НОВОСТИ
21 НОЯБРЯ
19 ноября

«Не видели воздушных замков? Загляните в генплан Читы»

Общественник Максим Резвых перед дебатами. Фото: Арнольд Диана

У жителя Читы Максима Резвых нет профессионального архитектурного образования. Но наработок в этой области достаточно, чтобы говорить о том, каким может быть облик Читы. Его мнение — альтернатива привычному взгляду. Неожиданно. Смело. Где-то даже дерзко. Но всегда красиво. Отчасти это вызов городским архитекторам.

«Чита.Ру» начинает серию публикаций работ Максима, которые он представил на дебатах по благоустройству. В первой речь идёт о проблеме автомобилизации и о том, зачем небольшим городам нужно быть компактными; сколько средств необходимо на благоустройство улиц Читы, чтобы они стали, как в Париже, и почему в выборе «пешеход или автомобилист» власти должны ориентироваться на первых.

Что мешает благоустроить Читу?

Первым в этом списке будет даже не мэр, а личный автомобиль.

Так уж случилось, что автомобиль и город исторически оказались вещами несовместимыми. Всё движется к тому, что его применение в городе будет всё сильнее ограничиваться. Пионеры в этом плане европейские города. В России первая весточка глобального процесса — это платные парковки в Москве и Воронеже. Чтобы понять, почему так происходит, я рекомендую посмотреть короткое научно-популярное видео от известного урбаниста Максима Каца.

Чита стоит перед выбором: перестроить город под автомобили, сделав больше парковок, широких скоростных дорог, многоуровневых развязок, подземных переходов — то есть сделать город максимально удобным для вождения машины и максимально непригодным для любого другого образа жизни, — либо ограничить использование личного транспорта и предоставить широкие альтернативы для мобильности людей в городе. Это развитая сеть качественного общественного транспорта, дорожки для велосипедов, удобная пешеходная среда.

Первый путь самый дорогой и, как оказалось, самый неэффективный.

В первую очередь, невозможно решить проблему хранения. Машина занимает площадь примерно с однокомнатную квартиру, поэтому, если у вас пятиэтажный дом на 40 квартир, и каждая семья захочет владеть личным автомобилем, вам понадобится только на хранение машин площадь в 5 раз больше, чем занимает ваш многоквартирный дом. Думаете сделать пятиэтажный паркинг на 40 машин? Выйдете на улицу и посмотрите, куда мог бы уместиться новый пятиэтажный дом рядом с вашим домом? А куда похожий дом для машин поставят ваши соседи из дома напротив, особенно если они живут в девятиэтажке? А, может, вырыть подземный паркинг? В масштабах города понадобится практически зеркальное отражение Читы, только вглубь, под землю. Это равносильно тому, что Чита построит своё метро. Как думаете, есть в Чите деньги на что-то подобное? Нет никакой возможности создать инфраструктуру для хранения автомобилей для всех жителей в уже построенном городе.

Но, поскольку люди не могут скоординировать свои действия, то каждый берёт машину на свой страх и риск и начинает свою личную борьбу за пространство.

Самым простым следствием автомобилизации, которое легко связать с благоустроенностью города, является захват общественных пространств под гаражи и парковку. Автомобилисты захватывают дворы и придомовую территорию, паркуют машины в парках, на зелёных полосах и обочинах. Автомобили провоцируют внушительный масштаб эрозии почв. Знакомый всем читинцам вытоптанный пейзаж дворов и улиц — заслуга не только строителей, но и автомобилей горожан. В какой-то момент вы замечаете, что малейший ветерок в Чите оборачивается пыльной бурей, а дождь — потоками грязи по улице. Всё это вытоптанная автомобилями земля.

Автомобилисты быстро начинают чувствовать, что им тесно, и требуют от администрации расширения дорог, увеличения парковочного пространства. Администрация пытается идти навстречу этим требованиям и строит плоскостные парковки и расширяет дороги. Делается это за счёт устранения озеленения, вырубки деревьев, сужения тротуаров, разрушения скверов, площадей и прочих общественных пространств. Благоустройство города исчезает под натиском автомобиля.

