Р!
26 АПРЕЛЯ 2019
Р!
Р!
Р!
Р!
25 апреля 2019

Школы в долговых оковах

После нескольких обращений к президенту, митингов, приостановок работы забайкальских педагогов правительство России взяло под пристальное наблюдение проблему с заблокированными счетами школ и детсадов. И, чтобы показать, что ситуация идёт на лад, Министерство образования и науки России нашло отличный способ избавиться от задолженности перед сотрудниками бюджетных учреждений. Правда, к разблокировке счетов эта реформа никакого отношения не имеет.

Далёкое ближайшее время

О том, в каком году ситуацию со счетами можно было уже назвать проблемой, выяснить непросто, потому как долги копились в школах постепенно и с разной скоростью. Однако бывший министр образования Забайкальского края Анатолий Чумилин выделяет 2015-й, когда блокировка счетов впервые привела к массовой задержке зарплат учителям: «В основном проблемы были, насколько помню, в Борзинском, Читинском районах. По Борзе, помню, мы даже с прокуратурой повздорили – мне предостережение выдали о возбуждении уголовного дела по невыплате заработной платы. Мы, естественно, написали, что деньги переведены и находятся на счёте Борзинского района, но там возникли проблемы местного характера».

Деньги на зарплаты педагогам край стабильно переводил и в 2017 году. Так, губернатор Забайкалья Наталья Жданова во время видеосвязи с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым в конце августа заявила, что все деньги, предназначенные педагогам, полностью переведены на счета в районы. А вот то, что со счетов деньги снять нельзя из-за ареста – уже второй момент. Медведев поручил главе региона в ближайшее время задолженность в 4,5 миллиона рублей перед учителями погасить.

Уже через неделю министр образования России Ольга Васильева отчитывалась журналистам, что долгов перед педагогами в Забайкалье нет. А ещё через неделю минфин края приготовил статистику – по ней задолженность не только сохранилась, но ещё и выросла до 13,3 миллиона рублей. Заблокированные счета, с которыми, по словам Васильевой, тоже трудностей уже нет, сохранились в 133 учреждениях. Это, конечно, не 150, как было в середине августа, но и не ноль.

На обоях держится

Поначалу виноватыми в этой системе сделали сами районы, которые допустили возникновение огромных долгов в переданных им на баланс образовательных учреждениях. В марте 2016-го Жданова даже готовила обращение в прокуратуру о недееспособности администрации Читинского района, где учителя начальных классов отказались работать. Однако Анатолий Чумилин уверен – передавать школы на содержание муниципалитетам, оставив за государством только зарплату педагогам, изначально было опрометчивой идеей:

«Федеральный бюджет ушёл от содержания учебных заведений, но мы же делаем одно дело, а у нас получилось кто в лес, кто по дрова. Вы сами понимаете, что муниципальные районы довольно бедные, а всё содержание образовательных учреждений висит на них. Мы говорим о едином образовательном пространстве, но как оно может быть единым? Представьте нищенские школы, как в Алесандрово-Заводском районе. Там здание чуть ли не времён декабристов, где всё на обоях держится. Как может быть единое образовательное пространство в Москве или в Новосибирске, и в том же Александро-Заводском? Я считаю, что должно быть только государственное».

А вот действующий министр образования региона Андрей Томских, который согласился прокомментировать ситуацию ИА «Чита.Ру» только через официальный запрос, придерживается позиции, что решение проблемы заблокированных счетов в школах зависит именно от муниципалитетов. При этом он отметил, что среди районов нельзя выбрать наиболее проблемные, так как все они «находятся в одинаковых социально-экономических условиях». Что же касается обязательств краевых властей по переводу зарплат учителям, то здесь все обязательства выполняются – подчеркнул Томских, вторя Наталье Ждановой.

Между тем, подтверждением слов экс-министра Анатолия Чумилина, что виной всему стала передача школ районам, были аналогичные случаи с блокировкой счетов в других российских регионах. В 2015 году, кроме Забайкалья, с этой проблемой столкнулась республика Марий Эл, а к 2017-му список пополнили республики Хакасия, Тува, Бурятия, Калмыкия, Приморский край, а также Саратовская и Архангельская области. Об этом министр образования Ольга Васильева и председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова в июле написали федеральному правительству.

Обход блокировок на федеральном уровне

В письме, адресованном координатору трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ольге Голодец, авторы подробно расписали, какие дополнительные траты несут местные бюджеты из-за блокировки счетов. Схема интересная: работник обращается в суд, чтобы тот вынес решение о выплате зарплаты – район платит судебные расходы и госпошлину; работник идёт к приставам, чтобы они исполнили решение суда – район оплачивает исполнительский сбор в размере 7-10% от взыскиваемой суммы; работник получает зарплату с задержкой – район доплачивает компенсацию. Добавьте в эту формулу ещё штрафы от 10 до 50 тысяч рублей за полную или неполную выплату зарплаты.

В том же документе предложен способ освободить педагогов от ежемесячного посещения суда. Инициаторы письма предлагают внести в федеральное законодательство изменения, по которым списывать средства на зарплаты работникам можно будет даже с заблокированных счетов.

По словам председателя краевого профсоюза работников народного образования и науки Нины Окуневой, предложение уже поддержали в Министерстве труда России и в Минюсте. До принятия же законопроекта в школах и детских садах Забайкальского края планируется создать так называемые комиссии по трудовым спорам, которые уполномочены списывать с арестованных счетов средства на зарплаты в досудебном порядке. Это должно сократить издержки и немного упростить жизнь работникам образовательных учреждений.

