Р!
19 ОКТЯБРЯ 2019

Советское панно в Чите, как Колизей в Риме

Фасад здания Центра детско-юношеского технического творчества Забайкальского края начали реставрировать в Чите ближе к середине июля. Под угрозой оказалось советское панно, которое многие считают исторической ценностью. Изначально его хотели снести, но на защиту встали местные активисты, а также архитекторы из других городов.

Как только начался ремонт здания, общественники начали переживать за судьбу советского «рисунка». Первым об этом заявил блогер Дмитрий Бажул в Facebook, он рассказал, что здание начали реконструировать и предоставил возможный итог этих работ.

После этого архитекторы, дизайнеры и активисты решили объединить свои силы для спасения панно, в шутку назвавшись творческим объединением «Астанавитесь». Примечательно, что рисунок с этого панно является логотипом того самого Центра детско-юношеского технического творчества Забайкалья. Общественники разработали несколько вариантов дизайна и предложили их директору центра Сергею Илясову.

«Изначально да, его хотели убрать. Сейчас от идеи убрать панно отказались, мы объяснили его ценность, что там техника интересная применена. Там не на шутку озаботились всякие реставраторы. Даже звонили с Москвы и предлагали помощь в проведении экспертизы. Они готовы подсказать, как правильно и какими смесями его восстановить», — рассказал ИА «Чита.Ру» Бажул.

Один из московских архитекторов, живописец, основатель исследовательской группы Александр Асафов также вступился за судьбу панно: «Нужно провести обследование технического состояния и искусствоведческую экспертизу. Провести реставрацию, если необходимо. Подать заявку на включение панно в список объектов культурного наследия. Отремонтировать фасады так, чтобы панно смотрелось наиболее выгодно. Популяризировать работу — проводить экскурсии, производить сувенирную продукцию, привлекать туристов».

Он добавил, что панно выполнено в технике сграффито и встречается в России реже всего. Ещё реже трёхцветные (трёхслойные) работы, в которой также выполнено панно станции юных техников.

«Сграффито — это культурная ценность города, странно, что у нас этого не понимают. Типичный пример культурной ценности города — это Колизей в Риме. Это не завод, не вуз и не администрация, это просто развалины. Римляне разбирали их много веков, но до конца не разобрали, одумались и теперь это самая посещаемая достопримечательность в мире, она приносит Риму много сотен миллионов евро в год. Мы, конечно, не в Риме, но это не значит, что мы свои культурные ценности должны своими же руками уничтожать, тем более сейчас, когда особенное внимание уделяется внутреннему туризму», — отметил Асафов.

После таких доводов руководство центра действительно отказалось от идеи сносить панно и начало рассматривать варианты дизайна.

«Снести — это самый простой вариант. Но мы прекрасно понимаем, что такие вещи нужно сохранять. Сейчас у нас идёт активное обсуждение, где мы рассматриваем разные реконструкции фасадов. Во всех вариантах барельеф остаётся на месте», — рассказывал Илясов в середине июля.

Читинский активист Максим Резвых объяснил, что для них смысл не только в сохранении панно: «Панно, это часть здания и его архитектура сильно влияет на восприятие произведения искусства, которое сделали центром композиции здания. Поэтому решение по фасаду не менее важно для существования панно».

Он написал в Facebook, что у панно цвет, который служит способом поставить акцент в архитектуре здания. Фасад — это фон для восприятия рисунка. По словам Резвых, если попытаться предложить яркое решение по фасаду, то баланс «фигура-фон» будет нарушен, и фасад начнёт спорить с панно за внимание зрителя.

«Учитывая, что сейчас на здание наносят обычную штукатурку под покраску, а денег выделили ровно на штукатурку и краску, я считаю, оптимальным решением было бы выбрать один, и только один, наиболее спокойный цвет для фасада. Чтобы поддерживая общее впечатление новизны от проведённых работ, поддержать и главную линию на концентрации внимания на торцевой части с панно», — уточнил активист.

Он также создал два цветовых варианта, чтобы люди могли понимать, как от изменения цвета зависит акцент, и приняли решение не в пользу дизайна, а практичности и сохранения культурного наследия.

Позже творческое объединение представило эскизы возможных вариантов дизайна с учётом изначального возможного проекта. Первый компромиссный вариант с цветным фасадом предложил читинский дизайнер Алексей Антипенко.

«Технически выполнить достаточно просто, так как цветные панели выполнены из стекла. Панно, в свою очередь, реставрируем, а сверху размещаем металлоконструкцию, подчёркивающую основные «линии» рисунка. Но про металл идея сырая и спорная, ещё надо развивать. Этот вариант можно реализовать силами местного производства, ничего заказывать не надо», — рассказал Дмитрий Бажул.

Второй вариант более дорогой и был предложен специалистом из Москвы Дмитрием Стариковым: «Второй вариант из алюминиевых перфорированных панелей. Перфорацией можно задать не только паттерн, но и целый рисунок, который будет читаться с расстояния. Тут всё гораздо сложнее. Такие панели довольно дорогие и выполняются под заказ, а это сроки».

Реконструкция фасада идёт полным ходом. Спустя почти две недели обсуждений руководство решило сделать по-своему. Они встречались, обсуждали эти варианты, но всё же пришли к мнению, что такие дизайны требуют больших вложений и времени. При этом ремонт центра должен закончиться к концу августа, а свои двери для детей он распахнёт уже 1 сентября.

Директор центра Сергей Илясов окончательно всех заверил, что панно сохранят. Сейчас работники убрали старый фасад, нанесли штукатурку и шпаклёвку, выравнивают стены и готовят здание к нанесению цвета. Было решено оставить его таким, как и прежде. Панно также обновят, сейчас идут поиски тех, кто может заняться правильной покраской рисунка, не навредив ему.

НазадВперёд
8 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У нас в Чите не панно, так золотуха.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Временщики хотят уничтожить вечное.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Советчиков, сидящих на фейсбуке с утра до вечера у нас пол Читы. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 Второй вариант Резвых самый гармоничный кажется.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошо, что поняли все и отказались от  уничтожения панно. Это действительно культурная ценность - времен СССР, с которым у многих связано  детство, и пусть для истории все сохранится.Общественники - молодцы, архитекторам - спасибо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На Дворце пионеров тоже панно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Рад, что сохранят. Это можно сказать символ детства. 5 лет в 90-х занимался здесь я и мои друзья. Процветанья вам и побольше воспитанников! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На фасаде ресторана Аргунь тоже было интересное панно, БЫЛО и сплыло, а сейчас там что-то малоинтересное, а еще осталось панно на торце бывших авиакасс, потом ТЦ, сейчас Сбербанка на ул.Ленина. Эти панно гораздо интереснее  современных новоделов без души!

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