Развязки и широкие дороги не помогают кардинально решить проблему пробок. На интуитивном уровне это кажется невероятным, но научные данные говорят, что это так. Можно взглянуть на график профессора Исмаила Сахина. Он иллюстрирует, как повлияло строительство второго моста через Босфор (красные столбики) на нагрузку на первый мост (синие столбики).

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

Хорошо видно, что эффект от нового моста был кратковременным, буквально через несколько лет уже оба моста были забиты под завязку. Учёные это называют «эффектом спровоцированного спроса». Как только улучшается положение автомобилистов (увеличивается число полос или парковок), спрос на автомобили вырастает, и дороги с парковками за считанные годы забиваются снова.

Городские власти, потратив миллиарды, опять столкнутся с той же проблемой в её исходной остроте. Это порочный круг. Городское пространство — дефицитный товар. Именно поэтому ни один мэр в мире не решил проблему пробок, расширяя дороги и строя развязки.

Если вы посмотрели видео Максима Каца, вы уже знаете, что город с самой развитой автомобильной инфраструктурой на планете является и самым чудовищным примером пробок. Лучшие в мире инженеры, лучшие в мире дороги, гигантские бюджеты не дали никакого значимого результата.

Тем не менее, главный архитектор Читы и его окружение считают, что они с этими граблями справятся лучше американцев. Поэтому в генплане предусмотрели больше 30 развязок. Чтобы построить их все, уйдут миллиарды и больше 150 лет по подсчётам архитектора Виктора Кулеша. Если вы не видели воздушных замков — загляните в генплан Читы. Читинские архитекторы готовы пойти на гигантские по меркам города траты, чтобы в итоге убедиться, что это не работает и всё, что пишут в современных исследованиях и учебниках по урбанистике и градостроительству, — правда.

В городах же с более продвинутой мэрией смекнули, что единственный способ удовлетворить спрос автомобилистов на пространство — это цена. Там перестали тратить деньги на новые дороги и стали брать плату за парковку или за въезд в город. Модель спроса и предложения предполагает, что товар получает тот, кому он больше всего нужен.

А пока мэрия, пытаясь удовлетворить требования автомобилистов, которых в Чите меньше 30% населения, перераспределяет большую часть бюджета не на благоустройство и озеленение улиц, а на обслуживание и строительство дорог. Итогом такой политики стало то, что пешеходная среда в Чите деградировала.

Ни в городской, ни в региональной власти никого не заботит экология города. Вы должны понимать, что там сидят автомобилисты, и они считают, что за комфорт автомобилиста общество может и должно расплачиваться сбитыми людьми и неизлечимыми болезнями. Нормы по предельно-допустимым концентрациям вредных веществ (ПДК) в Чите никто не соблюдает. А они, по данным исследований, довольно внушительные. Для примера, в первом полугодии в Чите фиксировалось превышение ПДК по бензопирену в 52 раза. Не в 2, и не в 3, а в 52.

Бензопирен — это сильнейший канцероген, вызывающий онкологические заболевания. Его основной источник — автомобильный транспорт и угольное отопление. Я мог бы привести статистику, как в некоторых городах западных стран, где ограничивается личный транспорт, упала заболеваемость астмой. В Чите же этот показатель даже по российским меркам среди детей выше средних значений по стране на четверть. Городская среда в Чите не просто не комфортная, а опасная, в том числе благодаря доступности автомобиля, на чью долю приходится до половины всех вредных выбросов в атмосферу.

Субурбия

Ещё одним следствием автомобилизации в Чите является рост улично-дорожной сети. Когда количество машин растёт, то растёт и число желающих жить за городом, поближе к природе и чистому воздуху, а в город приезжать на работу, ради дел или развлечений. Если город (или областные власти) начинает продавать или каким-либо иным способом предоставлять участки земли для строительства индивидуального жилья за городом, у города начинается рост пригородов (субурбия).

