роман шадрин
МегаЛинк
Народному интернет-провайдеру Забайкалья - 20 лет
Наша компания - старейший независимый интернет-провайдер города. Старше нас только, пожалуй, агентство «Джин», хотя надо посчитать. Наша история пошла отсчитывать третий десяток лет, с ума сойти! Молодость, задор и воля к победе — история показала, что это и были наши главные инвестиции в компанию «МегаЛинк». Как это было — пытаемся вспомнить и систематизировать, несясь по волнам нашей памяти с соратниками и друзьями.
Павел Фёдоров
Директор компании "Мегалинк"
К 20-летию компании "МегаЛинк" её директор и путешественник Павел Фёдоров собрал старых друзей, чтобы вспомнить, как был пройден путь от юношеского увлечения компьютерными играми до серьёзного и надёжного интернет-провайдера. В разговоре приняли участие Дмитрий Соловьёв - ныне директор региона Чита компании "ТрансТелеКом", а также учредители компании "Чита.Ру" Сергей Мастеров и Евгений Насоловец.
- Компания «МегаЛинк» изначально задумывалась как оператор IP-телефонии. В конце 90-х это была реально горячая тема. Минута разговора с Москвой стоила тысяч 6 - в зависимости от времени, в которое совершён звонок: днём, вечером или ночью. Минута разговора с Китаем стоила от 15 до 60 тысяч рублей.
Павел Фёдоров: От идеи до бизнеса путь был неблизкий, затратный и непростой. Технически компания началась с коробки с софтом марки VocalTec, которая стоила, как слегка подержанный Land Cruiser. С помощью этого софта зарабатывать, мягко говоря, было сложно: голоса абонентов добирались друг до друга так же долго, как до нас добирается свет от далёкой звезды, были серьёзные проблемы с сигнализацией отбоя звонка. И, самое главное, для работы этого софта нужен был интернет-канал, он же аплинк. Он-то и стал одновременно и камнем преткновения, и пробой сил в пробивании всевозможных монопольных стен, и причиной появления одной из лучших, и по сей день, IT-команд региона.
Отцов-основателей компании «МегаЛинк» было трое — Дима aka JimmyZ, Сева aka Versus и я. С Димой мы вместе учились в ДВИСТе, во Владивостоке, а с Севой я общался полгода на BBS/2, прежде, чем познакомился в реальном мире. Ну и все вместе мы играли в Q2.

BBS (Bulletin Board System - широко используемый в эпоху «до Web» способ общения и игр пользователей компьютеров через коммутируемые телефонные сети - ред.)
Дмитрий Соловьёв: Я приехал в Читу после института в 1997 году. С Пашей мы учились в одной школе, в одном институте, постоянно общались на предмет высоких технологий. Паша однажды сказал, что решил заниматься IP-телефонией и нужен системный администратор. А я вспомнил про Севу, который на тот момент был безоговорочно лучшим специалистом в Чите. К первому оборудованию и шести телефонам добавился первый сисадмин. Арендовали офис в ЗабНИИ на Костюшко-Григоровича, но с выделенкой что-то не получилось. А потом в нашем поле зрения появился работавший на ГТС (городская телефонная станция - ред.) Алексей (aka GusFan, Фенечка, позже — Первый Хакер), у которого была куча модемов на 2400 и доступ к выделенкам (улыбка). И, чтобы оборудование не простаивало, мы собрали интранет-сервер, этакий интернет без интернета. Именно тогда были изобретены и обкатаны технологии для запуска полноценного интернет-провайдера. И поверьте, в те времена это было много сложнее, чем сейчас — в те времена мужчины были мужчинами и сами писали драйверы для своих устройств (улыбка). В январе 1999 года мы подключились к интернету, компания «МегаЛинк» встала на коммерческие рельсы.
Павел Фёдоров: Той зимой я попал на историческую встречу к главному инженеру ТУСМ-4 Олегу Александровичу Ознобихину. Это был прямой, честный человек, который любил прогресс, всё новое и современное, настоящий лидер и профессионал, прошедший путь от сельского монтёра до директора компании «ТрансТелеКом-Чита». Честно говоря, мне часто кажется, что тогда я просто оказался в нужное время в нужном месте. Без Ознобихина ничего бы не получилось, это — чистая правда.
Надо немного рассказать о том, что из себя представлял читинский интернет в то время. В городе был один интернет-провайдер, «ЧитаНэт», с «шишками» из тогдашней «Электросвязи» в акционерах. Со всеми вытекающими последствиями. А ещё в очереди на телефон люди стояли годами, а стоимость часа доступа в интернет по модему устанавливалась в долларах США. Мы увидели возможность эту ситуацию изменить, по крайней мере, попытаться.

В попытках каким-то образом получить аплинк в интернет я пообщался, в том числе, с директором «ЧитаНЭТ» Алексеем Моховым. Алексей с умным видом покивал головой, выставил нереальный ценник, а через пару месяцев «ЧитаНЭТ» купил себе свой собственный Vocaltec и начал пытаться предоставлять услугу. С чем я его мысленно и поздравил (улыбка).

Как мы всё-таки подключились к интернету? Благодаря волевым и политически очень рискованным решениям Олега Александровича, нам дали возможность подключиться к узлу ТУСМ-4 (телефонный узел союзных магистралей — ред.) на Чайковского, 22. Разместились мы там же, в соседней комнате. Проплатили быстрый (sic) канал на 256К. Купили 8 городских линий. В соседях по этажу у нас оказался «ЛокТелеКом» и его энергичный директор Юрий Андреевич Шепеленко. Так у нас появилось ещё дополнительных 4 телефона от «ЛокТелеКома» (с условием, что мы не перегружаем линии в ЧНН), а я узнал термин «эрланг».
- Забавно, но чуть позже аплинк «ЧитаНЭТ» включили (проключили, говорят связисты) в мой личный мультиплексор, и в минуты сомнений я иногда нащупывал пальцем упругую резиновую кнопочку отключения вражеского канала (улыбка).

Так началась наша жизнь как интернет-провайдера с дайлап-пулом сначала на 8, а потом и на 12 номеров. Помню первые 50 рублей, оплаченные первым абонентом Алексеем Гришановым aka Brait. Та дорогостоящая коробочка, которая Vocaltec, мирно пылилась в углу.
Евгений Насоловец: В интернет пользователи тогда выходили через модем, подключенный к телефонной розетке. С другой стороны провода стоял точно такой же модем, который выводил компьютер в Мировую паутину. На первом этапе работы компании «МегаЛинк» одновременно в интернете могли находиться только 8 человек. Остальные абоненты в этот момент пытались дозвониться на номер 32-55-06, в надежде, что один из каналов освободится. Ждать приходилось до получаса - всего клиентов было около тысячи. Дозвониться до квартиры пользователя в этот момент, соответственно, было невозможно.

Евгений Насоловец
aka Nasol
Скорость у "Мегалинка" была получше, чем у "ЧитаНэта", и его тогда называли народной компанией. В интернет тогда выходили в основном гики (англ. geek, человек, чрезвычайно увлечённый высокими технологиями — ред.). И когда мы, гики, приходили оплачивать интернет в офис "МегаЛинка", с нами разговаривали на одном языке, без официоза - в отличие от других компаний. Кстати, Паша был как раз тем человеком, который постоянно капал на мозги: "Насол, ты что до сих пор в банке своём сидишь? Да ты посмотри, какие просторы вокруг открываются!"
Павел Фёдоров: «МегаЛинк» появился в удивительное время! Ощущение того, что мы занимаемся нужным, востребованным, интересным делом сохраняется и по сей день. В то время все заметные люди города периодически мелькали в нашем офисе. Им всем был нужен интернет, и мы им его давали (улыбка).

Проблемы тогда тоже были другие, не то, что теперь. Помню такой случай. Главный инженер междугородки, некто господин Симаков, берёт кусачки, спускается в подвал ГТС и, намереваясь перекусить кабель «МегаЛинка», промахивается и откусывает «ЛокТелеКому» всю Школу-17. ОМОН вышибал двери, скандал! Таких случаев было — на небольшой роман. Всё потому, что до появления в Чите компании «МегаЛинк» интернет стоил 4 доллара в час, а мы эту ситуацию изменили радикально, и некоторым это не нравилось.

Однажды нас даже закрыли — отключили телефоны и закрыли доступ к нашему собственному железу на Чайковского, 22. «МегаЛинк» ненадолго ушёл в оффлайн для того, чтобы через пару месяцев начать работать в другом месте.
Дмитрий Соловьёв: В апреле 2000 года у нас появились железнодорожные номера телефонов. Началось с того, что к нам пришли ребята из ЗабИИЖТа с желанием подключиться к нашей сети. В итоге мы подключили их по выделенной линии - кабель шёл от Чайковского до управления ЗабЖД. Когда нас отключили от городских телефонов, начались походы к народным депутатам, письма в газеты, в антимонопольный комитет, который, кстати, реально помог. «Ростелекому» было вынесено предупреждение и с нами возобновили сотрудничество на условии, что мы уйдём с 32-х городских телефонов. А поскольку у нас уже была точка присутствия в Управлении ЗабЖД, туда мы и перевезли узел.
Павел Фёдоров: Переезд компании «МегаЛинк» в Управление дороги и возобновление деятельности не состоялись бы без главного инженера ШЧ-2 Сергея Николаевича Погорелова. Помню, как перед разговором с ним меня на все лады пугали забижтовцы, мол, крут, суров, неприступен. А я увидел профессионала, каких теперь уже не часто встретишь, знающего отрасль вдоль и поперёк, видевшего всех насквозь, умевшего наладить любой процесс. И если появился на свет «МегаЛинк» благодаря Ознобихину, то выжил и повзрослел он благодаря Погорелову.

После переезда, по большому счёту, жизнь наладилась. Телефоны у ЗабЖД тогда были неказистые, но в воздухе уже витала революция под названием «выделенки».

Началась совсем другая жизнь. Мы отбились в судах от претензий «Электросвязи» и «Ростелекома», подписали договор №1 с ТТК на лучший магистральный интернет в регионе. Никакими безлимитами, правда, пока не пахло. Ты подключался по выделенке, но платил по 3 рубля за мегабайт.
- Огромный толчок в развитии в начале 2000-х нам подарил Wi-Fi, мы даже умудрились выкупить беспроводной бизнес и частоты у пионеров рынка — компании «Айронет», дочки «Мобил Телекома». Появились и выросли конкуренты - «Чита-Онлайн», «МКС», но свой кусочек рынка мы уже заняли. Быть третьим, четвёртым и так далее провайдером было несравненно легче, чем вторым (улыбка). Мы крепко стояли на ногах, было время, когда в компании работало больше 25 человек.
Павел Фёдоров: Мы открыли филиалы в Первомайске и Могоче. Связисты первомайского ГОКа по дну реки кабель проложили, а мы привезли туда дискотеку «Звёздный путь» с Рокабиллом и DJ Morozz. Главным инженером по связи тогда на ГОКе был удивительный человек и первоклассный связист Юрий Александрович Богадевич, тёплый и ламповый в прямом и переносном смысле слова.

Сложно рассказать о 20 годах работы в одной из самых быстро развивающихся отраслей страны на нескольких скупых страницах. Были взлёты и падения, удачи и досадные промахи. Нам всегда чуть-чуть не хватало коммерческой жилки, нам больше нравилось смотреть в техническую суть вещей. Мы так и не научились продавать то, в чём не уверены на 100%. Можно ли хоть в чём-то быть уверенным на 100%? В данном случае — вопрос риторический. Порой мне кажется, что путь компании, основанной гиками, был предопределён заранее. Я знаю, что это карма, и против неё не попрёшь (улыбка).
- «МегаЛинк» сегодня? То, что он просто есть и ему пошёл третий десяток — очень здорово, но нам этого мало, мы — гики, помните? Вовремя сместили акценты на b2b (англ. «Business to business» — рус. «бизнес для бизнеса»). Поняли, что удержаться на плаву можем только за счёт гипертрофированной клиентоориентированности, слово-то какое длинное. Все новые и перспективные технологии у нас появляются раньше, чем у других. Спросите наших конкурентов — уже долго после той большой войны у нас практически со всеми ровные и партнёрские отношения.

Что касается меня лично, то «МегаЛинк» - это я и есть, равно как и наоборот, я надеюсь. Без моей компании, моих сотрудников и моих абонентов я не попал бы на «Дакар-2007», не разменял бы вторую сотню стран мира, не готовился бы сейчас на семитысячник. Не встретил бы столько удивительных людей на своём пути. Машина времени, чтобы прыгнуть назад и что-то изменить? Спасибо, оставьте себе (улыбка).

 
МегаЛинк, ул. Николая Островского, 20
  • 8 (3022) 222-111