Скудные бюджеты

Но если по зарплатам появился какой-то просвет, то вопрос с заблокированными счетами продолжает висеть в воздухе, из-за чего предложенный законопроект кажется откладыванием решения куда более серьёзной проблемы – возможному закрытию школ и детских садов. С заблокированных счетов нельзя закупать уголь для котельных, а без отопления в школах зимой нельзя будет преподавать. Как, собственно, и без света. А ведь по состоянию на 1 августа общий долг перед поставщиками электричества и тепла у бюджетных учреждений в крае составил 1,4 миллиарда рублей. Как сказала Нина Окунева, речь об этом заходит на каждом собрании рабочей группы, так что прокуратура и краевые власти всё знают. Но пока, видимо, заняты педагогами.

«В этом году нам пришлось взять в кредит 15 миллионов рублей перед окончанием учебного года, чтобы разблокировать все счета, чтобы педагогические коллективы нормально провели ЕГЭ и сходили в отпуск, – рассказывает глава Борзинского района Юрий Сайфулин. – На 1 сентября мы тоже разблокировали все школы, чтобы нормально начать учебный процесс. С бюджетом, конечно, сложно. В основном счета блокируются из-за долгов по коммуналке и за охрану объектов. Опять же, проверки Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Мы не можем выполнить их предписания, а потом копятся пени и штрафы».

По словам Сайфулина, на все образовательные учреждения района в год удаётся выделить в лучшем случае 450 миллионов рублей – половину от необходимой для нормального содержания суммы. При этом из собственных доходов, которые составляют до 250 миллионов рублей, район отдаёт на школы и детсады около 65%, распределяя остатки между 15 сельскими поселениями.

В профсоюзе отметили, что в остальных районах Забайкалья ситуация к новому учебному году была и того хуже. На данный момент среди них нет ни одного муниципалитета без арестованных счетов.

По этим данным хорошо видно – даже если зарплаты педагогам начнут выплачивать в срок, работать им всё равно вскоре может оказаться негде, потому что содержание образовательных учреждений будет и дальше тянуть вниз и без того скудные бюджеты районов Забайкалья. Пока растущие долги не приведут к коллапсу системы бесплатного образования.

Разумеется, задолженность будет расти и по другим бюджетным учреждениям. Так, спустя 3 месяца после того, как Жданова заявила Медведеву о значительном снижении количества арестованных счетов, их число выросло в три раза — до 624. Как показало время, никакие точечные решения ситуацию переломить не могут.

НазадВперёд
Больше и жёстче в нашем Telegram-канале
8 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Яркий пример Атамановка. При советской власти начали строить ещё одну школу но до капиталистической революции не успели. Начальную школу разместили в детском саду, а здание начало разрушаться и средств на восстановление нет. Теперь дети учатся в здании церкви, клубе танкоремонтного, многие ездят в Песчанку. Это в 20 км от Читы, про глубинку в "заводских" районах что уж говорить. И самое поганое - ситуация будет ухудшаться, нет объективных причин для улучшения. " Есть только "понимание проблемы".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Однажды Ленину прислали телеграмму из провинции: «Шкрабы голодают».

— Кто, кто? — не понял Ленин.

— Шкрабы, — сказали ему — это новое обозначение для школьных работников.

— Что за безобразие называть таким отвратительным словом учителя! — возмутился Владимир Ильич.

Через неделю пришла новая телеграмма: «Учителя голодают»

— Вот — совсем другое дело! — обрадовался Ленин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какой молодец автор! Проблема, поднятая в статье, зеркалит на всю российскую действительность. Живут только центральные регионы. Не протсо живут-жируют. Москва забирает все налоги, оставляя регионам крохи, а все социальные обязательства скидывает на нищие муниципалитеты. Школа должна быть государственной, прав Чумилин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Московские школы, самые обычные бюджетные (бесплатные) укомплектованы и отремонтированы так, что нашим и не снилось. Электронные системы прохода в школу, видеонаблюдение в коридорах и фойе (причем не за счет родителей) - это самое обычное оборудование для млсковских школ. Про классы и говорить нечего. Стильно, аккуратно, удобно, в такой школе не то что учиться, жить хочется. А у нас? Наши несчастные за отопление заплатить не могут. Бедные директора наших нищенских школ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В этом году в школах Читы 1 классы укомплектованы примерно по 35 учеников. В деревенской школе Кыринского района в 1 класс пошел 1 первоклассник + 2 второгодника, всего 3 ученика. Зарплата у учитилей одинаковая. Здесь явное не соответствие.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Правильно, несоответствие, зачем там школы да и жить там зачем? Отдадим эти земли в конце концов китайцам. 300 лет наши предки осваивали эти земли, теперь отдаём потихоньку. В 60-х годах и из нашего посёлка многие перебрались в город, причина: оптимизация образования, закрыли среднюю школу.Теперь там из 200 дворов осталось 30. Лет через 10-15 встанет вопрос о ликвидации поселения юридически. Таких посёлков по краю уже сотни. Принцип такой :нет школы -нет поселения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот таких учителей , у которых из 3 учеников - 2 второгодника , метлой из школ надо гнать ! 3 из 3х при хорошем преподавателе медалистами как минимум быть должны .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чокавомаястигаш? ;-))

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