Мы видим удивительную ситуацию. В Чите в 1985 году проживало 344 тысячи человек, а в 2015 население было практически таким же — 339 453 человек. На снимках из космоса красным контуром отмечены границы города и пригородов в 1984 году, а заливкой новые районы города, появившиеся за прошедшее время до 2016 года.

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

То есть при всё том же числе жителей площадь города и, следовательно, протяжённость улиц увеличилась в 1,5 раза. Таким образом, должны вырасти и расходы на строительство и обслуживание улично-дорожной сети — на освещение, уборку, озеленение и ремонт.

Почему городским властям, когда речь заходит о благоустройстве города, так важно следить за тем, в каких границах развивается город? Всё дело в том, сколько денег может потратить бюджет в расчёте на километр улицы. Простой пример: допустим, у нас есть пятиэтажный дом на 40 квартир.

Если расселить этот дом в одноэтажные коттеджи на одну семью, то мы получим улицу в 10 раз длиннее, чем было бы при проживании 40 семей в 5-этажном доме.

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

Вам придётся потратить в 10 раз больше на одноэтажную улицу в пригороде, чем на улицу расселённую, например, в дома средней этажности.

При фиксированном бюджете на километр улицы вы потратите на малоэтажные улицы в 10 раз меньше. То есть пропорционально росту протяжённости улиц снижается среднее качество улиц, потому что на благоустройство остаётся всё меньше и меньше денег. Получается, что на создание комфортного пространства для одного и того же количества человек в одном случае бюджета может хватить на создание приятной и ухоженной улицы (при среднеэтажной застройке), а в другом едва хватит на грунтовую дорогу без тротуаров.

Если руководствоваться исключительно экономическими соображениями, то в этом смысле небоскрёбы могли бы оказаться наиболее выгодной формой застройки для города. Однако город — это основное жизненное пространство современного человека. Так сложилось, что верхняя граница комфортного масштаба зданий проходит на уровне 5-7 этажей — это среднеэтажная застройка. Выше — уже плохо. По этой причине, в частности, многие европейские города законодательно определяют предельную высоту зданий на этом уровне.

Читинские власти обрекли город на появление больших неблагоустроенных районов, предоставив возможность строить такие малоэтажные пригороды.

Чтобы понять масштаб проблемы, я приведу вам простой пример. За последних 10 лет город потратил около 2 миллиардов рублей на благоустройство. Только чтобы реконструировать большую часть улиц правобережной части Читы, потребуется примерно 3,8 миллиарда рублей. Такую сумму можно получить, если взять расходы, которые понёс Александр Леснянский (читинский предприниматель) на реконструкцию участка улицы на Ленина. Это самая честная оценка стоимости реконструкции улицы в Чите, ведь предприниматель не может дать сам себе откат. Остаётся пересчитать на условный погонный километр — получим 70 миллионов рублей. Умножим на протяжённость улиц в правобережной части. 3,8 миллиарда рублей, и Чита будет иметь парижские улицы. Но уже потраченных 2 миллиардов вы почти не замечаете. Они, как вода, уходящая в песок, — тратятся на обслуживание разросшихся читинских улиц.

Та же логика работает и в отношении любой другой масштабируемой городской инфраструктуры. Например, с дамбами. К 2016 году водная граница Читы, проходящая по реке, увеличилась вдвое в сравнении с 1985 годом за счёт новых районов малоэтажной застройки. Это, само собой, требует и удвоения расходов на возведение сооружений для защиты от подтоплений. Видимо, то, что денег на это строительство в бюджете не оказалось, стало для властей неожиданностью, раз мы наблюдали этим летом такой потоп.

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

Хотелось бы, чтобы городская политика была продуманной, а не сиюминутной. Но если у властей нет стратегического видения и понимания того, как должен развиваться город, то и результаты почти не отличишь от кома больших проблем.

Чтобы иметь шанс на хорошее благоустройство, город должен быть либо очень богат, либо компактен. Если вы бывали в европейских столицах, то отмечали их красоту и ухоженность. Простой секрет их красоты — в компактности. За счёт компактных границ они могу больше потратить средств на квадратный метр своих улиц и общественных пространств.

