НОВОСТИ
21 НОЯБРЯ
19 ноября

«Ночная Чита»: Последний троллейбус. Вы успеете!

Давно ли вы ездили на троллейбусе? А на последнем — таком, чтобы стоять на остановке, может, от прохлады чуть приплясывать и гадать: успел или нет? Впрочем, этот текст проекта «Ночная Чита» — не про удачу на остановках, хотя немного и про неё. Он про вас, про меня, про вон того спешащего парня и про то, как живёт город, подрагивающий электроразрядами в проводах, которые делают счастливыми тысячи людей, привозя домой, на свидания, на любимую работу.

Фото: Диана Арнольд

Троллейбус с выведенным на нём краской номером 249 отправляется по маршруту №6 от депо в микрорайоне Северный в Сосновый Бор и обратно. Завершающий рейс, сейчас 22.15 — нужно минута в минуту следовать графику.

Несколько человек садятся у депо, по два-три заходят почти на каждой из остановок.

Самое тёплое — четвёртое кресло от водителя напротив дверей, под ним обогреватель такой мощный, что иногда хочется пересесть.

Фото: Диана Арнольд

Погодите, — улыбается водитель Василий, Вася, — минус 40 жахнет, будете хотеть, чтоб двери вообще не открывались.

У драмтеатра в салон входят девушка с парнем, обоим лет по 17–18. Подходят к кондуктору, парень расплачивается картой, уходит в середину троллейбуса, девушка отворачивается и садится неподалёку от кабины водителя на одиночное кресло, надевает наушники. Оба молча поднимаются около горбольницы и парой, не глядя друг на друга, выходят на остановке. Похоже, поссорились.

— Я только работать начинала, — мы доехали до Соснового Бора и пару минут можем постоять с кондуктором Надеждой Буряк и Васей на улице, — на тройке, кажется, ездила. Смотрю, в салоне дым. Напугалась жуть как. Стою, выскакивать надо, а в салоне женщина сидит. Подбегаю к ней: «Выходите срочно!» А она меня спокойно так спрашивает: «А что, мы не поедем?»

Фото: Диана Арнольд

— Да это что! — машет Вася. — Я как-то загорелся, дымина внутри — во! А пассажирка запаниковала, да с разбегу в закрытую дверь. Упала и лежит. Что делать, хрен знает.

Фото: Диана Арнольд

За весь последний сегодняшний рейс в троллейбус на обратном пути не зашло ни одной женщины.

— Дамочки в такое время обычно не ездят. Разве что девчонки какие в компаниях, — поглядывает на пассажиров кондуктор. — Пойду обилечу.

Фото: Диана Арнольд

Встаёт и уверенной походкой идёт на вторую и третью площадку. Так ходить тоже учатся не сразу: важно уметь не шататься, не падать и одновременно рассчитываться с пассажирами.

Фото: Диана Арнольд

— А так молодёжь места уступает, поднимаются молодые парни. Даже мне вон недавно вскочил уступать. Я смеюсь: «Милый, да у меня своё место есть», — Надежда Дмитриевна сверкает глазами так задорно, что пассажиры вокруг начинают улыбаться. — Я ж раза три увольняться хотела, работа на ногах, устаёшь жуть как. Люди ещё раздражённые попадаются. Прихожу к начальнице, а она смотрит и так спокойно: «На работу выходи». И выхожу. Хорошая она у нас, даже ругается с улыбкой. Умеет.

Фото: Диана Арнольд

Как-то давление чуть не то было, — Дмитриевна, так Надежду Буряк называли на прежнем месте работы, садится на своё место. — А я так думаю: у меня минус в жизни, пассажир какой с минусом встретится, ругаться начнёт. Минус на минус даёт плюс! Чего его, это давление, мерить? Хотя у нас обязаны: утром и вечером мы медика проходим.

Фото: Диана Арнольд

Когда вы выходите на конечной остановке последнего рейса и идёте домой, кондуктор с водителем едут в депо, где нужно подсчитать и сдать выручку. Домой приезжают в час — во втором часу ночи.

Фото: Диана Арнольд

— Часто пенсионеры ругаются из-за того, что мы документы, подтверждающие льготный проезд, требуем, — кондуктор чуть хмурится. — И шумят не те, которым лет по 90, а те кричат, что только-только на пенсию ушли. Один раз заходит бабуля — божий одуванчик, а у меня контролёры. Ну, я к ней подхожу: «Предъявите документы». А она узнала мою фамилию, да давай посылать меня туда, куда мать моя когда-то ходила. Пока бабуля кричала, я к другому пассажиру отвернулась, поворачиваюсь обратно, а мне документы, которые я просила, в лицо летят. Ну, подобрала. «Бабушка, — говорю, — а теперь уберите их подальше в карман сумки, чтобы в третий раз не потерять», — кричала она мне, что дважды уже восстанавливала из-за таких, как я.

Фото: Диана Арнольд

— Когда сдаём смену, пересчитываем деньги и билеты. Бывает, не хватает — когда народу много, некоторые люди недодать норовят, разве всё усмотришь? — докладываем из своих денег потом, — не жалуется, а, скорее, ради простого «поговорить» рассказывает Надежда Буряк.

