
В 1865 году открыто Михаило-Архангельское приходское училище, проработавшее в разных статусах вплоть до 1917 года.

Мужская классическая гимназия открылась в Чите 30 августа 1884 года, она заняла двухэтажное здание на улице Большой (Ленина). Почти сразу власти города приступили к строительству капитального каменного здания под нужды гимназии. В 1891 году гимназия переехала в новое здание на улице Бульварной (Бабушкина) - сегодня в нём расположен один из корпусов медакадемии. Дети дворян, чиновников, казаков, мещан, крестьян изучали в гимназии латынь, греческий, немецкий, французский языки, математику, историю, географию, русский язык, Закон Божий и другие науки.
Строительство же Транссибирской магистрали повлияло буквально на все сферы жизни города, в том числе и на образование. Благодаря ему на Чите-I в конце XIX века появились не только ремонтные мастерские с обучением слесарным и другим техническим профессиям, но и открыта 2-классная школа, прямой наследницей которой сегодня остаётся средняя школа №45 на улице Горбунова.



Кроме него в городе работало землемерное училище.

В это же время в школах начинают обращать внимание на физическую подготовку учеников. А с началом Великой Отечественной войны вводятся уроки по агротехнике, вождению, механике сельскохозяйственных машин. В 1943 году школы вновь были разделены на мужские и женские, возврат к общеобразовательным школам произойдёт только в 1954 году.


Знакомая нам современная система образования в Чите формировалась в послевоенное время. В 1940-х годах школы начали получать пристройки для занятий физкультурой, трудами и начальной военной подготовкой. С 1958 года начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению. В конце 1960-х начало развиваться кабинетное обучение, при котором кабинеты в школах из универсальных переоборудовались в предметные, с большим количеством наглядных и методических материалов. В этот же период срок начального обучения был сокращён с 4 до 3 лет.
С 1953 года начинает работу Читинский государственный медицинский институт - тогда у вуза ещё не было собственных корпусов, общежитий, а 200 студентов учились в зданиях Областной партийной школы и мужской средней школы №3. Но к началу 60-х у института будет уже несколько собственных корпусов и два общежития — спрос на медицинское образование оказался стабильно высоким.



Родителей "её детей" не смущает возраст - на первые уроки некоторые приходили, но "все вопросы сразу отпали". Помимо русских, математик и окружающих миров, Вероника преподаёт им не менее ценные уроки. Дети настолько быстро доверились ей, что девочки уже не могут без неё решить сложные вопросы с причинами подёргивания косичек, мальчики учатся быть более терпеливыми. Она тоже быстро и бестрепетно прониклась ими, хотя изначально думала, что никого даже не обнимет. Но детям нужно учительское тепло. Недавно ученик позвал Веронику Сергеевну на важный для него хоккейный матч, и она обязательно пойдёт.
В классе Вероники больше мальчиков, это сложнее, потому что за дисциплину обычно отвечают девочки.
В школу Бурцева возвращается довольная. Дети тянутся и к ним невозможно не притянуться в ответ. Никаких принципиальных открытий в них она для себя не сделала.

Школьный учитель музыки научил меня не бояться и тому, что слова — самое главное. Он подбирал нам такие песни, которых, я уверена сейчас, вообще нет в школьной программе. Я подозреваю, что и программы никакой не было, просто он заходил с аккордеоном в кабинет и сначала пел нам сам — так, что чесалось в горле, а потом вместе с нами. А потом вызывал к доске — с кем хочешь выходи, по желанию. И ты стоишь в валенках в шеренге девчуль и: "В суровый бой идёт ледовая дружина, мы верим в мужество отчаянных парней". Или: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гудит со всех сторон…" Или ещё: "Мальчишки слёзы катятся, Чапай идёт на дно". Уехал куда-то потом на запад, и всё.
Или Слан-Тольна, тоже в школе. Она отвечала за многое сразу: внутренний стержень, сарказм и умение признавать ошибки. Хотя по расписанию — за русский и литературу. То, что мне сейчас ничего не стоит прийти и сказать — слушайте, я первый раз неправильно сказала, на самом деле вот так — это всё она. Я до сих пор — а с 11 класса прошло 16 лет - когда её вижу, завидую, как длиннющие ноги могут так гармонично сочетаться с орфографией и пунктуацией.
А Левашов? Виктор Степанович читал нам в университете курс советской литературы. Но по факту — принципы и достоинство. Если бы мне можно было вернуться в студенчество на чуть, то я бы выбрала туда, в 16-ю аудиторию, на вторую пару, к деревенской прозе, Маяковскому и "Жизни Клима Самгина". Сидит на столе, качает ногой, хоть и интеллигент. С первого раза и не разберёшь, что на экзамене — реви, не реви — а "Что-то, я вижу, вы не очень потрудились прочитать эту книгу. Это хорошая, кстати, книга". Когда несколько лет назад его можно было спасти переливанием крови, мы ходили, но у меня не взяли. Так вышло, что он во мне есть, а меня в нём не было.
Я уж не говорю про Агафонову. Стилистика стилистикой, а было это, оказывается, про смелость вообще и смелость быть таким, какой ты есть. И про то, что всем нужно тепло, даже если ты… Ну такой вот, какой есть. Я не знаю, что думают мои одногруппники, когда в повседневной жизни раз в несколько лет натыкаются на Эренбурга или Андроникова, а у меня что-то дёргается внутри стрункой и откликается зимней солнечной улицей Кайдаловской, куда мы однажды притащили ей письмо, чтобы она не болела и приходила снова нас мучать синекдохами.
У меня много такого: женская логика, непереносимость мудаков, категоричность, дружба с мужчинами, крутить ручку особенным способом, не снижать планок, спрашивать по-настоящему, чувствовать благодарность.