Бюджет и протяжённость улиц

Если, например, взять плотность города Вена, то можно заключить, что австрийским архитекторам, чтобы построить города на 340 тысяч человек, понадобилась бы всего треть той площади, которую сейчас занимает Чита (зелёным отмечена граница, которую австрийцы посчитали бы достаточной).

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

Представьте, сколько лишнего пространства нуждается в уходе и благоустройстве.

Образовавшиеся в Чите обширные пригороды стали причиной такого явления, как маятниковая миграция — это передвижение людей из районов своего проживания в пригородах в город для работы и обратно. Маятниковая миграция критически нагружает дороги и приводит к их ускоренному износу, появляются заторы, критически увеличивается загрязнение воздуха. Соответственно, растут расходы бюджета на обслуживание дорог. Администрация, когда потратила 2 миллиарда на Каштакскую развязку, в действительности обслуживала образ жизни автомобилистов, расселившихся в северной части пригорода. То есть жители центра субсидируют жизнь автомобилистов за городом ценой разрушающихся тротуаров, ветшающих парков и фасадов.

Проблема пригородов очень серьёзная. Я предлагаю посмотреть на два снимка со спутника. Зелёным отмечена многоэтажная городская застройка, а красным — малоэтажные районы с коттеджной застройкой — пригороды.

Это город Екатеринбург.

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

А это Чита.

Фото: rezvykhmax.blogspot.com

Чувствуете разницу? У Читы определенно проблемы. Почти треть её территории — это неблагоустроенные пригороды. Частично — это ближайшие деревни, вошедшие в границы города. Остальное — это новые районы. И Чита продолжает их наращивать. Надо признать, что при читинском бюджете, даже если власти захотят, вы никогда не увидите в городе картинку с изумрудными лужайками, мощёными пешеходными дорожками, в сени высоких деревьев, нависающих над безупречно ровной дорогой. В Чите нет денег на американские пригороды.

На этом можно было бы поставить крест — у Читы при текущих приоритетах нет шансов на благоустройство. Это результат многолетней городской политики и серьёзных градостроительных заблуждений.

Но, всё же, даже для критического состояния есть способы лечения. Для таких тяжёлых пациентов, как Чита, они довольно радикальные.

Продолжение следует.

34 отзыва
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кто бы сомневался в тупости наших чиновников. В чите ни одного адекватно парка или сквера. Оставшиеся деревья вырубаются, кладётся некачественный асфальт. Требования к дворам новых домов - парковки. Далеко идти не надо посмотрите Варламова и мучиться с напечатанием статей не нужно. Тот у кого в голове есть в мозги никогда не станет делать то что делают наши чиновники под видом благоустройства. Отберите у них кто-нибудь их дипломы, они их не заслужили.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У Резвых нет соответсвующего образования. И это в начале и это же конец. Дальше даже читать смысла нет.

По поводу чиновников. Да у многих купленные дипломы, но зато они прекрасно знают как наполнить свой карман и умеют лизать. С чего вы вообще взяли, что наши чиновники тупые ? Они просто ставят перед собой совершенно другие задачи, нежели благоустройство какой-то там Читы в которой многие из них бывают то наездами.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Было тут недавно интервью архитектора Читы, который заявлял что Чите нужно шире дороги и меньше светофоров. Только не далекий человек в 2018-м может такое заявлять) Тут уж дело не в воровстве и [***], а банально совковое мышление. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так и есть совок в голове

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В СССР и в России архитектурного образования нет в принципе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какие дипломы?)) Заочное отделение муниципального управления к абсолютно не профильным направлениям, спортфак, педагогика и т.п.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот того кто провел это исследование необходимо срочно в главные архитекторы города! Он прав на 99% и плевать, что у него нет инженерно-строительного образования! Кулеша я уже 3 год предлагаю выгнать с позором! Я вот практически такого же мнения как и этот парень! И образование у меня подходящее, но я честно признаюсь, такое исследование сделать я мог, но "нафиг" это мне надо))) А парень инициативный предприимчивый, его необходимо к делу пристроить!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прально! А уборщицу вернуть лечить людей. И подумаешь нет мед. образования, зато инициативы хоть отбавляй.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лучше уж самоучка, чем образованец, как "продукт" современного высшего образования. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В Улан-Баторе уже давно решена проблема пробок: выезд авто с четными и нечетными номерами в разные дни недели.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Умные покупают две машины и ставят на них чет. и нечет. номера! Проблема осталась!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Был я недавно в Улан-Баторе. Таких пробок даже в Москве не было в конце нулевых. Средняя скорость движения по городу 5 км/час. Сквозь город 2.5 часа продираться. А все потому что так же как и в Чите активно пригород частным сектором застраивается. И нет там никаких ограничений на въезд транспорта. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нормальные люди должны жить в загородных домах с участком земли, а не в 25-этажных человейниках.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Благодаря этой загородней недвижимости у нас смок от дыма! Конечно людям нужно чем-то отапливать дом, но от такого количества сжигания угля хочется всех этих частников разогнать к чертям. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

От загородной жизни постепенно отходит цивилизованный мир. Поскольку эта мечта свой дом называется Субурбией и давно уже доказаны ее минусы. Это Автомобилизация, Большие расходы на дорожную и коммунальную инфраструктуру, а соответственно и рост налогов и цен все по цепочке. Также время на личную жизнь у загородных людей меньше так как большая ее часть уходит в пути домой и на работу, а также проведенное время в неподвижном состоянии увеличивается.  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ржунемогу. Трачу на проезд на работу более 2часов, живу в пятиэтажке. Мои сослуживцы, живя в частном секторе идут на работу по несколько минут. 

Как связана именно загородная жизнь с налогами и коммуналкой? При чем здесь налоги и рост цен?

А цивилизованный мир это какой Вы имеете ввиду? Разве в Америке, Англии отказываются от идеи каждой семье отдельный дом? В какой стране отказываются от частного сектора в пользу многоквартирных клоповников?

Может просто Вам  найти себе работу поближе к дому, или наоборот дом поближе к работе?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Налоги при том, что загородная жизнь требует более протяженных дорог. В США кстати, за жизнь в более хороших загородных районах платится бОльший налог, правда этот налог идет на благоустройство района. Что касается работы, то от частного сектора до работы как правило всегда дальше, поскольку сам частный сектор всегда более протяженный, и работы в частном секторе априори меньше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 Благодаря алчности наших олигархов и чиновников у нас смок от дыма, невыгодно им сюда газовую ветку вести, а в Китай, Украину, Белоруссию и загнивающую европу- выгодно, они же пекутся о благосостоянии и здоровье народа соседних стран  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это то же градостроительное заблуждение,в городах типа  американской субурбии нет ничего хорошего, приводит к тому что населению поголовно приходится пересаживаться на личное авто 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И они там все мучаются от этого и загнивают уже лет 70 так. Только бардак и нищита отчего то у нас.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Автор передергивает. Скверов и парков в Чите по пальцам одной руки можно пересчитать, и так было всегда. А те места, где их можно было бы разбить, заняты не парковками,  а точечными застройками.  Втискивают многоэтажки либо т.н. Торговые центры.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как минимум Резвых не прав, когда указывает, что "реть её территории — это неблагоустроенные пригороды. Частично — это ближайшие деревни, вошедшие в границы города. Остальное — это новые районы."

На карте отмечены неблагоустроенные района, которые входят в территорию Читы двести лет как - Пожарка, Остров, все пространство от центра до КСК. Этим районам сто лет в обед. Фактически можно говорить о домах на Каштаке, мкр.Солнечный, Сенная падь и прочее до Смоленки, всё остальное либо дачи, которые используются в летнее время, либо столетний частный сектор.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К дремучести наших чиновников, допускающих возникновение таких проблем, нужно прибавить нашу с вами лень и безразличие. Ну кто откажется от авто, прочитав эту статью? Многие ли скажут себе - бензопирен, в 52 раза?! Ай-ай-ай! Астма? Наши дети этим дышат! Ай-ай-ай! Все! К черту личный автомобиль! Пересаживаюсь на общественный транспорт! Кто себя пересилит?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бензапирен: 61% приходится на сжигание угля, 20% — на производство кокса, 4% — на сжигание древесины, 8% — на открытое сжигание леса и сельскохозяйственных культур, 1% — на выбросы транспорта и лишь 0,09% и 0,06% — на сжигание нефти и газа соответственно. 

Филиппов С.П., Павлов П.П., Кейко А.В., Горшков А.Г., Белых Л.И.  Экспериментальное определение выбросов сажи и ПАУ котельными и домовыми печами // Известия Академии Наук. Энергетика. 2000. №3. С. 107-117.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ты сам то отказался от авто? Судя по посту таки нет. Ты попробуй уедь на общественном на работу транспорте например с Рахова утром часов так с 8 до 10. Пересиль себя хоть рази.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 я бы по другому выразила свое мнение про людей которые умеют делать красиво и качественно- такие люди в городе есть, но их наша "дружная шайка" из администрации не пропустит ни куда, т.к. не их знакомые и не и их круга люди, а потом не забывайте, что все берут от своих откат (но чтоб никто не знал), поэтому у нас во всем бездарность и безвкусица, плохо и некачественно все сделано. Кто всем этим занимается - бездари без опыта и диплома. Погодите, скоро все будет вылазить наружу, все наши площади и асфальтовые покрытия и все остальное, которое делали "не компетентные"  во всем люди. То же самое и про капремонт наших домов. Наверное правоохранительные органы должны когда нибудь заняться всем этим.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Разве что если одна банда сменит другую. Тогда начнут заниматься и не ради блага обществу, а только в своих корыстных целях. В этом вся суть русского мира.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А в чем суть твоего мира, сделать в лужу и свалить?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

да че мусолить, нужно посмотреть на этот генеральный план города

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Этому мальчику пожить бы на КСК и поездить на работу в центр лет так пять на общественном транспорте. Глядишь, по другому про личные авто запоет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Рациональное звено в исследованиях Резвых есть. Подкину и свои пять копеек)) Можно запросто жить и с широкой пригородной застройкой, дело лишь в транспортной доступности. Вся Европа любит малоэтажные дома, при этом пригороды, которые в статье обозвали "субурбиями" крепко связаны с городом и его центром пригородными поездами и автобусами. И автомобили у многих европейских "середняков" не для поездок в город на работу, а для выездов на пикник и дальних путешествий (благо, В Европе за сутки можно пару стран проехать, без всяких таможен и погранпереходов) А у нас? а у нас - "своя атмосфера". Пригородные железнодорожные перевозки практически уже мертвы, и "полуночные экспрессы" - это пресловутая "припарка мертвому". Если раньше электрички отправлялись минимум раз в два часа (в выходные чаще), то теперь два раза в сутки, утром и вечером. А пригородные автобусные маршруты отданы в частные руки, над которыми (вуаля!) государство вроде как и не властно. Хочу еду, хочу не еду, хочу такой тариф, хочу сякой тариф. И как тут без личного авто?!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, в конце 90-х, начале 2000-х я вполне успевал на работу к 7:30, приезжая электричкой с Антипихи. Сейчас такого поезда нет. А маршрутка - это все-таки лотерея: "успею/не успею"..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Оценка городской экономики не может основываться исключительно на затратах на создание и поддержание инфраструктуры (тем более, что фактически они не осуществляются). Необходимо учитывать те ресурсы, которые вкладываются и потребляются в зонах субурбанизации. Также следует учитывать хоть и малоэффективное сельскохозяйственное производство, пусть для личного потребления. Зонам субурбанизации более 3000 лет и их появление обусловлено психотипами расселенческого поведения, а не с целесообразностью урбанизации. Компактный город - это красивая модель, пока еще весьма далекая от реальности. Его наверное можно строить, но с "нуля" и такой опыт в Китае, например, провалился. Хотя и есть положительный пример - Астана. Пока не увидел ни одного градостроительного решения - как улучшить ситуацию практически.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А где вы вообще видели градостроительный план? Не в краеведческом музее случайно?

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить