Р!
20 СЕНТЯБРЯ 2021

Литературному музею Забайкалья - полвека

Когда Чита скидывает летнюю дрёму, а из деревень и дальних городов в город возвращаются все — от мала до вели́ка, когда по первым опавшим листьям начинают ходить туда-сюда школьники и студенты, на землю спускается, чтобы обнять всех нас, она — «Забайкальская осень». Главный литературный праздник в этой части земного шара. В этом году «Забайкальскую осень» встречаем в 52-й раз. И в этом же году отмечаем полувековой юбилей не самого большого и не самого заметного, но всё-таки очень важного и ценного для забайкальской культуры музея. Литературного музея Забайкалья.

Сотни подлинных рукописей и их фрагментов, написанные лучшими мастерами пера письма, раритеты, книги с автографами, редчайшие фотоснимки, мемориальные вещи, авторские оригиналы рисунков. Если вы хоть что-то понимаете в забайкальской литературе, этот музей завлечёт вас и может быть даже вскружит голову. Около 4,5 тысячи единиц хранения удалось собрать за 50 лет. И за этим числом скрываются судьбы всех, кто воспел и прославил наш край на всю страну и за её пределами.

Как и почему появился этот музей в Чите? Отправимся мысленно в 1963 год — далёкое, вдохновлённое Гагариным время, когда страна буквально кипела идеями и предчувствием новой эпохи, а советские граждане были полны гордостью за восстановленную после войны и покорившую космос родину. Именно в эти дни началось рождение музея — пока только в виде идеи. Создать литературный музей придумали писатель Ж.Б. Балданжабон, краеведы Петряев, Цуприк, Татуйко, Балабанов. Молодые, энергичные, живые… Однажды на собрании членов писательской организации патриарх агинских литераторов Жамьян Балданжабон выступил с речью: «У меня зародилась мысль выступить перед вами и внести предложение об открытии в Чите литературного музея на общественных началах, где могли бы услышать звон «Колокола» и «Полярной звезды» Герцена, встретиться с деятелями культуры. Велика будет роль музея в воспитании литературной молодёжи и подрастающего поколения. Я думаю, что это в наших силах».

Идея была высказана, теперь нужно было переходить к делу. Областная библиотека имени Пушкина уже тогда располагала фондом уникальных редких изданий, раритетов, являющихся национальным достоянием общероссийского уровня. Замечательный учёный-краевед, библиофил Евгений Петряев писал тогда: «Фонды библиотеки своими редкостями создают полную возможность в экспозиции представить главные этапы литературного развития края».

Именно Петряев впоследствии станет научным руководителем, консультантом и помощником создания экспозиции. А первым председателем совета музея избрали краеведа, автора книги «Вчера и сегодня забайкальской литературы» Николая Дворниченко.

В те годы кадры библиотеки имени Пушкина пополнялись в основном выпускниками двух вузов: Московского и Ленинградского. Отработав три года, молодые специалисты уезжали из Читы. Писатель, исследователь Забайкалья, завсегдатай библиотеки Евгений Петряев, однажды увидев нового молодого энергичного библиографа Раису Ивановну Цуприк, подумал: «Может быть, она заболеет краеведением и останется?». Так и случилось. Сам Петряев и стал тем учителем, который не только «заразил» Раису Ивановну краеведением, но и после того, как уехал из Читы, продолжал опекать свою ученицу, подпитывать идеями. В результате Раиса Ивановна Цуприк на долгие годы стала тем человеком, кто воплотил идеи о создании литературного музея при библиотеке. Разумеется, были ещё и коллеги-единомышленники.

В создании музея активное участие принимали краеведы, писатели, библиографы, общественные деятели Забайкалья. Благодаря их поисковой и творческой работе оказались не забыты, а напротив — сохранены многие интересные литературные находки, коллекции редких и ценных изданий, материалы по истории забайкальской литературы. Это рукописи и первые издания книг, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и документальные фонды, мемориальные вещи, фотодокументы, авторские оригиналы рисунков. Часть из них представлена в музейной экспозиции, оставшиеся хранятся в музейном архиве.

Литературный музей Забайкалья разместился в 1967 году в новом здании библиотеки имени Пушкина, что отличало его от аналогичных музеев, созданных обычно при писательских организациях. Важными преимуществами были тесный контакт с читателями и фонд библиотеки – неисчерпаемый источник самых неожиданных и радостных для музея находок.

В 1968 году, к 20-летию Читинской писательской организации, была открыта большая литературная экспозиция. Тогда же полным ходом шла подготовка крупномасштабной стационарной экспозиции, посвящённой истории литературы Забайкалья дореволюционного и советского периодов. Уже тогда экспозиционная галерея не могла вместить все материалы и важные темы, так что основную массу приходилось хранить в фондах.

В 1973 году состоялось открытие постоянной экспозиции, организованной специалистами библиотеки и членами общественного Совета. В 1985 году под руководством главного библиографа Ирины Куренной началась реконструкция экспозиции. Была усилена работа по сбору экспонатов и документов, поиску новых рукописей, систематизации внутриперсональных фондов, налажена переписка с городскими организациями, различными обществами страны – Хабаровским литературным музеем, Государственной библиотекой имени Ленина, Государственной публичной библиотекой имени Салтыкова-Щедрина, Забайкальским землячеством в Москве, а также с краеведом Петряевым, потомками литераторов Титова, Шилова, Симонова и другими. Были подключены к работе местные журналисты, преподаватели и краеведы, открыты многие имена и факты литературной жизни края, в результате чего с использованием уже накопленной базы созданы совершенно новые экспозиции — персональные уголки Спафария, Таскина, Кулибина, Белецкого, Орфанова и других. Был оформлен отдельный стенд, посвящённый первым печатным изданиям Забайкалья, значительно расширены стенды, посвящённые семинару молодых авторов Сибири и Дальнего Востока в Чите в 1965 году, празднику «Забайкальская осень», литактиву Читинской писательской организации. Силами профессиональных художников-оформителей Читинского областного художественного фонда Прокопьевой и Шадрина был значительно изменён внешний вид экспозиций.

В новейшую историю музей не только не ушёл в небытие, как многое. Он продолжил развиваться! В 2008 году на средства гранта президента Российской Федерации была оформлена экспозиция, посвящённая истории книгоиздания в Забайкалье «Из истории книжной культуры Забайкалья (конец XIX — начало XX вв.)». В 2014 году под руководством Е.Н. Клетенкиной были заменены экспозиционные витрины в разделе «Забайкальская литература XX — начала XXI вв.».

Современная экспозиция музея отражает историю забайкальской литературы с середины XVII столетия (бытописатель протопоп Аввакум, исследователи Идес и Брандт, русский дипломат Милеску-Спафарий, литераторы на Нерчинской каторге и бывшие в Забайкалье по служебному долгу, горные инженеры и исследователи Забайкалья Кропоткин, Максимов, Черкасов, Кокосов, Гладков и другие), и до начала XXI века. В разделе экспозиции, посвящённой забайкальской литературе советского периода, представлена информация о забайкальских поэтах и прозаиках 1920—1930-х годов, литературных группах «Творчество», «Рычагисты», Читинской ассоциации пролетарских писателей (ЧААП), Асееве, Третьякове, Уткине, Кине, Фадееве; о военных корреспондентах и литераторах Забайкальского фронта (1941—1945) Симонове, Маркове, Молчанове-Сибирском; советских и современных забайкальских писателях Липатове, Седых, Балябине, Граубине, Лаврове, Куренном, Кузакове, Вишнякове, Макарове, Димове, Гордееве, Озорниной, Стефанович и других. Бурятской и эвенкийской литературе посвящены разделы экспозиции «Литераторы агинских степей» и «Эвенкийский поэт Н.В. Сахаров».

Литературный музей Забайкалья открыт для всех посетителей библиотеки имени Пушкина. А Забайкальская осень — лучший повод чтобы прийти сюда и прикоснуться к богатой, славной и многогранной истории Забайкалья литературного.

5 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К тому времени Балданжабон сам открыл и заведовал Агинским музеем, Петряев "болел" краеведением (набираю его книгу из 773 персонажей). В молодости я беседовал с Николаем Егоровичем Дворниченко, общался с Ниной Степановной Лапенковой. Никогда не забуду, как в октябре 1990 года я делал рано утром пробежку (добегал до могилы В. И. Балябина) и вдруг увидел свежую могилу - Н. Е. Дворниченко. На обратном пути до общаги всё вспоминал беседы с ним.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, дорогие журналисты! Спасибо всем, кто хранит память о незабываемом времени и людях, наших замечательных земляках. Грустно и радостно вспоминать о необыкновенном времени, где была такая Забайкальская осень!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Литературный музей - жемчужина культуры Забайкалья. Его обязательно нужно сохранить. Спасибо библиотеке, ее нынешнему директору, что уделяют музею большое внимание.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Была на Забайкальских осенях 70-ых. Столько было радости от встречи с новой книгой, с писателями. Люди хорошо знали писателей, много читали, а молодое поколение никого не знает. Так пусть будет литературный музей и ходит туда молодежь, хотя бы увидят как это было. Спасибо хранителям традиций!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

с удовольствием схожу! обожаю забайкальскую осень! может я ещё отношусь к молодёжи?!

ПОПУЛЯРНОЕ