Р!
18 СЕНТЯБРЯ 2019
17 сентября 2019

4 дня в сентябре: что смотреть на Забайкальском кинофестивале?

Программа Забайкальского кинофестиваля, как всегда, насыщена событиями. Творческие встречи, концерты, мастер-классы — и более шестидесяти игровых, документальных, короткометражных, анимационных картин. Какие фильмы будут представлены в конкурсной программе, чем хороша программа «Забайкальская жемчужина» и на что следует обратить особое внимание, если у вас есть дети – в нашем гиде по фестивалю.

«Монах и бес» Николая Досталя, которому предстоит открывать забайкальский праздник кино, увенчан целым ворохом российских наград. Это фантасмагорическая история о том, как во времена Николая I в мужском монастыре появился насельник Иван, а с ним – и демон по имени Легион. При нынешних несколько безумных отношениях между церковью и кинематографом фильм Николая Досталя хорошо бы посмотреть всем светски верующим – то есть тем, кто редко посещает храм и тем более исповедь, но полагает при этом, что вера есть нечто незыблемое и не подлежащее никакому обсуждению. «Монах и бес» эту идею опровергает с блеском – прежде всего благодаря замечательным актёрским работам Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова.

Показы в рамках конкурсной программы начнутся с 15 сентября. Почти все фильмы запланированы двумя сеансами, чтобы их могло посмотреть большее количество зрителей, и прежде всего молодёжи.

«По млечному пути» Эмира Кустурицы — новый фильм, может быть, самого безумного и прекрасного из ныне живущих европейских режиссёров. Время – 1992 год, боснийская война. Коста устал от боёв и крови. У него есть осёл, на котором он каждый день возит молоко из деревни на поле боя, змея, которую он подкармливает по дороге, женщина, которая любит его всей душой, и женщина, которую он сам полюбил всем сердцем. Но для чего все, когда кругом война? Если вы спрашиваете об этом, значит, никогда не видели фильмов Кустурицы и самое время посмотреть.

«Вся наша надежда» Карена Геворкяна – это как раз то самое российское кино, которое редко когда доходит до проката. Социальную драму о шахтёрском городке, брошенном с начала 90-х практически на произвол судьбы, фактически видели только кинокритики. На фестивале авторского кино в 2016 году все три жюри – молодёжное, зрительское и творческих союзов – признали картину лучшей. Сам режиссёр термина «авторский кинематограф» не любит: «Когда я приезжаю в Южно-Сахалинск, Челябинск или куда-то ещё, мне говорят: “А где же вы, ребята, чего вы нас забыли? У нас жизнь непростая.” В целом имеет место одна вещь, очень печальная – разрыв связей между кино и человеком. Кино живёт своей жизнью, люди своей». «Вся наша надежда» — не такое кино. И главную роль играет здесь шестидесятилетний шахтёр.

«Оралман» Сабита Курманбекова – история о человеке, который возвращается к родным корням. Оралманы – это этнические казахи-репатрианты. Главный герой, Сапаркул, совершенно не помнит мест, куда приезжает с семьёй, их не помнил даже умерший недавно отец – но Сапаркул всеми силами старается выполнить своё обещание ему: что бы ни случилось, больше не покидать своей земли. Казахстанский фильм, который в рамках фестиваля идёт даже не двумя, а тремя сеансами, может оказаться весьма близким и понятным любому жителю Забайкалья. В конце концов, поиск связи с прошлым, стремление узнать историю собственного рода – это то общее, что все ещё объединяет жителей бывшего СССР.

Шарбану Садат – женщина-режиссёр из Афганистана. Её фильм «Волк и овца» был удостоен Золотой пальмовой ветви в Каннах – и вот теперь его могут увидеть забайкальские зрители. Главные герои этой картины — ребятишки, пасущие скот в горах. Жизнь для них – сплав народных легенд, в которые они все ещё верят, национальных традиций, от которых никуда не уйти, социальных проблем, которые постепенно вытеснят собою сказки. Многие линии сюжета Шарбану Садат взяла из собственных воспоминаний. Роли здесь исполняют непрофессиональные актёры, а история о дружбе Кудрата и Седики напоминает о магическом реализме, о том, что в детстве возможно почти все. Хотя бы ненадолго.

«Прикосновение ветра» для жителя Забайкалья – это примерно как «Питер ФМ» для петербуржца. Только про Питер фильмов много, а про Бурятию и Иволгинский дацан… ну, сами понимаете. Режиссёры-дебютанты Елена Демидова и Ольга Веремеева снимали кино на собственные деньги, а потом – на деньги, собранные краудфандингом. Фильм рассказывает о смертельно больной московской актрисе, которая не верит уже ни во что – и которой предстоит на излёте жизни коснуться самой вечности на берегах Байкала. Постановочные в этом фильме — только сцены между двумя главными героями. Буддийские ритуалы и праздники снимались вживую, с местными жителями, а партнёром известной актрисы Юлии Ауг стал певец оперного бурятского театра, любимец публики Эдуард Жагбаев.

Фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло» — любимец региональных фестивалей. Оренбург, Екатеринбург, Нижний Новгород… хорошее кино в нашей стране часто приходит к зрителям вот так, не с афишами широкого проката, а с букетом статуэток и дипломов в небольших залах: гран-при, за лучшую режиссуру, за лучший дебют. Это кино о бывшем «топтуне» — специалисте службы наружного наблюдения из КГБ, потом ФСБ, а потом что ж, потом пенсия. И вот живёт неприкаянный Ильич: и работы нет, и не работать нельзя. Пошёл к врачу, а ему и говорят – мол, «синдром пустого турецкого седла», патология мозга такая. Вот вы бы смирились, если б вам сказали, что вся ваша жизненно полезная работа – следствие расстройства? Ну, то-то и оно. Финал у этого фильма блестящий, даже понравился одному французскому прокатчику – но не сложилось. Не привык, говорят, там зритель к такому агенту спецслужб.

«Свой аэродром» — или, вернее, «Аэродром матери» — кино универсальное по своей тематике. Чжоу Юпэн снял историю об оставленной матери, которая доживает свой век совсем одна в степи Внутренней Монголии. Приёмный сын, мальчик, которого привезли сюда из голодного Шанхая в 60-е годы, теперь лётчик. Уезжать он не хотел – но и не вернулся. Каждый день мать с надеждой смотрит на дорогу, надеясь, что сын вернётся. Идут годы, уходит здоровье – и вот однажды пьяный сосед говорит, что раз лётчик, значит, не приедете. Прилетит. И мать начинает обустраивать взлётную полосу, а местные, у которых язык не поворачивается сказать старухе правду – помогают ей, как могут. Прилетит ли домой её мальчик? Знают только те, кто смотрел кино до конца.

«Фантастическая любовь и где её найти» называют английской «Амели» — но это не совсем правильное сравнение. Да, это история о мечтательнице и любительнице литературы, которая меняет жизни всех вокруг. Но это прежде всего британское кино, со своим собственным парадоксальным шармом – очень живое, очень смешное, очень печальное. Режиссёр Саймон Эбауд неизвестен российскому зрителю, зато ему хорошо известен Эндрю Скотт – жуткий Мориарти играет здесь отца двойняшек, и делает это неподражаемо. Увидеть на большом экране его работу, или работу Тома Уилкинсона, как и Джессики Браун-Финдли, знакомой по «Аббатству Даунтон» и «Чёрному зеркалу», дорогого стоит.

«Забайкальская жемчужина» — программа, составленная из регионального кино. Его не так много, всего три картины, но каждая заслуживает внимания. Приключенческий «Тайник красных камней» Валерия Булатова, несмотря на любительский уровень, способен дать фору многим профессиональным российским лентам, которые, к сожалению, выходят в широкий прокат. Забайкальский вестерн числит в своём активе безудержную фантазию, отличный саундтрек, явное обаяние непрофессиональных актёров и искреннюю, с ног сбивающую любовь создателей фильма к своему делу.

«Заваруха» Геннадия Сергеева и Анатолия Полуэктова – кино намного более профессиональное. Криминальная драма — жанр для наших мест достаточно очевидный и нелёгкий. Что бы кто ни говорил, снять хороший фильм о проблемах «нормальных пацанов», попавших в крупные неприятности – это трудно. И совсем трудно сделать так, чтобы зритель понимал: ничего романтичного и ничего хорошего в воровской культуре, пропитавшей современный быт маленьких городов и посёлков, нет. Это зло, и единственное, к чему оно приводит – разрушение.

Документальную «Миссию», снятую в Чарской котловине, не видел практически никто – но вот теперь у зрителей есть возможность по достоинству оценить фильм Александра Свешникова и его команды. Это фильм-исследование, кино о связи человека и места, поиск причин, по которым приходят люди в эти суровые, прекрасные, неустроенные места. Как и предыдущие картины – это бесценный проект, поскольку даёт забайкальцам возможность увидеть на большом экране не только знакомые места, но и отражение собственных проблем, мыслей и чувств.

Кстати о широком экране. В рамках «Спецсобытия» у нас будет возможность раньше всей страны посмотреть основанный на реальных событиях «Салют-7». Полёт к этой беспилотной станции и стыковка с ней, осуществлённая с огромным риском в 1985 году советскими космонавтами, до сих пор считается самой сложной операцией в истории. Режиссёр Клим Шипенко сам представит зрителям фильм, который, будем очень надеяться, окажется так же хорош, как и недавнее «Время первых».

Что ещё ждёт нас в рамках VI Забайкальского кинофестиваля? Программа для детей, где покажут 10 лучших мультиков от студии «Союзмультфильм» — в том числе замечательную «Морошку». Цикл «Поздняя премьера» — для тех, кто хотел бы посмотреть недавний скандальный «Блокбастер» Романа Волобуева или знаменитую «Женщину с озера благоухающих душ», на примере которой около 20 лет кинематографисты изучают тайны мастерства. Программа «Новый взгляд», объединившая в себе шесть фильмов о детях – особенно рекомендуем обратить внимание на «Жизнь кабачка», честную, болезненную и добрую анимационную ленту о жизни мальчика в сиротском приюте. Разумеется, ночь короткого метра. И ретроспектива фильмов Эльдара Рязанова – одного из лучших режиссёров, на фильмах которого все мы учились любить людей и кино.

НазадВперёд
6 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

«Заваруха» Геннадия Сергеева и Анатолия Полуэктова – кино намного более профессиональное.

ахахахаха. нет уж, увольте

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Твои Зам.мэра олигархи и терпилы.Олигархи и терпилы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Салют 7 полностью покажут? Или отрывок?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Странный вывод делает автор обзора о картине "Монах и бес", фильм шикарный и более чем укрепляет в Вере.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Смотрела "Монах и бес" - очень понравилось!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Салют-7" - потрясающе.Пойдем на короткий метр.

ПОПУЛЯРНОЕ