Впрочем, хватает на работе и красоты, и романтики, и сюрпризов: «Один раз зашёл мужчина, старенький такой, вот сюда, к окну сел. Мы поехали, а он встал и играть на саксофоне начал. Или около 8 марта где-то три девушки-буряточки, хорошенькие и на внешность, и по состоянию, сели. Пели так хорошо, что им пассажиры аплодировали».

Надежда Дмитриевна в троллейбусном депо работает три года, до этого был приёмник-распределитель управления федеральной миграционной службы, и иностранцы, которые ждали или высылки из страны, или разрешения остаться в России и работать.

— То и дело слышно было: «Димитривнааа»! Я аж пряталась иногда. Как-то два турка поселились — вот испугалась. Красивые, статные, большие. Думаю, бедокурить будут. А они тише воды себя вели. Ох, и дружный у нас там коллектив был: если едем на природу, то обязательно все вместе. Уволилась потом по сокращению штата. Был шанс перевестись оттуда, но муж упёрся: увольняйся, и всё тут. Сейчас дочери с двухлетним внуком помогаю. — Надежда Дмитриевна смотрит на поглядывающих на нас пассажиров.

— Вас обилетили? Улыбайтесь! В «Вечорке» потом прочитаете, на себя посмотрите.

— Мы из «Чита.Ру», — смеюсь.

Машет в ответ рукой: «Да они сейчас вообще ничего не читают, пусть хоть её полистают, что ли».

За окном мелькают мрачные очертания долгостроя напротив часовенки клиники «Медикс» по улице Красной Звезды.

— Захожу как-то в столовую на работе, а мне говорят, что чашку мою разбили, — мы проводили почти всех пассажиров, перед последней остановкой осталась двое-трое, уже с билетами. Надежда Дмитриевна садится рядом на пассажирское. — Махнула рукой: на счастье, пошла у девчонок-работниц просить, а они стакан дают. Ну разве можно в стакане кофе пить? Отказалась, конечно, настояла на своём. Чашку дали.

Подъезжаем к депо. Пока ждём пропуска для журналиста и фотографа, достаём телефоны.

— Вась, иди к нам фотографироваться! — смеётся Надежда Буряк. Становится рядом. Миниатюрная, уверенная, чуть уставшая.

— Ну вас, я в федеральном розыске, — ворчит Вася и остаётся в кабине.

Троллейбусный парк ночью — это десятки машин, вставших на отдых. Это горящие на втором этаже офисного здания окна — свет здесь практически не гасится, потому что работа не прекращается даже ночью: нужно проверить маршруты, выяснить готовность троллейбусов выйти на линию с утра и много чего ещё. Это замершая до утра проходная и пустая остановка. Солнце ещё не успеет взойти, как вас здесь будет ждать первый за день троллейбус, чтобы начать новый день, а пока несколько часов можно и отдохнуть.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Фото: Диана Арнольд

12 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А раньше последний троллейбус от депо уходил на час позже. Как сейчас помню, на Багульнике ждал его в 00.15

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На табличке написано: последний  ТРОЛЛ-УС от депо 6М-Т в 22.40, почему этот рейс отправился в 22.15 ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Работёнка конечно ещё та.

Хорошая статья, сам сто лет уже на троллейбусе не ездил, надо будет как нибудь прокатиться)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая. Добрая.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Иногда троллейбус - едва ли не последняя надежда добраться до дома. Там всегда своя атмосфера. Ехать в нём одно удовольствие. Трудяга-троллейбус работает на все сто. Это не маршрутки с постоянными проклятиями в их адрес. Троллейбус нужен всегда! Это последняя надежда, особенно, когда в кармане 50 рублей, а до дома ехать через весь город. Огромное спасибо труженникам троллейбусного депо и низкий вам поклон. Зачастую поездка на троллейбусе куда более привлекательна, нежели поездка на маршрутке. И салон весь просматривается насквозь и люди, в нём находящиеся. Нет ничего круче этого вида транспорта. Он работает всегда и в любое время года.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кондуктор добрая женщина)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А Вечорку теперь в траликах продают? Удобно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дианочка, страшно по темноте работать, чего доброго камеру отберут. Не надо так.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во Владивостоке ходят практически полностью большие автобусы, так переполнены даже в десять вечера! Если не сел на начальной остановке, простоишь до конца. Так и вспомнишь наши троллейбусы, которые всё-таки хоть в  центре города обеспечивают нормальные перевозки. Если бы их пустить и в другие районы! Кстати, во Владике много заброшенных жд путей и при желании можно запустить что-то подобное московской кольцевой дороге.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тралик это вещь! Нужно ещё обновлять парк, сделать маршрут без вокзала с депо до трз на прямую, будет клёво! Так же, нужно проложить линию до смоленского кольца и обратно, через "пьяную дорогу" на кск и по самому кск! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чита ру, душу рвёте такими статьями(((.

Домой хочу в Читу.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На мой взгляд, это единственный кондуктор, с которым можно культурно и доброжелательно добраться до места назначения: добрая, вежливая. Всегда подскажет, где лучше выйти. И ребенка в беде не бросит, и пенсионера не обидит. Молодец! На таких ровняться надо!

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить