Р!
31 ИЮЛЯ 2021
30 июля 2021

Доморощенные лоббисты

19 декабря на пленарном заседании Читинской областной Думы в числе прочего будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в региональный закон «О налоге на игорный бизнес». Суть изменений – кратное повышение налоговых ставок на один игровой стол, на кассы тотализатора и букмекерских контор. Инициатива эта, исходящая от председателя комитета экономической политики думы Степана Жирякова, выглядит вполне своевременной и согласуется с ужесточением политики государства в отношении игорных заведений.


Принятие закона, наверное, не вызвало бы никаких кривотолков – ну, повысили для наживающихся на человеческих страстях предпринимателей налоги, и бог с ними. И с предпринимателями, и с налогами. Но отдельные представители депутатского корпуса в кои-то веки решили напомнить коллегам и избирателям о том, что не стоит скидывать со счетов понятие «лоббирование», хоть оно и редко используется в описании рутинной думской работы.

Поправки к закону обсуждали 13 декабря на заседании постоянного комитета экономической политики. Если верить пресс-релизу парламентской пресс-службы, депутат Борис Самойлов отправил в адрес комитета письмо. В нём народный избранник рекомендовал не повышать налоговые ставки до максимально возможного уровня. «Это может привести к закрытию крупных игорных заведений в Чите, так как их деятельность станет нерентабельной», - писал депутат в своём обращении к коллегам. В этой связи Самойлов сделал вполне логичный вывод о том, что при таком раскладе уменьшатся поступления в консолидированный бюджет Читинской области по налогу на игорный бизнес, а это «недопустимо при дефицитном бюджете». Сам Самойлов на заседание не явился. Возможно, - от смущения.

Реакция комитета, по оценке пресс-службы думы, была «предельно ясной»: «Во-первых, законопроект направлен на увеличение доходной части областного бюджета: предполагаемые поступления от налога составят около 87 млн рублей, из них 43 млн получит региональная казна. Депутаты высказали свою солидарность с федеральной политикой по ужесточению мер государственного регулирования азартных игр. Они учли также тот факт, что в большинстве российских регионов уже давно введены максимальные ставки налога на игорный бизнес, а в 27 субъектах игорные заведения закрыты вовсе».

Журналисты не привыкли к тому, что в Читинской областной думе – довольно скучной для ленивого наблюдателя конторе – кто-то что-то лоббирует. Ну, то есть аграрии вроде как лоббируют интересы селян, Лариса Аникина – интересы социальной сферы, Михаил Матафонов – интересы рабочего люда, а «Единая Россия» - интересы «Единой России», но лоббирования интересов каких-то узких групп в региональном парламенте до поры до времени не наблюдалось. И тут – на тебе, здравствуйте.

Видимо, от отсутствия практики лоббизм получился смешной и нелепый. При чтении коротких выдержек из обращения Самойлова сразу представляются осиротевшие владельцы трёх читинских казино, горько льющие слёзы на сукно игровых столов в опустевших залах. И дети. В детдомах. Лишённые куска хлеба из-за недоплаченных разорёнными предпринимателями налогов. Всё это понятно, только зачем устраивать из вполне понятного преследования корыстных интересов буффонаду?

Говоря о неудавшемся споре государственника Самойлова со своими коллегами из комитета экономической политики, нельзя не вспомнить о других примерах лоббирования коммерческих интересов депутатами - только не областной думы. У отдельных представителей читинской городской думы уже есть опыт показного преследования собственных интересов в стенах представительного органа власти. Так, один из депутатов однажды говорил о том, что пора бы отдать ему в оперативное управление кинотеатр «Удокан», чтобы проклятая конкуренция не мешала развитию современного бизнеса. То есть другого кинотеатра. «Центавр». Было это в 2005 году. Цитировала Александра Щебенькова – речь, конечно, о нём, «Вечорка»: «Я арендую муниципальное здание, полностью его отремонтировал, а городские власти на ремонт не выделили ни копейки. «Центавр» работает два года, но он не отработал и третьей части затраченного - на восстановление ушло около 20 млн рублей. До сих пор выплачиваю кредиты в банке. Одно звуковое оборудование обошлось в 130 тыс. евро. Мне было бы удобнее распоряжаться сетью кинотеатров, поскольку сегодня они борются за право показать кино первыми, и когда два кинотеатра одновременно крутят один и тот же фильм, то зрителей и прибыль теряет и тот и другой. Нездоровая, на мой взгляд, конкуренция. А если владелец один, то он будет в выигрыше, чередуя показ то в одном, то в другом кинотеатре», - такие вот правила поведения на рынке.

Завтра закон примут безо всяких сложностей. К тому же в первом чтении это повышение налогов принято ещё в октябре. А депутаты показали нам – своим избирателям – что в думе можно работать на страже не только народных интересов. Да и, в конце концов, депутаты - тоже люди. Может быть – лишь может быть, некоторые из них немного жадные, но все мы не без греха.

Справка "Чита.Ру"
Согласно принятым 24 октября 2007 года поправкам к закону «О налоге на игорный бизнес», предлагается установить налоговую ставку за один игровой стол в размере 125 тыс. рублей, за один игровой автомат – 7,5 тыс. рублей, за одну кассу тотализатора или букмекерской конторы – 125 тыс. рублей. В прежней редакции закона эти налоговые ставки составляли, соответственно, 50, 4,5 и 75 тыс. рублей. По данным на 1 октября 2007 года, в Читинской области работают три казино, 31 игровой зал, 1 952 игровых автомата.

Федеральным законодательством предусматривается значительное ужесточение требований к деятельности в сфере игорного бизнеса. Так, организаторам игорных заведений запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме организации и проведения азартных игр и оказания сопутствующих азартным играм услуг.

Устанавливаются требования к финансовому состоянию организатора игорного заведения – наличие чистых активов в размере не менее 600 млн рублей для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов и 100 млн рублей для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже 80%.

Вводится норма, согласно которой деятельность в области организации и проведения азартных игр и (или) пари должна осуществляться только в игорных заведениях. Запрещается функционирование игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации, а также на станциях (остановках) всех видов общественного транспорта и в помещениях, в которых расположены организации торговли.

В законе содержатся нормы, направленные на укрупнение игорных заведений. Так, в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов и 40 игровых автоматов, а количество игровых автоматов, установленных в зале игровых автоматов, не может быть менее 20. Определена минимальная площадь игрового зала для казино – 800 кв. м., а для зала игровых автоматов – 120 кв. м.

Кроме этого, закон предусматривает создание на территории Российской Федерации четырёх игорных зон – в Алтайском и Приморском крае, Калининградской области и Краснодарском крае совместно с Ростовской областью.


Тимур Куприянов
Обсудить на форуме

НазадВперёд
ПОПУЛЯРНОЕ