20 СЕНТЯБРЯ 2019
Осенний переворот

Аня Мукузани: Как сделать с подростком уроки и не вырвать на себе волосы

Мой 13-летний сын — моя гордость. Он долго молчал в свои 2,5 года, очевидно, понимая, но не желая принимать всю бренность сущего, а когда заговорил, то сразу сложносоставными предложениями с чёткими буквами «л» и «р». В 6 лет он освоил толковый словарь русского языка за авторством Ожегова, с 7 в его личном читальном кабинете (у нас это туалетная комната) на полочке скапливались крупные энциклопедии издательства «Аванта+». Однажды под подушкой я нашла пособие по уходу за кошками и котами.

Вообще, неплохо бы иметь представление о том, на что способен ваш ребёнок. В новой языковой школе сначала тестируют, чтобы понять силы школьника.

Я к тому, что он начитан, умён, сообразителен и имеет чувство юмора, каким должен обладать мужчина. Умеет, как любой мужчина, разбрасывать по дому носки, но вообще не умеет делать уроки. Подготовить сообщение по географии превращается в перечитывание любимых статей из энциклопедии великих открытий, пока тяжёлая от знаний голова не упадёт на подушку или саму энциклопедию. Сотни мелких и крупных, важных и срочных дел появляются, как только он открывает алгебру — нужно наточить карандаши, налить воды, прогнать кошку, поговорить с сестрой про личные границы, обсудить новый ролик из трендов Youtube’а, потерять и найти тетрадь, выдуть пасту из ручки, отмывать затем стол.

Моё терпение расходуется на чужих детей, и на своих остаются крохи, которые в вышеописанных условиях кончаются на подходе в комнату сына, дверь в которую забаррикадирована книгами, конструкторами и физкультурной формой. Больше всего меня как личность и мать возмущает и обескураживает тот факт, что с его мозгами сделать уроки за пару часов — «как не фиг делать». Но нет. Прокрастинация — его всё, и любое внешнее воздействие только усугубляет ситуацию.

Впрочем, не любое. В поисках корней произрастания подобного отношения к домашней работе я наткнулась на любопытный факт, точнее на справедливый сыновий вопрос: «Зачем?» Аргументы про положительные оценки в школе не имеет волшебной силы, если не сказать, не имеют никакой. Признаюсь, я сама пропагандист теории несправедливости и бестолковости школьных отметок за домашние задания, которые не отражают ровным счётом ничего, кроме прилежности, ибо наличие знаний можно проверить в устном ответе или любой контрольной. Вопрос «зачем?» заставил меня шевелить мозгами и вспомнить чудесную свою учительницу математики, которая умудрялась доносить суть явлений и формул через жизненные ситуации, а иногда даже стихи.

Есть и специальные курсы для школьников, которые прицельно помогают избавиться от первых двоек и быстро войти в режим после каникул (особенно летних), к примеру IQ007.

С тех пор выполнение домашней работы означает открытие дискуссионного клуба — сына и моего. И знаете, это влияет не только на более-менее приемлемые темпы выполнения уроков. 13-летний подросток спокойно воспринимает истории вида «когда я была в твоём возрасте», читает со мной википедию, смеётся над ответами на mail.ru, зарубается на скорость в решении дробей, спорит над параграфами в обществознании. Зачем? Затем, что это имеет к жизни прямое отношение. Недавно мы составляли список лёгких и серьёзных произведений к уроку музыки. Первую колонку он собрал сам, а вторую со мной из песен Eminem’а, Moby, "Радио Чача", Монеточки и Hurray for the Riff Raff, а не Баха или Моцарта. Поскольку теперь домашняя работа для нас не формальная история, а исследование, в том числе друг друга. И это хорошо.

Пишите мне на anyamukuzani@yandex.ru, если у вас тоже есть секреты воспитания или хотите о чём-то спросить. Я обязательно отвечу.
НазадВперёд
13 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нельзя говорить буквами,  ахах.  Звуками "л"  и "р",  зву-ка-ми! А по существу,  в 13 лет ребёнку бы уже пора уяснить,  кому нужны  уроки,  ему или родителям / учителям.  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вы давно подростков встречали? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Имею дома,  а что? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Перечитал 2 раза и ничего не понял.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Светлана Николаевна, вы?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Верх умиления для мамы: какающее чадо с книжкой.Вывод- интеллектуал!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А суть то где? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Анна, спасибо, что поделились. Да. Часто у детей с хорошими мозгами появляется вопрос: "Зачем?" Вы молодцы, что придумали выход - через обсуждение интересных тем, соревнование и т.д. как-то вписаться-таки в социальные рамки - школа, уроки и т.д. 

Хороший опыт. )))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Часто у детей с хорошими мозгами появляется вопрос: "Зачем?"" Все дети задают этот вопрос!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Писать я начинаю,

В башке бедлам и шум.

Писать о чем, не знаю,

Но все же - напишу!" (с)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В статье вопрос не раскрыт. Есть описание одного конкретного ребенка. Всё.

Странные статьи без конкретики, не в духе Чита.ру. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это просто такой вид рекламы 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бред какой-то! Статья из цикла " не знаю чо написать, вот чо-нить и напишу"