НОВОСТИ
19 СЕНТЯБРЯ
17 сентября

Самобытный Аксель

Фото: vk.com/acselart_chita

Это даже не работа и не хобби. Дело. Призвание. Тот случай, когда труд в удовольствие, а доход не перекрывает желание делать этот мир лучше. Художник-граффити, основатель студии Acsel Art Алексей Литвинец рассказал «Чита.Ру», сколько «испортил» стен в городе, как из самоучки дорасти до профессионала и своей мечте раскрасить этот мир.

— Рисовали с детства?

— Да. Сколько себя помню, всегда рисовал. К тому же у меня отец очень хорошо рисует. Хотя его профессия и работа совсем не связаны с творчеством. Никакие художественные школы и институты я не заканчивал.

— После школы куда поступили учиться?

— В нархоз на государственное муниципальное управление. Тогда это было дело времени. Родители влияли больше, чем ты сам осознавал, что способен выбрать для себя что-то другое. К тому же в школе я, конечно, увлекался граффити, но не понимал всех возможных перспектив. А про ГМУ все говорили, что туда легче поступить, а потом платят побольше. Вроде как и престижно.

— Закончили?

— Да. Правда, на год уходил в армию. Доучивался уже на заочном отделении.

— Работали по специальности?

— Нет. Только практику проходил.

— Когда началось увлечение граффити?

— Это был 2005 год. Тогда у нас в Чите начиналась волна хип-хопа. Старшие ребята начинали продвигать это дело, знакомиться с этой культурой. Появились программы по телевидению, стал расширяться доступ в интернет. Много информации. Это всё и повлияло. Я сначала краем уха слышал, что есть граффити, но я как-то не заострял внимания. А потом, когда увидел фотографии работ европейских художников, меня это зацепило. Мне это понравилось. А рисовать я умел.

— Какие были первые рисунки?

— Рисовал череп. Своё имя. Какие-то числа. Баллончики. Наушники. Всю эту атрибутику.

— Увидели — зацепило — понравилось, а что дальше?

— Это засасывает. Один раз сделал, — и уже невозможно остановиться.

— Какая первая большая работа?

— У себя на районе пару стен испортил. Тогда я считал, что это очень круто: я разукрасил свою школу. Получился рисунок, который видно из окон кабинета математики. Помню, прихожу в школу, а все из кабинета выходят и с восторгом: «Вау, смотрите, как круто». Конечно, мне было приятно. Это был девятый класс.

— А что там нарисовано?

— Там надпись DJ. Сложно словами описать.

— Был какой-то наставник в творчестве, проводник, если можно так сказать?

— Я занимался брейк-дансом. В Чите был хип-хоп центр. Более старшие ребята открыли в городе школу брейк-данса. Учили не только танцам, но и рэпу, граффити и диджейнгу. Включали все направления хип-хопа. Мы с ними общались, я показал свои рисунки, им понравилось. Это было для меня очень важно. Мотивация творить дальше.

Также на меня повлияло то, что появилась хорошая краска. Конечно, не в свободном доступе, под заказ, но её можно было достать.

— Хорошая краска так важна в граффити?

— Очень. Когда я начинал, а это 9-й, 10-й класс, денег не было. Приходилось покупать то, на что хватит денег. Два-три баллончика. Китайские, самые дешёвые. Ими рисовать можно, когда сравнить не с чем. А потом, когда в руки попадает немецкая или испанская краска, — небо и земля. Начинаешь творить.

— Когда из «несерьёзно» творчество вышло на новый уровень?

— Когда я начал получать первые коммерческие заказы, я смекнул, что можно провести время с удовольствием и при этом заработать деньги.

— А когда пошли коммерческие заказы?

— Года через два. Но это была, в основном, мелочёвка. Хватало на краску и проезд. Тогда ещё не было понимания: чтоб не платили копейки, должен быть подходящий уровень. До сих пор многие считают, что граффити — уличное искусство, художники нарисуют за краску. Это стереотип и его надо было разрушить. Для этого нужен хороший уровень. Пришлось много работать.

— Уровень — это опыт или какая-та дополнительная учёба?

— В моём случае, это опыт работы с серьёзными заказчиками, которые могли бы тебя порекомендовать ещё кому-то. Качество, которое мы предоставляем.

— Какими заказами — своими работами гордитесь?

— Недавно мы сделали очень крутую работу — открыли боулинг в «Золотом Олимпе». Там мы использовали специальную краску, которая светится в ультрафиолете. Дизайн и весь проект полностью ложился на нашу студию. Мы его и предложили. К нам заказчик обратился с просьбой сделать что-то интересное. Мы предложили рисунок в ультрафиолетовом свечении, разработали эскиз, концепцию, дизайн. Согласовали всё. При работе с этим заказом мы использовали рекордное для Забайкалья количество ультрафиолетовой краски. Я более чем уверен, что по Сибири и Дальнему Востоку нет таких проектов. Да и сами заказчики тоже это признают. Изюминка этого проекта в том, что все стены и потолок закрашены этой ультрафиолетовой краской, которая позволяет добиться нужного свечения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Фото: vk.com/acselart_chita

— Долго работали?

— Два месяца. Начиная от согласования и подготовки проекта и заканчивая нанесением рисунка.

— Котельная Могочи — это же тоже вы?

— Да. Это мы.

Граффити на котельной в Могоче. Фото: Евгений Харченко

— Нравится работа?

