, быть ловким и так далее. А женщина должна была хранить очаг, шить, готовить, обрабатывать изделия из кожи, меха.

— Расторопной должна быть — а не плясать и красиво ходить, как показывают на конкурсах. Нельзя воспитывать детей в тепличных условиях. Сейчас пуговицу или петельку пришила — вообще мастерица считается. Куртки вон на капюшонах висят, раньше так не было. Ладно сепарировать — никто не просит, но приготовить, связать, подшить — это должны уметь.

Буряты по-прежнему забирают осиротевших детей, они воспитываются как родные.

— Но теперь есть и детские дома, и дома престарелых… Раньше, если чей-то родственник немощен или одинок, это считалось позором для всего рода. Сейчас бывает больно, когда слышишь о брошенных детях и стариках.

Фото: Дарья Номоконова.

НазадВперёд
8 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень интересно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, великолепно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я всё жду когда в Дацанах свастику запретят!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

традиции это хорошо, их надо изучать как представляющие исторический и культурный интерес. Но нельзя же всерьез требовать что бы в XXI веке, когда женщины выполняют совершенно другие социальные роли "замужние не одевались как незамужние", "не показывали лопатку" и "носили косы как положено по статусу".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Она сказала, что эти правила нужно соблюдать, когда носишь национальную одежду, а это бывает от силы пару раз в год во время национальных праздников.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Подскажите, что за лакомство на фото рядом с вареньем - похоже на белый шоколад. в детстве пробовала похожее и запомнила - очень вкусно.что это такое и как приготовить ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

это пенки молочные.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пока еще есть люди, заботящиеся о сохранении вековых семейных традиций, значит, сохраним облик человеческий. А когда этих людей придет время сменить молодым поколением, будет ли кем?