Выпустив наш класс, она через год уехала к дочери, научилась водить машину, и, кажется, прыгнула с парашютом. Новая жизнь — даже как-то странно было поначалу, но были "Одноклассники", мы поддерживали связь, хотя и недолго. Как-то она отправила мне свой стих про инопланетян. Тогда я думала, что она привычно намекает. Но оказалось, конечно, что просто мало о ней знаю, несмотря на то, что она доверяла нам гулять со своим пекинесом Алисой и висеть на домашнем турнике. Она тоже не прилетела с другой планеты. Просто писала стихи, а я не знала. Просто любила активный отдых, но я не знала. Мы с ней по-другому были близки — так, как бывают близки наставники и ученики. С той лишь разницей, что у наставника учеников много, а у ученика — всего один.
Она была и есть, конечно, очень внимательной, навязчивой и неравнодушной, умело совмещая всё со школьным формализмом. Как сейчас говорят, типичной классной руководительницей. А ещё она никогда не врала нам. Её за это многие подростки не любили — за то, как ей было не всё равно, что с ними происходит. И за то, как она без обиняков говорила, что. Я благодарна ей за сбитую с меня вовремя спесь, за иронию и сарказм (она была очень хороша в этом), за прямой взгляд, за умение вызвать удушающий стыд, за способность научить гордиться собой, за редкие учительские улыбки (после уроков зато можно было увидеть чаще), за то, какими мы с ней стали. На кого-то она — это неизбежно — не повлияла. Но со мной вышла другая история — она всегда знала, что я и кто я. Это пугало. Потому что даже я не знала. В итоге, она во многом оказалась права. Я желаю детям таких учителей — прямых и честных, вовлечённых. И родителям таких помощников — спокойных, адекватных, авторитетных. И учителям желаю детей, которые обязательно оценят. Пусть и через несколько лет.

За то, что Людмила Иннокентьевна занималась со мной литературой и русским вне уроков, ей не платили ни копейки. Тогда и за уроки по расписанию учителям платили намного реже и меньше, чем сегодня — тем ценнее усилия, которые вкладывались в меня по собственной воле. Если бы ко мне так относилась математичка или англичанка, возможно, я бы стал технарём или лингвистом. Или военным. Учиться тогда мне было легко по всем предметам. Но моя классная, почти что крёстная, быстро разглядела юношескую одержимость книгами, и с 5-го по 11-й класс последовательно лепила из неё, одержимости, нечто большее. Были разборы сочинений, городские конкурсы чтецов и, не часто, хмурые брови за то, что очередной стих я выучил на перемене и пересказал механически, без погружения вглубь. А это мощное возмущение моим желанием после 9-го класса уйти просто так, за компанию, в техникум. Были факультативные занятия мировой художественной культурой, на которые приглашались все десятиклассники, но ходил я один - дело было на летних каникулах. Мы говорили о текстах Достоевского, Ильфа с Петровым и «Агаты Кристи» — именно в кавычках, речь идёт о свердловской рок-группе.
Это наставничество никогда не было навязчивым с её стороны и многообещающим с моей, на филфак я точно не собирался. Это был один из миллионов случаев, когда учитель запросто отдавал больше, чем требуется, с азартом и верой в то, что «не зря». Мир держится на таких людях.
Сейчас ей 70, и ещё этой весной она работала. В той же школе, в том же кабинете, с тем же азартом, ясным взглядом, с той же лёгкостью. Звонила иногда и просила помочь справиться с интернетом или провести классный час. До сих пор интересуется делами в семье. Сердится на честные комплименты о том, что возраст её не берёт совершенно. Учитель, на уроки которого я не хожу уже 20 лет, хотя ходил бы и дальше. Учитель, интересы которого несоизмеримо выше вдалбливания в мозг предметного минимума. Учитель из той породы волшебников, магию которых чувствуют все причастные — одноклассники подтвердят. И все эти девичьи слёзы и наши юношеские сморщенные лбы во время пения прощальной песни на последнем звонке в 11-м классе — они честные.


