Р!
25 АПРЕЛЯ 2019
Р!
Р!
Р!
Р!
Город изнутри

Город изнутри: Каланча на Чкалова

Забраться по старой, полированной тысячами рук и ног винтовой лестнице на самый верх, выбраться на панорамный балкон и увидеть Читу так же, как на неё смотрели дозорные пожарной службы сто лет назад… О главном разочаровании этого выпуска «Города изнутри» лучше сказать сразу — попасть внутрь и на самый верх каланчи нам не удалось. Впрочем, даже наш проводник за многие годы бывал там лишь дважды. Сегодня мы идём смотреть, что находится внутри старой пожарной части на перекрёстке Чкалова и Полины Осипенко.

В конце августа редакция «Чита.Ру» запустила новый сезон проекта «Город изнутри». Уже опубликованы результаты наших походов в хозяйственные помещения под памятником Ленину, реанимацию, котельной силикатного завода, родильный дом, кордон спасателей на Арахлее и центр реабилитации «Академии здоровья».

Старая пожарная каланча на Чкалова — одно из украшений города, прекрасный образец городской архитектуры столетней давности, напоминание о тех временах, когда, за неимением телефонов, камер наблюдения и сигнализаций, пожарные день и ночь несли дозорную службу на башне, а после пожаров сушили в её каменной утробе свои шланги, то есть, простите, рукава. Сегодня дозор на башне несут проросшие в кровле деревья, а большую часть здания занимает музей истории УВД по Забайкальскому краю. Чтобы попасть в него, нужно зайти во дворик со стороны Чкалова, а там уже в коричневую дверь под покосившимся старым навесом.

Дальше — лестница и Феликс Дзержинский на распутье.

Направо пойдёшь — в центр психологической работы попадёшь. Идём налево, в музей.

Экскурсию нам проводит директор музея, его хранитель и экскурсовод в одном лице — краевед Геннадий Александрович Жеребцов.

Чтобы проникнуться этим местом, нужно заглянуть не только внутрь самого здания, но и вглубь его истории. Начать можно с XIX века, когда единственная пожарная каланча небольшой тогда Читы стояла рядом с Атаманской площадью, на месте современного института предпринимательства. Город постепенно рос, и к началу ХХ века охватить его взглядом со старой каланчи было уже невозможно. Тогда на новой окраине города, в районе улицы Бульварной — нынешней Бабушкина — решили строить новую, выше и по расположению, и по объективным размерам.

По первому проекту архитектора Пономарёва пожарное управление было вытянутым в прямую линию, а каланча располагалась по центру фасада. Но в спорах проект изменился и здание стало угловым. На стройку ушло 5 лет — с 1902 по 1907 год, однако дожидаться завершения строительства пожарные не могли. Старая пожарка окончательно пришла в негодность, поэтому переехать пришлось до, как теперь говорят, ввода в эксплуатацию. В экспозиции сохранилась фотография 1911 года. На снимке видно, что каланчу тогда венчал не шпиль, а кованный ажурный крест.

Кстати, примерно в это же время каменные пожарные здания появились на улице Верхнеудинской на Острове, на Благовещенской (Журавлёва), и за Читинкой, в районе современной улицы Недорезова. Близость к реке для последней стала гибельной — каланча дала трещину, начала разваливаться, и в семидесятых была разобрана. Осталось одно название для района — Пожарка.

Здание на Уссурийской, нынешней Чкалова, до 1922 года пожарные делили с полицией. В царское время второй этаж здания занимала жандармерия. В расположенным рядом деревянном доме на Полины Осипенко, 37, были квартиры пожарных и полицейских, а сохранившийся и стоящий чуть поодаль двухэтажный дом №39 из красного кирпича служил чем-то вроде изолятора временного содержания для задержанных, с камерами и решётками на окнах.

Пожарная часть на Чкалова примечательна ещё и тем, что не изменяла своим функциям до совсем недавнего времени, а органам внутренних дел — никогда. Ещё в 70-е годы здесь находился отдел пожарной охраны, затем — управление пожарной охраны. Сам музей тогда располагался во втором корпусе управления МВД на Полины Осипенко. Пожарная охрана в то время входила в систему МВД, а не МЧС, как теперь. На Чкалова музей переехал в 1987 году.

На первый взгляд может показаться, что в музее сплошь фотографии и документы. Но, по словам директора, к созданию музея подходили с научной точки зрения: «Как можно отличить музей полиции от музея транспортной полиции, прокуратуры или музея пограничников? Все эти музеи в Чите есть. Поэтому в нашем музее упор сделан на текст и картинки, а не на вещи. И тем не менее, в шести залах у нас выставлено полторы тысячи вещей только основного фонда».

Как и положено настоящему историческому музею, экспозиция рассказывает о забайкальской полиции поступательно. Первый зал посвящён довоенному периоду.

Второй — воинский.

Дальше — вторая половина ХХ века с подробным рассказом о криминалистах, уголовном розыске, ГАИ, ОБХСС, паспортно-визовой и других службах.

Вещей в музее действительно много — и раритетных, и ушедших из нашего обихода совсем недавно.

«На этом месте, — показывает на витрину Жеребцов, — недавно стояла ваза — единственный вещественный экспонат, рассказывающий о пребывании Мао Цзэдуна в Чите. Сейчас её попросили передать на временное хранение для Красного зала краевого краеведческого музея — того, который показывают китайцам. Передали. А здесь теперь стоит ваза, подаренная русскому солдату за участие в русско-японской войне».

Сколько стоит эта «временная замена», сложно даже предположить.

Особенно сильное впечатление возникает, когда входишь в дальний зал, где притихли два ветерана — белый патрульный мотоцикл ГАИ и жёлтый милицейский, с коляской — прямо, как в «Берегись автомобиля».

Даже начальник маньчжурской полиции с восторгом играл в погоню, сидя на нём.

«Такие люди — они же как ребятишки. Работают с подчинёнными и вынуждены себя держать. А когда попадают в такую свободную обстановку, всегда расслабляются», — смеётся Жеребцов.

Оба стальных красавца появились здесь благодаря предыдущему главе УМВД России по Забайкальскому краю, генерал-майору полиции Роману Дееву. Он же обещал подыскать соседствующему с музеем центру психологической помощи другое помещение, а музей расширить за счёт занимаемых центром площадей. Но Деев уехал, и все остались при своём.

А вообще, музею нужны не столько площади (хотя и они, конечно, тоже) сколько постоянное внимание и, да, какие-то регулярные деньги на поддержание его в порядке. С 1987 года потолки в музее белились всего один раз.

Что ещё печальнее, вход в собственно башню пожарного управления давно закрыт на замок и войти туда нет никакой возможности. Сам Геннадий Жеребцов за 30 лет бывал там только дважды. Видел винтовую лестницу, а вместе с ней — грязь, пыль, неухоженность. Даже убраться внутри невозможно, ключи от замка хранятся не здесь, а у комендантского подразделения УМВД. Возможно, руководство УМВД просто не помнит о самом существовании каланчи или не понимает её потенциала — башня могла бы стать восхитительным продолжением музея. Тем более что речь идёт о той самой башне, с которой были сделаны знаменитые панорамные фотографии дореволюционной Читы. Вот эти.

Но мы увлеклись музеем, оставив в стороне другие помещения. А они есть! Полноценно осмотреть центр психологической работы нам тоже не удалось — вышедшая из-за двери сотрудница, извиняясь, полушёпотом объявила, что сейчас работает полиграф (детектор лжи), поэтому нужна полная тишина, приходите потом. Мы потоптались в коридоре и на цыпочках ретировались.

Потом вышли на улицу чтобы зайти в левую часть здания и увидеть, во-первых, тот самый вход в каланчу. Эта бежевая дверь — он.

Во-вторых, нам показали, как устроено расположенное здесь же отделение вооружения. Аккуратное, ухоженное. Это здесь ведётся учёт всего имеющегося в распоряжении полиции арсенала. Само оружие, конечно, хранится в другом месте.

По пути в гаражи первого этажа можно увидеть не тронутую временем дежурную часть пожарных — так она и выглядела 20 лет назад и раньше.

А это гараж. Сто лет назад здесь хранились баки с водой и сами водовозки. Затем — пожарные машины. Сейчас тут ставят машины дежурной части УМВД. Ну и личные, на которых приезжают те, кто заступает на дежурство и пересаживается на служебный транспорт. В гараже скучновато, но следы старины всё ещё проявляются — то очертаниями старых печей, то сводами арок из другой эпохи.

Уже на выходе нам показывают то главное, о котором нужно рассказать непременно. Новую деталь фасада со стороны Полины Осипенко. Не сказать, что здание рассыпается, как когда-то на Пожарке, но тревожные сигналы оно уже подаёт. Из оконного свода на юго-восточном фасаде начали выскакивать кирпичи, а по стене пошла заметная трещина. Вон там, в правом верхнем углу не заложенного кирпичами окна. И под ним.

Злокачественное новообразование появилось этим ненастным летом. Но пассивно смотреть на него, скорее всего, можно будет недолго. Дальше придётся выбирать между действенной помощью зданию и его окончательным увяданием и разрушением.

НазадВперёд
Больше и жёстче в нашем Telegram-канале
9 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И ничего не рассыпАлась Пожарка, а снесли её для того, чтобы построить общагу для локомотивного депо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот этот гараж в самом центре города сотруднички используют под собственные нужды, вот как раз как на фото - одна машина служебная, десять личных. Это наблюдают все мимопроходящие каждый день. А мы за это все платим. А они нам пенсионный возраст повышают, денег говорят нет в бюджете.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Они твою попку мягкую спасают от всяких негодяев, а ты посчитался. Дай вам волю в пещерах будем жить. Такие дяди как ты становятся чиновниками и режут всем и пенсии, зар.платы, расходы на культуру и прочее. Жадность твоя очень плохо. "Не там копаете"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жеребцов- мастер. Он даже на фотографиях- профи. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хорошая передача "город изнутри" ! с удовольствием смотрю! очень бы советовал сделать сюжет по состоянию нагорных канав( улицы Новобульварная,Матвеева,Балябина и т.д.) которые спасали центр Читы от ливневых стоков с нагорной части города а теперь "стараниями" отцов города превратились в клоаки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Труда и коллектор в жел.р-не,жители превратили его в помойку.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

интересно вот лет через 300 останутся от нас всякие "гаджеты" , или все только на видео и фото цифровых будет

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень интересная статья, прочитала взахлёб, спасибо большое! Такие материалы всегда любопытно читать и рассматривать

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

единственное только, ответьте пожалуйста, авторы статьи, а что же всё-таки внутри самой каланчи, за бежевой дверью? Вы написали, она находится за бежевой дверью, но продолжения нет, а ведь интересно, вам не разрешили наверх подняться и почему?

В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.

Если вы даёте согласие на изменение модератором вашего комментария, в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то модераторы постараются исправить комментарий так, чтобы его было можно опубликовать. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.

Мы не пропускаем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.

Комментарий отклонят, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.

Не публикуются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право не пропускать оценку работы модераторов и редакции.

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