НОВОСТИ
22 СЕНТЯБРЯ
21 сентября
20 сентября

Учитель с 34-летним стажем: Дети не изменились, изменились их родители

Татьяна Самсонова работает в могочинской средней школе №1 учителем физики уже 34 года, из них 24 – ещё и директором. Сегодня она – участница проекта «Забайкалье — сила в людях», и в своём интервью «Чита.Ру» Татьяна рассказала, кто вдохновил её стать учителем, как прошёл самый первый урок, и почему учителю важнее любить детей, чем знать свой предмет.

Фото: из семейного архива Татьяны Самсоновой

– Что или кто вдохновил вас стать учителем?

– Даже не знаю, никогда не задумывалась. Наверное была влюблена в своих учительниц по физике и химии. Я училась в школе в посёлке Дровяная, учителем физики у меня была Лариса Андреевна, а учителем химии – Марина Степановна. Это два моих кумира. Мне нравились их предметы, они сами как учителя, и вообще мне нравилось быть в школе. Я их просто любила, от них шла какая-то интеллигентность, что-то такое учительское.

– Как вас восприняли дети на самом первом уроке?

– Когда мы учились, учителей не хватало, и нас отправляли на практику вести уроки в школы Александрово-Заводского, Нерчинского и других районов. Поэтому первые уроки мы давали ещё на четвёртом курсе. Я вот ездила в село Булдуруй в Нерчинско-Заводском районе. Это были старшеклассники, я всего лишь чуть постарше их. Когда зашла, волновалась. Мне их хотелось как-то поразить, а как их поразить, кроме как знаниями? Накануне я много готовилась к этому уроку, расписывала его по минутам.

Мы с ребятами быстро нашли общий язык, да и потом у нас сложились отношения. Они же все равно испытывали меня – вот приехала учительница, лишь чуть постарше. А потом уже было проще. Когда я на пятом курсе поехала в Могочу, я уже знала, что из себя представляет педагогическая работа.

– За 34 года работы были какие-то случаи на уроках, которые отложились в вашей памяти?

– Наверное, есть один такой. Это был урок в 10-м классе, который прошёл, скажем так, взрывно. Мы с одним ребёнком оба были неправы, много переживали по этому поводу. И этот парень, когда уже пошёл в армию, зашёл ко мне и сказал: «Татьяна Михайловна, простите». После этого случая прошло 30 лет, и я каждый раз вспоминаю, что было такое занятие, которое не заладилось, не пошло как надо. И это стало мне на всю жизнь уроком, после чего я не позволяла себе такого.

Но было много и хороших запоминающихся уроков. Традиционно, когда я выпускаю ребят, я прошу их написать сочинения, каким они хотят видеть урок физики. Я люблю такие уроки, когда ребята выговаривают всё. Например, было такое, когда мне написали: «Не сердитесь. Вы, когда сердитесь, похожи на Бабу-Ягу». И я всё время вспоминаю, что не надо походить на Бабу-Ягу на уроке. Многие пожелания пытаешься воплотить в жизнь.

– Сейчас много говорят о том, что дети стали другими. Вы это видите?

– Я всегда говорю: какими были дети, такими они и остались. Дети не изменились, изменилось отношение родителей. Но, может быть, технологии немножко забирают внимание ребят. Раньше мы очень любили ходить в походы, кататься на лыжах каждую субботу, воскресенье. Теперь это есть, конечно, и любят ребята походы, но уже каждую неделю не получается. Причём не получается не у нас, учителей, а просто нет желания у ребят. А так я бы не сказала, что они стали другими. Дети – всегда дети.

– С современными технологиями, гаджетами обучение стало проще?

– Когда я приехала молодым специалистом в Могочу, у меня и оборудования толком не было, а сейчас у меня хороший кабинет, куда я отовсюду везу приборы. Всё стало доступнее, нагляднее, ребята могут попробовать своими руками сделать многие опыты, которые мы раньше не то что провести – подумать о них не могли.

Или раньше мы сидели, рисовали плакатики, вырисовывали на кодоскопе (прибор для проекции изображений на большой экран – прим А.Ф.) плёнки по полночи. Или сейчас с компьютером, с одной стороны, всё это стало проще, лучше, а с другой – нам настолько нужны новые технологии, что мы не даём ребёнку начитаться всласть, познать слово. Ребятам не хочется читать – они включают наушники, и это не совсем хорошо.

– Что главное для педагога – знать свой предмет или уметь общаться с детьми?

– Предмет можно не знать и выучить. Чтобы быть педагогом, надо любить детей, чувствовать их. Вот зашёл в школу, откинул всё что было и растворился в детях. Даже если ты предмет не знаешь, но детей любишь, они тебя заставят его выучить. Есть учителя, которые отлично знают свой предмет, а с детьми не складываются отношения, и такие педагоги очень быстро уходят из школы. Вот я и считаю, что самое главное – это взаимопонимание с детьми. Если ты можешь достичь этого, всё остальное сложится. Да и знать предмет не так важно, важно научить детей добывать знания, чтобы даже если ребёнок чего-то не понял, он смог изучить это самостоятельно.

– Получается, чтобы быть педагогом, им нужно родиться?

– Родиться не обязательно, нужно захотеть. Я уже довольно долго работаю директором, к нам приходят молодые девчата – в основном девчата, к сожалению. Придут, боятся, но у них есть желание. И через какое-то время они становятся педагогами. А есть люди, вроде уверенные в себе, знают, что хотят от жизни, но не получается у них.

– Вы говорили о совместных походах и отдыхе на выходных с детьми. Общение не оканчивается со звонком на перемену?

– Мы стараемся вывозить детей, тем более что наша Могоча обделена инфраструктурой, поэтому мы очень часто путешествуем в Европу, в Санкт-Петербург, в Иркутск и ходим в походы. Я считаю, что во внеучебной атмосфере намного лучше налаживается общение с детьми, потому что там не совсем официальная обстановка. И мы, и дети – познаёмся с другой стороны.

– Какое самое большое достижение школы за срок вашего директорства?

– В рейтинге школ мы стабильно держим лучшее место в районе. Мы стараемся участвовать в разных конкурсах. В прошлом году мы приняли участие в проекте «Успешная школа – успешное будущее» и выиграли грант на спортивное оборудование, недавно выиграли грант на спортивную площадку. Ближе к завершению своей карьеры мне хочется сделать для школы что-то глобальное. И я думаю, что эти 8 миллионов рублей на площадку – как раз и есть наиболее значимое событие.

На правах рекламы.