Моё первое 1 сентября не было для меня огромным событием в жизни, потому что задолго до этого я приходила туда, как домой, с мамой, заглядывала к бабушке. Ходила между партами, отвлекала ребятню, а мамины шестиклассники казались такими взрослыми, что можно было называть на "вы".
А потом дома были уроки, летающие тетрадки по математике, неподъёмные словари и разговоры на английском. У бабушки - просторная комната, только моя и сестры, с мягкими креслами, в которых можно было дремать, свернувшись калачиком, и огромной стенкой с книгами. Собрание сочинений Пушкина, Лермонтова, зелёные корочки Лескова и ставшие любимыми кремовые - Блока. Здесь были написаны первые статьи, стихи и рассказы. Два из них, совсем крохотные, мы с мамой отнесли в редакцию газеты "Нива" в селе Ермаковском Красноярского края. Я знаю, эта первая публикация до сих пор где-то хранится у мамы.
Две моих любимых и таких разных женщины, два самых замечательных учителя для меня во всём. Настолько любимых, что 1 сентября и 5 октября - наши семейные праздники и семейная история.


От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником – Международным днём учителя!
По традиции 5 октября в России чествуют людей, посвятивших свою жизнь учительскому труду. Это праздник всех, кто изо дня в день совершает настоящее чудо - превращает робкого и пытливого первоклассника в зрелую личность, гражданина.
Сегодня время настоятельно требует от всех нас учиться непрерывно, совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы быть востребованными и конкурентоспособными. Поэтому переоценить значение труда педагогов невозможно. От них напрямую зависит, насколько успешными будут наши дети в учёбе и жизни, какой вклад внесут в развитие родного края, всей нашей страны.
Мы с гордостью отмечаем, что в школах и вузах Забайкальского края работают замечательные преподаватели. Именно они помогают юным забайкальцам раскрыть свои таланты, реализовать максимум возможностей. Наши педагоги успешно осваивают современные образовательные программы, передовые методы работы, реализуют перспективные научные проекты, побеждают в конкурсах педагогического мастерства.
Особого восхищения достойны ветераны, которые продолжают трудиться, являясь примером для молодых учителей, образцом глубокой верности своему призванию.
Дорогие учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений Забайкалья! Спасибо за ваш добросовестный труд, терпение и оптимизм!
Уверены: с вашей поддержкой забайкальских ребят ждёт ещё немало ярких побед! Пусть этот праздничный день принесёт вам массу положительных эмоций, тёплые поздравления от ваших коллег и учеников. Пусть каждый рабочий день будет отмечен улыбками детей и гордостью за их успехи! Счастья вам, крепкого здоровья и благополучия!


От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем учителя!
У каждого из вас – своя жизненная дорога, своя судьба, свои индивидуальные особенности, черты характера. Но есть мощное объединяющее начало для всех четырёх тысяч педагогов, которые трудятся в системе муниципального образования: верность призванию и родному городу, искренняя любовь к профессии и своим ученикам.
Это, как вечный зов, побуждает вас не стоять на месте, идти вперёд, осваивать современные учебные программы, внедрять новаторские идеи. Ваши старания не проходят даром, они благодатно отражаются на качестве знаний читинских школьников, воспитанников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Среди юных читинцев немало тех, кто побеждает на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, в спортивных состязаниях различного уровня, в том числе, федерального и международного.
Знания, приобрётенные за годы учебы, многие из ваших выпускников успешно применяют в жизни уже в качестве специалистов в различных сферах деятельности, добросовестно и с полной отдачей, как вы учили, трудятся на благо развития любимого города, Забайкалья, Отечества.
Спасибо вам за ваш благородный труд, за то, что ваши ученики не только получают знания, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, вы побуждаете их к дальнейшему совершенствованию, самообразованию, воспитываете в их сердцах лучшие нравственные качества.
Новых вам интересных идей и проектов, неугасимого вдохновения, творческих свершений! Пусть теплом и светом будет наполнен каждый ваш день, пусть ваши ученики и близкие дарят вам только радость, приветливые улыбки, слова благодарности! Крепкого Вам здоровья и всегда хорошего настроения!
С праздником, Днём Учителя!
Сердечно поздравляю вас с самым светлым профессиональным праздником - Международным днем учителя!
Именно вы, дорогие учителя, раскрываете заложенные в детях таланты, помогаете найти им свой путь в жизни, успешно внедряете инновационные образовательные методики и технологии, работаете над повышением качества образования, добиваясь положительных результатов. От вас во многом зависит будущее развитие Забайкальского края, вы учите детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Я благодарю вас за преданность профессии, мудрость и терпение, за чуткое отношение к детям и готовность не только учить, но и учиться, идя в ногу со временем, постоянно осваивая новые образовательные технологии. Желаю вам успехов во всех начинаниях и благодарных учеников! Счастья, здоровья и благополучия вам и вашим близким!
В проекте использованы фотографии Ксении Зиминой, Анны Хвостовой, Евгения Епанчинцева. Исторические и старые снимки взяты из архива проекта "Чита.Ру" "Чита - фото из прошлого", а также личных архивов Е.Шайтановой, К. Деревцовой, Р. Шадрина, Ю. Скорняковой.
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Представитель потерпевших заявил, что от приговора Шамсутдинову зависит будущее армии 26
Родители в Забайкалье назвали новорождённого Онфимом 18
Журналист Караулов отчитал министра Шангину за закрытую в Харагуне больницу 15
Гособвинитель запросил для Шамсутдинова 25 лет колонии строгого режима 12
Губернатор Осипов поздравил забайкальцев с Крещением и пожелал хранить в сердце веру 10