— Очень. Меня впечатлила администрация, которая это заказала. У них мышление очень нестандартное для госслужащих. Для управленцев. У них при встрече горят глаза. Я сам спрашивал: «Зачем вам это?». Ответ — мы хотим сделать что-то красивое, чтобы люди начали обращать внимание. У них там много хейта — деньги некуда девать, лучше бы скамейки поставили. Я думаю, что надо делать среду, чтобы люди поднимали свой уровень жизни.

— Долго рисовали в Могоче?

— Рисовал где-то недели три. Прямо жил в администрации. Возможно, наше сотрудничество продолжится.

— Яснинская школа — тоже ваша работа?

— Да. Это благотворительный проект. С подачи организации Юлии Голобоковой. Где-то в начале лета мы с ней встретились, она объяснила свою идею и я дал согласие. Я вообще считаю, что одну-две работы за сезон нужно сделать в рамках благотворительности. Мы откликнулись с желанием и интересом. Подбили эскиз, выбрали время, съездили и сделали за несколько дней.

Фото: vk.com/acselart_chita

— Сколько сейчас человек в вашей команде?

— У нас студия Acsel Art. Работаем мы уже лет пять. В команде у нас пять человек. Два художника, дизайнер, маляр, SMM-менеджер. Маляр готовит стены. Бывает, что нужно подготовить большие площади и нужен человек, который закатает и выровняет стены. Качественно сделает. Работаем по-разному. Если большой проект, делаем вместе. На маленькие проекты делимся.

— Много в городе у вас конкурентов?

— Подобных студий в Чите нет. Но есть отдельные художники, которые берутся за выполнение заказов. У них это как хобби, а у нас — профессия. Призвание. Это, конечно, влияет на качество.

— Есть желание обучать своему ремеслу?

— Я открывал два раза свою школу по граффити. Ребят воспитывал и учил рисовать. Есть Максим Маколей, он сейчас перебрался в Питер. Связал свою жизнь с творчеством. Хотя первоначально был занят в другой сфере. Работал на СТС. Снимал сюжет о художниках-граффити. Позвал меня. Я ему всё рассказал и пригласил в школу. Ему очень понравилось. Ходил, занимался. Затем он пошёл учиться в художественную академию. Стал художником. Сейчас в Питере и занимается творчеством. Он молодец.

Получается, вы его первый учитель

— Мне бы хотелось так думать.

— Есть потребность получить профессиональное образование?

— Да. Есть. Недавно про это думал. Разговаривал с человеком, который закончил художественное отделение. Но у меня возникает дилемма. Классическая школа подразумевает собой какие-то рамки в творчестве. Техника, каноны. Я, когда, начинал рисовать, не знал каких-то техник, рисовал так, как вижу. Тогда получалось что-то своё. Учёба может заточить меня. И может пропасть самобытность. Но это пока мои мысли. Может быть, будет и по-другому.

Фото: vk.com/acselart_chita

Какие-то другие направления в рисовании привлекают?

— Да. Я открыт для нового. И мне всегда интересно. И даже в граффити, когда получаю новый заказ, мне интересно сделать что-то более сложное. Что-то новое. Найти какую-то новую технику или технологию, которую можно изучить, применить и удивить. Так получилось со светящейся краской эйва. Мы искали поставщиков краски, разбирались в технологии нанесения, проводили какие-то эксперименты. Советовали заказчикам, какие нужно купить лампы. Комплексная работа занимает много времени, но она интересная.

— Это помогает избежать риска в работе?

— Риск всегда есть. Я раньше очень переживал. Сейчас перестал. Приступаю к работе всегда с одной установкой: всё получится.

— Увлечение граффити обязывает, например, слушать определённую музыку?

— Это стереотип. Есть люди, которые рисуют цветы и слушают тяжёлый рок. Так же и здесь.

— Не было желание уехать из Читы? Видите здесь свой потолок?

— Последнее время появились эти мысли. Они всегда появляются после поездок. Особенно в крупные города. Я до последнего не понимал, почему люди уезжают, и всегда во всех дискуссиях защищал Читу, если можно так сказать. Но когда съездил в Москву… Проникся. Посмотрел. Мне понравился тот уровень. Есть к чему стремиться. Мне захотелось большего. Наверное, да, в Чите есть потолок.

В Москву ездил на дизайнерский форум. Прокачивал себя в плане дизайна. Смотрел новые тенденции и направления. После этой поездки у меня возник заказ в Москве. В Подмосковье открывался детский развлекательный центр. Полностью придумывали дизайн, рекламу, логотип, фирменный стиль и внутреннее оформление. Сделали всё комплексно. Жил там два месяца. Центр успешно работает.

— Работа и там вас найдёт

— Думаю, не пропадём.

— Каким видите развитие свой студии в Чите?

— Мне бы хотелось делать такие проекты, как в Могоче или Ясной, у нас по всему региону. Нести своё творчество на благо края. Чтобы здесь было что-то яркое. И эта социальная миссия очень для меня важна.

7 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец, что сказать. Желаю успехов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Красавчик

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец,Леша! Горжусь тобой!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец какой!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Алексей талантливый и одаренный Богом человек! Только в перед! Когда уже Москву начнешь покарять?)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лёха, мужик! сам всё знаешь! Красава во всех творческих аспектах! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Леша, умничка! 

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить