Р!
18 ИЮЛЯ 2019
СУЭК

Партия в шахматы на уроке физкультуры – почему бы и… да?

Светлое просторное помещение, стройные ряды столов и сидящие за ними школьники, которые заняты игрой в шахматы. Слышатся разочарованные вздохи упустивших фигуру и ликующее: «Съел твою ладью». Мы в новочарской школе, которая носит имя Героя России Игоря Молдованова. Участники шахматного кружка в приподнятом настроении: они теперь будут играть на новых досках и с новыми фигурами, которые получили от «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).

Школа недавно присоединилась к проекту СУЭК «Шахматы – шахтёрским регионам», по которому получила 25 комплектов досок и фигур, специальные электронные часы и большую магнитную доску для демонстрации, а также методички и рабочие тетради.

Проект разработан, чтобы привлечь к этому спорту максимальное число школьников, повысить мастерство юных шахматистов, а, возможно, и воспитать будущих чемпионов России и мира. Но и без того польза очевидная. Шахматы развивают логику, мышление, память, дисциплину, учат находить нестандартные подходы и решения.

Вот что говорит об этом директор школы Владимир Осипов:

— Шахматный кружок у нас с 2015 года, мы постепенно включали его в программу, а сейчас решили третий урок физкультуры в таком формате проводить. На него могут ходить все желающие, в том числе это альтернатива для тех, кто освобождён от физической активности. Помощь компании СУЭК с инвентарём – хорошее подспорье. Дети есть дети, фигуры теряются, повреждаются, поэтому комплектов не всегда хватает. Помню, первые районные соревнования мы проводили в нашей школе, тогда многие преподаватели и ученики со своими шахматами приходили. Сейчас нам хватит комплектов на всех желающих.

Ксения Тюменцева учится в девятом классе, в шахматы играет второй год, и ей это очень нравится, да и пользу приносит немалую:

— Шахматы хорошо развивают усидчивость и внимательность. Иначе никак, проворонишь ход, и всё, он может полностью поменять ход игры. В школе и на уроках такие качества тоже очень помогают: скоро экзамены, и мне легче сконцентрироваться на подготовке. Я рада, что появились новые комплекты шахмат, можно больше людей привлечь в клуб и на турниры. Раньше наборов не хватало, многим приходилось из дома приносить. Теперь и в соревнованиях может больше людей участвовать. Надеюсь, так и будет, всегда радуюсь хорошим соперникам.

Кому-то важен соревновательный дух, кто-то просто радуется новому современному инвентарю, а для руководителя шахматного кружка Оксаны Чухломиной главное то, что организовать занятия теперь будет проще, а проходить они будут интереснее:

— Шахматы очень вдохновляют детей, уроки иногда сразу с вопросов начинаются: «Оксана Викторовна, я тут такую задачу нашёл, давайте разберём!». Меня как учителя особенно радуют методички и рабочие тетради. У меня была только одна подобная тетрадь, приходилось копировать для учеников задания, или они работали в обычных тетрадках в клеточку. Да и вторая магнитная доска – так удобно. Я на одной расставлю комбинацию, а пока класс решает задачу, выставлю ещё одну на второй доске. Хорошо!

Проект «Шахматы – шахтёрским регионам» от Сибирской угольной энергетической компании и благотворительного фонда Андрея Мельниченко запущен в 2016 году и направлен на внедрение шахматного обучения в общеобразовательных учреждениях, поддержку талантливых юных шахматистов. Сейчас шахматные классы уже действуют в посёлке Шерловая Гора, где работает крупнейшее предприятие СУЭК в Забайкалье – Харанорский разрез, в школе посёлка Дровяная, где находится разрез «Восточный», а теперь и в Новой Чаре – вблизи от «Апсатского» разреза.

У сильнейших игроков есть возможность поучаствовать в межрегиональном детском фестивале «Шахматные надежды СУЭК», который ежегодно проходит в Красноярске. Забайкальский край уже дважды представлял на соревнования своих шахматистов. Кроме дополнительного соревновательного опыта и повышения уровня мастерства, школьники могут лично встретиться и сыграть партию с легендой шахмат, международным гроссмейстером, трёхкратным чемпионом мира Анатолием Карповым.

Кроме Забайкалья, программа охватывает шесть территорий – это Красноярский, Хабаровский и Приморский края, Кемеровская область, республики Бурятия и Хакасия. Всего в проекте заняты около 3 тысяч школьников.

НазадВперёд