НОВОСТИ
23 НОЯБРЯ
22 ноября

Артист, к доске!

Сорок лет ждали. Руководитель Малого театра России, народный артист СССР Юрий Соломин посетил родную школу №5 в Чите. Он вышел из машины и сразу попал в объятия одноклассника: «Ты меня, наверное, не помнишь? Я Серёжа Романов». Вспомнил. А потом короткие замечания о школе — пол другой, окна пластиковые, а вот занавески похожие. Спрашивал: «А где спортивный зал, а актовый?» Всё это с неподдельным интересом. И пока воспоминания Юрия Мефодьевича не полились рекой, плыть по которой с ним одно удовольствие, школьники показали короткую сценку из сказки, учителя представили слайд-шоу. Всё это трогательно и душевно. С уважением. С восхищением.

Он стоял все два часа встречи. Не присел. На груди — ордена и медали за работу в кино и театре: «Я их не просто так нацепил. Это вся моя жизнь». Вопросы ему были не нужны, но школьники тянули руки и спрашивали: «Почему вы стали актёром? Как вам сегодняшняя Чита?». Он, конечно, отвечал. Но где-то в середине встречи вдруг: «…надеюсь, в моём рассказе вы почувствовали такие моменты, как будто это больше, чем слова». Так и было. Насколько он силён и талантлив.

Мне повезло с учителями

«Я очень благодарен своей учительнице Наталье Павловне Большаковой. Она помимо своего учительского призвания, была настоящим театральным режиссёром. Я помню: приехал в отпуск из Москвы в Читу, ещё будучи студентом, 1956—1957 год. Пришёл в школу. Она мне говорит: «Ты вот обрати внимание на эту девочку и на того мальчика». Я сел в самом конце, посидел на уроке. Это был четвёртый класс. После она меня спрашивает: «Ты понаблюдал за ними?» Я говорю, что да, но со спины ничего не видно. Она рассказывает историю, что как-то приходит в этот класс, а там все на головах стоят. Один парнишка сидит синего цвета. Девочка встаёт и говорит: «Володя Петров написал мне любовное письмо». И отдаёт его ей. Весь класс гогочет, за животы хватаются. Мальчишка переливается — то красного цвета, то синего. Она взяла это письмо, начала читать и сразу параллельно расставлять запятые, исправлять ошибки. Все за ней наблюдали. Ждали экзекуции. Когда она прочитала письмо, то сказала: «Ну что же, Вова, написано неплохо-неплохо, только с синтаксисом надо поработать. Ставлю тебе 4. Неси дневник». Пока он нёс дневник, она добавила, что содержание письма — отличное. Пятёрка в журнал. Вот что значит — педагог-артист. Класс уже никаких вопросов не задавал. Вот такая она была учительница. У меня есть несколько её писем, я храню их в сейфе. Когда она к дочери переехала в Новосибирск, она мне писала. Помню одно письмо, на котором помимо адреса, она написала на конверте: «Пожалуйста, найдите Юру, это очень важно». А в письме было следующее: «Юра, привет. Посмотрела твой фильм — я уже сам не помню, какой. Я тебе ставлю 4». И мои все первые фильмы были с оценкой Натальи Павловны Большаковой».

Фото: Анна Хвостова

«Елизавета Ивановна — химичка. Когда она входила, было даже страшно. Она была похожа на казачку — чёрные брови вразлёт. Нам казалось, что она огромного роста. Производила мощное впечатление. Она меня к доске вызывала один раз за четверть. Я ничего в химии не понимал. До сих пор ничего не знаю. Только Н2О и не больше. Она подойдёт, журнал кинет на стол: «Ну, артист, иди к доске», — а сама стояла и смотрела в окно. Долго. Минут десять. Я возле доски весь в мыле. Мне все подсказывают, маячат. Она всё это слышала, но не реагировала. Потом поворачивалась, я весь в мелу, встревоженный. Она, не глядя на мою писанину на доске, говорила: «Ну, тебе тройки хватит?» Я кивал: «Хватит-хватит».

Фото: Анна Хвостова

«Потом я закончил 10 классов. Ещё до окончания в кинотеатре «Забайкалец» в 1949 году увидел документальный фильм «Малый театр и его актёры». Меня всё это потрясло. Я посмотрел его несколько раз. Там рассказывали о великих легендарных актёрах. Меня это всё захватывало. Я запомнил адрес театрального училища при Малом театре имени Щепкина. Адрес: город Москва, Неглинная, 6. Когда я получил аттестат зрелости, шёл мимо главпочтампта. Смотрю на этот аттестат и думаю, зачем его матери идти показывать. Она и так всё знает. Там показывать особо нечего — я не блистал. Я отправил этот аттестат по этому адресу: Москва, Неглинная, 6, Театральное училище имени Щепкина. Письмо дошло, и мне пришёл вызов. Собрался ехать».

Фото: Анна Хвостова

«У меня возле глаза был небольшой жировик, шишка. Он особо не мешал. Иногда увеличивался в размере, потом спадал. И когда Елизавета Ивановна — химичка — узнала, что мне пришёл вызов из театрального, она на меня посмотрела и сказала: «Ты что с ума сошёл, куда ты с такой рожей поедешь?» Она меня взяла за руку и повезла в военный госпиталь в районе СибВО. В этом госпитале её муж был главным хирургом. Меня разложили на столе, а командовала она: «Вот здесь осторожно режьте, чтобы в кино шрама не было видно». Я вам клянусь, так было. Вот что это такое. Когда я приехал в Москву, у меня был кровавый рубец. Но всё равно она как в воду смотрела».

Фото: Анна Хвостова

«Был у нас физик — Роман Евгеньевич. По разговорам похож на Жириновского. Так же быстро говорил. Он пришёл в школу в 1945 году раненый, контуженный, с незаконченным высшим образованием, но с аккордеоном. Ему где-то при школе дали комнатку, и он делал невероятные вещи. Он объединил два кабинета физики, и уроки у него были спаренные — два урока. Он сразу спрашивал весь класс. У него работали все. Несколько человек у доски. Другие с опытами. Двоек ставил дикое количество. А вечерами играл на аккордеоне, учился. Однажды он пришёл в класс и говорит: «Ребята, хочу хор создать». Сделано. Создал мужской хор. Пели все, кто учил физику. Помню в Доме офицеров запевали «Как у Волги у реки, у реки». Человек 70 ребят орут: у кого есть голос, у кого нет. Всегда получали первые места. Такие учителя очень важны».

Юрий Соломин и Алексей Бочкарников на встрече в школе №5
Фото: Анна Хвостова

«В 1971 году мы приехали с гастролями Малого театра на Украину. И вдруг в Одессе в гостинице звонок : «Здравствуй, Юра». Звонила Елизавета Ивановна. Я говорю: «А вы как здесь?» Она с мужем, он главный врач санатория для пограничников. Мы встретились, поговорили. Я её спросил: «А вы знали, что я буду артистом?» Она: «Конечно». Я: «Да не может быть». Она в ответ: «А что же я в окно смотрела, пока ты там всякую муру писал. Конечно, понимала, зачем тебя мучить». Мне повезло с учителями. Учителя — это люди, которые создают поколения».

Юрий Соломин и его одноклассник
Фото: Анна Хвостова

Кино требует жертв

«Курс, на который я поступал, набирала Вера Пашенная. Это был её последний курс. Я зашёл. Она спрашивает «Откуда приехали?» Я говорю: «Из Читы. Забайкалье». Она отвечает: «Я там была, но там же лагерей очень много». Я поспорил: «Ну, что вы? У нас только Кука, Дарасун». Я думал, речь про пионерские лагеря. Она засмеялась. Спросила про рубец, пошутила, что я из местных. Меня взяли. Тогда в театре была плеяда гениальнейших артистов. Наши старухи — мы их так ласково называли. Например, Александра Яблочкина. Ей было 98 лет, когда она ещё выходила на сцену. Я пришёл студентом второго курса на практику. Меня загримировала под араба, и я должен был её вывозить на кресле. Она перед выходом на сцену спрашивает: «Кто со мной будет работать?» Я к ней подошёл, представился, что студент. Она всё расспросила. Потом говорит: «А теперь давай соберёмся, настроимся». Это был для меня большой урок. Я должен был присутствовать и стоять в этом коллективе и соответствовать тому, что там происходило. Вот такая школа. Она существует и по сегодняшний день».

Фото: Анна Хвостова

«Есть такое понятие как художественное слово — это не техника речи. Это, когда человек умеет читать прозу и поэзию. Научить этому нельзя. Актёр, работая над спектаклем, должен знать литературу, историю того события, русская она или зарубежная. Мы это должны знать. Иначе подтекста не будет. Тех мыслей и чувств не будет. Глубины».

Фото: Анна Хвостова

«Я вам скажу честно, я не помню точно, сколько было у меня фильмов — что-то больше 60. Очень трудно посчитать. Некоторые названия уже не помню. Эти фильмы вобрали годы-годы. С 1957 года работал в Малом театре. Начал ещё студентом второго курса. И у нас по сей день все студенты второго курса Высшего театрального училища имени Щепкина при Малом театре проходят практику. Молодые артисты и студенты крутятся возле опытных и заслуженных людей. Бесценно».

Фото: Анна Хвостова

«Я не был в Чите с 1975 года. Тогда приезжал на съёмки. Снимался на вокзале с Василием Шукшиным. Мне надо было завести поезд, тронуть с места. Был очень старый железнодорожник, он был консультантом у нас. Не верил, что я способен запустить паровоз. Говорил, что тут с первого раза не поймёшь, одним разом не обойдёшься. Я нажал, что надо и не надо, — и поезд пошёл. Это был первый кадр. Тогда дублёров особо не было. Мы сами дрались, каскадёров не было. Сами соображали, что нужно делать, чтобы человека не убить».

Фото: Анна Хвостова

«Один раз снимался в фильме «ТАСС уполномочен заявить», я там играл нашего разведчика. Пригласили несколько спортсменов, которые владеют всякими единоборствами. Они мне показали. Один был темнокожий для большего антуража. Место действия — африканская страна. Снимали сцену драки. Я кого-то пытался ударить, они уходили от ударов, мастера спорта. И тут передо мной этот темнокожий, а у меня руки заняты, свободная нога, и я его ударил. Я думал, что он спортсмен тоже, но потом узнал, что он просто студент МГИМО. Его в больницу увезли. Но кадр был снят. Думаю, он больше не снимался в кино. Кино требует жертв».

Фото: Анна Хвостова

Особая Чита

«Критиковать сегодняшнюю Читу я не буду. Очень много хорошего, но есть и то, что могло быть и лучше. Вот я иду по улице. Это здание помню, этот дом, другой, а потом вдруг многоэтажка перекрывает вид на сопку. Зачем? Красота города в том, что он лежит в котловане из сопок. Как я восторгался, когда самолёт приземлялся. Не спал ночь. Смотрел рассвет. Необыкновенный. Я такого не видел. Я первый раз увидел такое солнце, и это у меня отложилось. Буду со студентами обсуждать. Город мог быть ещё лучше. Я за то, чтобы сохранять старину. Вот сохранили почту, — прекрасно. Если мы настроим стекло и бетон, мы многое потеряем. Хорошо, что в Чите много домов не выше пятого этажа».

«Когда говорят: «Да где эта Чита, там круглый год холодно». Я думаю: «Ну, придурки какие-то». Разве вы не понимаете, что страна огромная и прекрасная. Мне сейчас звонят из дома: «Как там с погодой?». А мы уезжали из Москвы в плащах, семь градусов, дождь со снегом. А здесь плюс 20. Не верят. А я знаю, Забайкалье — особая зона».

Фото: Анна Хвостова

18 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сразу видно — хороший человек!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Душевно так, на одном дыхании прочитала.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я горжусь своим Земляком!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А как он выглядит - внешний вид, осанка, выше всяких похвал!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

молодец,что приехал!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Боже, как он выглядит, как выглядит, какая осанка, взгляд, как поставлена речь, и ведь не кичится, мужчина и человек с большой буквы!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Высочайший класс. Повезло увидеть!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец что ушёл из чиновников, не могут хорошие люди находиться среди "слуг народных".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну а "наших" слуг народа, пенсионеров от бюджетной кормушки палками не отгонишь !

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а какое владение русским языком, потому и слушать было легко и приятно. Очень волнительная встреча. Благороднейший человек

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для какой такой цели перекрестили Яблочкину на Яблочника?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Богата земля Забайкальская талантливыми людьми!Горжусь земляком!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за переданную искренность. От счастья и приятности слезы наворачиваются) Мы Вас любим, Юрий Мефодьевич*

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Татьяна, с удовольствием всегда читаю твои статьи! Написано с душой, как здесь уже писали « читаешь на одном дыхании». Дальнейших творческих успехов!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что снимали в 1975 в Чите, где он играл с Шукшиным? Шукшин умер в 1974?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Даурию" снимали в Чите и окрестностях,но не весь фильм и не в 1975 году.После беспробудного запоя всей группы и нескольких смертей среди читинских жителей,съемки заканчивали в Подмосковье.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Видимо, запамятовал Юрий Мефодьевич,-он был в Чите где-то, в 85м году. У нас в ДК жд выступал, фото с ним сохранилось.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

БВА77му

Даурию снимали, Шукшин там снимался

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить