НОВОСТИ
15 ДЕКАБРЯ
14 декабря

Амбиции правительства и 14 смертей

В ночь на 12 июня в Петровск-Забайкальском районе у села Хохотуй в кювет высотой 30 метров вылетел автобус, перевозивший 51 паломника. В результате погибли 14 человек, включая водителя, остальные — пострадали. Верующие возвращались из села Урлук Красночикойского района после крестного хода в Варлаамский монастырь. Это священное место в народе называют забайкальским Афоном. Участок дороги, через который проезжал автобус, обслуживает бурятский упрдор. В момент аварии там не было металлического ограждения — его убрали на время ремонта, — и знаков ограничения скоростного режима. Следователи возбудили уголовное дело в отношении водителя автобуса и должностных лиц упрдора «Южный Байкал» по подозрению в халатности.

Краевая комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения собралась на внеочередное заседание через 2 дня после аварии. На ней отчитывались представители забайкальских ведомств, включая минтерразвития и прокуратуру. Приехало руководство упрдора «Южный Байкал». Заседание проходило под председательством губернатора региона Натальи Ждановой. На его открытии глава края заявляла, что недавние ДТП с паломниками и монгольскими детьми (в начале мая в 65 километрах от Читы на участке ремонтных работ опрокинулся автобус с 18 детьми и пятью взрослыми из Монголии, в результате чего пострадали две девочки) говорят о качестве работы органов региональной власти, выносимых ими требованиях по обеспечению безопасности на дорогах и, главное, — о контроле за их исполнением. Она проанонсировала масштабную ревизию общественного транспорта и соблюдения перевозчиками нормативов.

Фото: Анна Хвостова

50 нарушений за 2 года

Как выяснили в управлении ГИБДД по региону, из Читы Зиновьев увёз 45 человек, но на момент аварии в салоне находился 51 человек (в пресс-службе епархии края корреспонденту агентства пояснили, что водитель взял паломников из Урлука). То есть число пассажиров превышало количество мест в салоне. Предварительно главной причиной аварии считается превышение скорости водителем автобуса.

Транспорт был куплен принадлежащим сыну водителя ИП 6 июня, но не был зарегистрирован на имя погибшего Сергея Зиновьева. Страховое свидетельство осталось оформленным на предыдущего собственника, системы ГЛОНАСС в автобусе не было. Установленный в машине налоговый тахограф предназначался для международных перевозок, но лицензии на такие перевозки Зиновьев не получил. Последний техосмотр пройден в городе Тайшете Иркутской области и годен до 21 июля 2017 года. У водителя также нашли путевой лист от 10 июня с прохождением медосмотра.

По данным главы минтерразвития региона Виктора Паздникова, чьё ведомство контролирует 71 межмуниципальный маршрут, с Зиновьевым, работавшим с 2004 года, в 2017 году были подписаны договоры по шести направлениям. Один из водителей этого ИП, отметил Паздников, 4 апреля попал в ДТП с тремя ранеными. В 2016 и 2017 годах сам Сергей Зиновьев 50 раз привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения, в основном за несоблюдение скоростного режима. В 2016 году он без соответствующего разрешения переустановил двигатель на ПАЗ, и его оштрафовали на 5 тысяч рублей.

Виктор Паздников. Фото: Анна Хвостова

Неорганизованная безопасность

Со стороны же упрдора «Южный Байкал», «Транскапитала» и иркутского «Дорожника», занимавшихся ремонтом участка, где произошло ДТП, были не менее существенные нарушения, чем со стороны водителя автобуса. Там износилась дорожная разметка, отсутствовало ограждение и знак: перед опасным отрезком федеральной трассы предусмотрено ступенчатое ограничение скорости. За месяц до аварии на так называемом «тёщином языке» ремонтировали дорожное покрытие, устройство водоотвода, заменяли ограждение. После аварии его установили на следующий же день. Последняя проверка, которую проводили сотрудники ГИБДД на участке датирована 7 апреля — тогда с ограждением всё было в порядке. Но проект и схемы предстоящих ремонтных работ дороги ведомству ни подрядчик, ни упрдор не предоставили.

Отрезок трассы Иркутск — Улан-Удэ («Байкал») с 619 по 712-й километр, в который входит и «тёщин язык», был передан от Забайкалья Бурятии более 5 лет назад. И это, по мнению минтерразвития, не дало положительных результатов, так как техническое состояние дороги стабильно ухудшалось. С ноября 2010 года упрдор «Забайкалье» шесть раз обращался с просьбой передать трассу обратно. В головном ведомстве — Росавтодоре — отвечали, что участок трассы содержится надлежащим образом. Но у Паздникова другие данные — дефекты на дороге устранялись по несколько недель, дорожной разметки не было. В январе 2017 года состояние трассы в границах Забайкальского края инспектировал замминистра ведомства — тогда после снегопада дорога стояла с заносами и гололёдом. Об этом сообщили в Росавтодор, но ответ был один — все работы выполняются в срок, содержание проводится на допустимом уровне.

В минтерразвития края считают, что трасса Р-258 «Байкал» в целом находится в удовлетворительном состоянии, но некоторые участки подлежат реконструкции. По диагностике, уклон на том же «тёщином языке» не соответствует нормативам, так же, как коэффициент сцепления и прочности. Там необходимо менять параметры дороги с переносом полосы отвода. В 2004 году в бурятском упрдоре обещали представить разработанный проект по реконструкции. Но в итоге выполнили только капитальный ремонт. Работы, заявленные как гарантийные, оказались никак не связаны с гарантией: была расширена лишь дорожная часть, заменены ограждения. Но существующие недостатки капремонт устранить не позволяет.

Сергей Добряков. Фото: Анна Хвостова

Сторона бурятского упрдора

На заседании комиссии края присутствовал исполняющий обязанности начальника упрдора «Южный Байкал» Радик Фаразутдинов, который подчеркнул, что авария с паломниками — это частный случай для управления и привёл данные статистики. По итогам 2016 года на подведомственных трассах произошло 8 ДТП – на 27% меньше, чем в 2015-м, и не погиб ни один человек. За первый квартал 2017 года на 46% снизилось число ДТП по всей сети бурятского упрдора, число раненых – на 48%, а погибших – на 50%. При этом в 2016 году упрдор отремонтировал 23% дорог, провёл капремонт путепровода через железную дорогу. На 2017 год управление запланировало ремонт на 38 километрах и ремонт моста через Хохотуй.

Трагедия в Петровске-Забайкальском районе, уверен Фаразутдинов, не является регулярным случаем — это серьёзное чрезвычайное происшествие. В управлении идёт служебная проверка, оценку действиям дорожников дадут и правоохранительные органы. Росавтордор, говорил и. о. начальника, уделяет особое внимание безопасности дороги, снижению аварийности на дорогах, но ситуация с паломниками не снимает ответственности с подрядчика и регионального управления.

Отсутствие знака об ограничении скоростного режима перед «тёщиным языком» улан-удэнец не смог пояснить, отметив лишь, что предписание об установке ограждения и знаков выдавалось подрядчику. Металлическое ограждение, которое могло минимизировать потери в результате аварии, было снято, потому что мешало подрядчику проводить работы.

Радик Фаразутдинов. Фото: Анна Хвостова

Другая статистика

Со слов руководителя замглавы управления ГИБДД МВД России, генерал-майора Сергея Добрякова, ситуация российских дорогах остаётся напряжённой, но у правительства есть амбициозная цель сократить число погибших к 2020 году более чем на 30%. На федеральных дорогах в целом наблюдается большое число ДТП с тяжёлыми травмами.

В отдельно взятом Забайкальском крае только за 5 месяцев 2017 года количество ДТП возросло на более чем 4%, с учётом погибших на трассе «Байкал» — на 27%. В более чем 50% аварий были зарегистрированы недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии дорог: часто отсутствует дорожная разметка, отсутствуют или неправильно установлены дорожные знаки, неисправно, недостаточное или отсутствует освещение. Из требований, которые предъявляются к обеспечению безопасности на дорогах, со слов Добрякова, фактически реализуется только система видеофиксации. Она на поверку оказывается одним из самых эффективных методов регулирования дорожного движения, является сдерживающим фактором и увеличивает спектр выявляемых преступлений. Замглавы ведомства подчеркнул, что важна и готовность водителей следовать всем правилам и нормативам.

На участке с 619-го по 712-й километр, отданном на содержание Бурятии, с 2015 года произошло 21 ДТП с пострадавшими, погибло 16 человек, было ранено — 67. Без пострадавших случилось 51 ДТП. На «тёщином языке» за два года было 11 аварий. Большинство из-за наезда на препятствие или опрокидывания. В 2016 году, по данным руководителя УГИБДД Эдуарда Белобрового, было выдано более 1,5 тысячи предписаний, выявлено более 4 тысяч административных правонарушений водителями автобусов и выписано им штрафов на более чем 2 миллиона рублей.

Эдуард Белобровый. Фото: Анна Хвостова

Побочные дефекты

Основной проблемой, которую отметили почти все участники заседания — это недостаточное присутствие сотрудников УГИБДД на федеральных трассах. Но, как пояснил Добряков, учитывая большую протяжённость дорог, сложно обеспечить безопасность только личным составом ДПС.

Глава краевого минтера Паздников настаивал на срочном возврате участка трассы обратно в ведение забайкальского упрдора и добавил, что необходимо вернуть практику весеннего и осеннего комиссионного обследования участков дороги, по которым организованы перевозки. Они систематически велись в регионе до 2015 года. Он также сообщил, что с распространением практики частных перевозок проблемой стало то, что частники дублируют муниципальные маршруты.

Министр здравоохранения Забайкалья Сергей Давыдов, работу ведомства которого Жданова во время назвала идеальной, сослался на опыт других стран — когда там идут дорожные работы, то ставится масса знаков, барьеров и ловушек. По его мнению, нужно, чтобы на дорогах не просто выполняли нормативы, а маркировали по-другому особо опасные участки.

Сергей Давыдов. Фото: Анна Хвостова

— Если мы строим трассы, нам нужны разделительные полосы – это сохранение жизни. Ментальность, существовавшую 50 лет, не исправить – на хороших трассах быстрее едут, там и аварии с тяжёлыми травмами, потому что это лобовые столкновения. Нужен региону и единый колл-центр, — отмечал глава ведомства. Министерство уже взялось за работу с последствиями крупной аварии. Давыдов заявил об увеличении машин скорой на федеральных трассах, ведомство получит вертолёт для оказания помощи одними из первых в стране, уже планируются совместные учения с МЧС: в сентябре подобное ДТП смоделируют в городе, а затем в крае.

Выступила перед Ждановой и Татьяна Маресьева от Ассоциации автотранспортных перевозок, в которой состоял Зиновьев. Она также говорила, что на федеральных дорогах не хватает не только стационарных постов ГИБДД, в крае нет диспетчерского пункта, который бы следил за передвижениями автобусов, работой и отдыхом водителей по ГЛОНАСС и тахографам. Попросила вернуть отдельные лицензионные карты на каждую машину.

Прокурор края Василий Войкин подчеркнул важность ухода от дублирования органами функций друг друга. Представитель забайкальского упрдора отметил, что необходимо усиление ответственности перевозчиков. Глава управления автодорожного надзора края Виктор Быстров добавил, что в регионе нужно создать реестр добросовестных перевозчиков, а в остальном изобретать велосипед не нужно — все меры обеспечения безопасности уже существуют. Необходимы лишь координация и контроль.

Губернатор региона Наталья Жданова, заслушав доклады, резонно спросила всех: «Где вы были раньше?»

Пока система не работает на предупреждение, и смерть людей брать на себя никто не хочет. Но в этой игре полномочиями и ответственностью всегда одно главное правило — своевременность.

Фото: Анна Хвостова

В тексте была уточнена должность Сергея Добрякова.

9 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Про видеофиксацию мне понравилось! Это прямо перл, надо запомнить "Из требований, которые предъявляются к обеспечению безопасности на дорогах, со слов Добрякова, фактически реализуется только система видеофиксации. Она на поверку оказывается одним из самых эффективных методов регулирования дорожного движения, является сдерживающим фактором и увеличивает спектр выявляемых преступлений"! Вот оно чё!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Платон на воздух дорого обходится терпилам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Думал в этом году разметки на дорогах Читы не будет, но так понимаю в связи с произошедшим ее наконец-то нарисовали. На долго ли? До тех пор, пока чайник не остынет?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

50 нарушений за 2 года- это немного. Примерно 1 раз в месяц. Тут аккуратно ездишь, а все равно получаешь письма счастья. То тут 5 км лишних, то стоп- линия, то парковка. Весь город в камерах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сейчас ищут виновного случившегося и как всегда найдут. НО! Этот участок дороги нужно полностью демонтировать! Какие бы там ни были ограждения, на ЭТОМ участке дороги время от времени погибают люди, не так давно погибли туристы из гУлан-Удэ. А спросите сторожил, сколько в этой "яме" было машин. Необходимо провести подрывные работы "убрать гору" сделать дорогу ПРЯМОЙ! Я и многие Петровчане, считаем, что это единственный правильный выход. А дороги Бурятский упрдор делает хорошие.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А как он вперед проехал?разве не видел ,что нет ограждения и опасный поворот?кто виноват тут ясно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

да уж.сейчас много чего выяснится.главное чтобы не МЫ были виновны, деньги выделенные надо на то и тратить, что задумано, а не по карманам разлаживать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

За 2-3 млн в год зарплаты я бы тоже с чувством собственной значимости и с большим усердием участвовал в подобных заседаниях:выступал,отмечал, подчеркивал, указывал и проч. и проч.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Одна говорильня,где дела реальные?

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить