Р!
27 ОКТЯБРЯ 2021

Четырёхколёсное безобразие

11 декабря Региональная служба по тарифам (РСТ) Читинской области опубликовала решение, которым определены максимальные уровни тарифов для маршрутных такси всех форм собственности. РСТ запретила перевозчикам повышать цены на проезд на внутригородских маршрутах выше 13 рублей, на отдалённых направлениях - выше 15 рублей.


Таким образом регион отреагировал на вывешенные в маршрутках Читы объявления, хозяева которых извещали своих пассажиров о том, что в ближайшее время нижний порог цены за проезд будет поднят с 10 до 15 рублей, а верхний - от 13 до, возможно, 20.

Мэрское «Нет!»

Объявления появились в начале декабря, а через несколько дней мэр Читы Анатолий Михалёв заявил о том, что никто горадминистрацию о повышении цен не извещал, а потому никто их и поднимать не имеет права. Со слов мэра выходило, что перевозчики не представили экономического обоснования грядущего повышения, а потому, в принципе, повышение вряд ли возможно. Одновременно Михалёв прокомментировал желание МУП «Читинское троллейбусное управление» поднять цены на проезд с 8 до 10 рублей: «Троллейбусное управление получает доход от своей деятельности и платит налог на прибыль в федеральный бюджет. Зачем отнимать деньги у читинских пассажиров, чтобы отдавать их государству».

Критика регионального уровня

18 декабря руководитель РСТ Алексей Кошелев провёл пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о принятом решении по ограничению роста тарифов. В числе причин чиновник назвал постановление правительства о мерах по упорядочению государственного регулирования цен. РСТ разрешила владельцам маршрутных такси поднять нижнюю планку за проезд до 13 рублей, верхнюю - до 15 рублей. Нарушение установленных порогов грозит штрафами в 5 тыс. рублей для водителей, в 50 тыс. рублей - для юридических лиц.

Из уст руководителей городской администрации и управления государственного автодорожного надзора по Читинской области прозвучала ожидаемо жёсткая критика в адрес владельцев маршрутных такси. Руководитель управления автодорожного надзора Александр Бурба заявил, что в 9 из 10 проверок, проводимых в отношении владельцев маршрутных такси, выявляются нарушения. При этом в ходе одной проверки выявляется до шести нарушений. Не соблюдается режим труда и отдыха водителей, машины бросаются на ночь во дворах жилых домов, у водителей нет медицинских справок, да и вообще: водители - не водители, а наездники и дилетанты. Стажа никакого, опыта - тем более, да и вообще - грубияны и курят в салонах. Чтобы окончательно не сгущать краски, Бурба отметил, что количество ДТП с участием маршрутных такси ежегодно сокращается. После чего, правда, поставил печальную точку - в 2007 году в этих авариях погибли трое пассажиров, в то время как раньше летальных исходов вообще не регистрировалось.

Хмурый начальник управления строительства, транспорта и связи читинской городской администрации Вячеслав Шуляковский рассказал, что цены на проезд в маршрутках, вообще-то, три года как не поднимались. Значило это, видимо, что пора бы и поднять. Но надлежащего экономического обоснования нет, а потому решение РСТ - логично и обосновано.

Все чиновники, присутствовавшие на пресс-конференции, в один голос твердили о том, что в творящемся на маршрутах бардаке виноваты и сами пассажиры. В том плане, что не звонят - куда следует и не жалуются - как учили. Телефоны известны, но жалоб недостаточно. Пассивны граждане. Так оно и есть - средней руки гражданину гораздо легче тихо обматерить себе под нос морду, сидящую за рулём и пускающую клубы табачного дыма в грязный вонючий салон, чем куда-то там позвонить. Да и не принято у нас звонить. Стучать то есть. Со школы ведь учат людей: стучать - западло. А потом удивляются, почему никто не звонит и не жалуется.

Неразрушительное укрупнение

К тому, что на рынке пассажирских перевозок в Чите с начала 90-х годов творится форменный бардак, все давно привыкли. Привыкли тихо ненавидеть маршрутчиков и с нетерпением ждать, когда же приедет очередная «Газель». Привыкли, что водители в маршрутках чаще всего - курящие в салоне мужики в грязной одежде, но остановятся где угодно. Маршрутки демонополизировали рынок пассажирских перевозок и во многом облегчили жизнь горожан. Особенно тех из них, кто живёт в отдалённых районах. Сложно себе представить, кто и как - если не маршрутки - будет каждый день вывозить жителей, к примеру, КСК или ГРЭСа утром на работу, и кто их будет вечером привозить обратно.

Выход из ситуации - укрупнение бизнеса, без которого сделать этот рынок цивилизованным невозможно. Создание альтернативы частникам, в собственности каждого из которых сегодня находится максимум 10-15 машин, вряд ли возможно без участия муниципалитета. Горадминистрация не первый год говорит о том, что не сегодня-завтра на улицах появятся муниципальные автобусы большой и средней вместимости, которые немедленно начнут вытеснять частников. В ноябре в Чите зарегистрировано ОАО «Гортрансавто», в распоряжении которого находится 21 автобус. 18 декабря Шуляковский заявил, что администрация намерена купить ещё несколько десятков автобусов большой и средней вместимости. Администрация города предпринимает вполне логичные шаги, постепенно пополняя автобусный парк с расчётом на то, что когда-нибудь автобусов станет достаточно для конкурентной борьбы с маршрутками. Но если это и произойдёт, то не скоро. Вытеснить юрких, наглых и нацеленных на прибыль частников, - достаточно проблематично. Всякая же государственная контора у нас по определению кое-как шевелится, а потому конкурировать с мелкими, но шустрыми «Газелями» вряд ли пока возможно. Да и зачем их вообще вытеснять, если от них столько пользы.

Мне кажется, что давно пора отказаться от утопичной идеи вытеснения частных маршрутчиков с городских маршрутов тяжеловесными муниципальными гортрансавтами. Легче, судя по всему, постараться загнать владельцев маршрутных такси в установленные законом рамки. О чём и шла речь 18 декабря. По-крайней мере, Бурба, Шуляковский и начальник управления потребительского рынка Читы Людмила Анипирова прямо сказали журналистам о том, что порядок на рынке пассажирских перевозок в ближайшее время будет наведён. И попросили горожан им в этом помочь. Так что надо помогать. И надеяться на лучшее.


P.S.: Телефоны, по которым можно сообщить о замеченных в маршрутных такси нарушениях:
  • Управление строительства, транспорта и связи Администрации городского округа «Город Чита» - 26-86-05;
  • Управление государственного автодорожного надзора по Читинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - 32-37-87;
  • Региональная служба по тарифам Читинской области - 26-18-85.

Сергей Колыванов
Обсудить на форуме

НазадВперёд