Р!
19 НОЯБРЯ 2019

Новая искренность и другие педали предвыборной кампании Осипова

Если не принимать во внимание показатели явки, среди 16 вновь избранных в России губернаторов Александр Осипов показал самые выдающиеся результаты — свои голоса в его пользу отдали почти 90% явившихся на участки избирателей. Теперь все участники процесса могут выдохнуть, а мы — оглянуться и выделить то интересное, чем запомнится нам кампания нового губернатора Забайкалья.

§1. «Новая искренность»

Понятие новой искренности пришло к нам из философии и культурологии, где под ним подразумевают идею ухода от цинизма постмодерна и разворот к гуманистической проблематике. Из сферы искусства новая искренность ушла в плоскость маркетинга, а оттуда и в политические технологии.

В 2018 году новая искренность в образе Александра Михайловича дошла и до забайкальской политической повестки. Спрос на неё после ухода эмоционально неуклюжей Натальи Ждановой был велик.

Новый глава региона сразу стал демонстрировать, что он с лёгкостью «идёт в народ», легко говорит с любым человеком и не стесняет себя рамками протокола. Самой яркой иллюстрацией этой новой искренности стали слёзы во время «прямого разговора», устроенного по аналогии с регулярной прямой линией Владимира Путина.

Само мероприятие стало одним из ключевых моментов всей кампании, а в центре его — вопрос от матери семерых детей, живущей в аварийном доме. Отвечая на него, глава региона сбился, сделал очень сильную эмоциональную паузу, потёр глаза, после чего моментально попал в федеральную новостную повестку. Хотя и не без некоторого имиджевого ущерба в виде прозвища «плачущий губернатор».

– Вы больше не плачете, Александр Михайлович? За десять месяцев удалось нарастить панцирь?

– Я надеюсь, что панцирь не наращу, – говорит Александр Осипов. – Буду тщательно стремиться не давать ему расти. Когда вижу столько проблем, и вижу их через индивидуальные трудности, трагедии отдельно взятого человека или семьи – то внутренне я очень сильно сопереживаю.

Из интервью газете «Взгляд» от 5 сентября 2019 года

В предвыборной кампании Александр Осипов и его команда противопоставили угрюмому образу традиционного губернатора образ чиновника нового формата — готового говорить без бумажки, гулять пешком по городу, танцевать ёхор, водить хороводы, есть буузы и вообще запросто общаться с любым первым встречным.

Осипов обращался к забайкальцам через снятые на телефон видео, поздравлял с религиозными и светскими праздниками, читал стихи.

В сокращении дистанции между главой региона и народом Александр Михайлович иногда доходил до гротеска — например, когда на камеру чинил забор в Заречном. То есть, на глазах у хозяина забора заколотил пару гвоздей.

В интернете есть несколько подобных видео — на одном из них будущий губернатор вприпрыжку бежит к урне, чтобы выбросить мусор, на другой буквально снимает пылинку с одежды фонтанирующей около него благодарностью женщины.

Во всей своей публичной активности Осипов был не только подчёркнуто мужественен, но и идеально выглядел. Хорошо подобранные официальные костюмы, сорочки, галстуки и туфли за пределами кабинетов гармонично менялись на ладно сидящую на высоком и стройном Осипове полевую или спортивную одежду. Образ мужественного кандидата, одинаково удобного для симпатий как мужчин, так и женщин, ловко дополнялся роликами из спортзалов, где будущий губернатор тягал штангу, и брутальной небритостью.

Кажущиеся совершенно живыми эмоции и условно спонтанные поступки врио губернатора неплохо конвертировались в симпатии электората. Тем более что адресованные простым людям лирика и улыбка были предложены в комплекте с кнутом для тех, кого обычно обвиняют во всех бедах.

§2. «Жёсткий с чиновниками, мягкий с людьми»

Сразу после того самого прямого разговора в медиа зазвучал сформулированный и впоследствии усиленно раскручиваемый имиджевый слоган врио губернатора: «Жёсткий с чиновниками, мягкий с людьми».

Главным полигоном для атаки на чиновников стали открытые оперативные совещания правительства с трансляцией в интернет, появившиеся в таком формате именно при Осипове. Технически эта возможность была ещё у правительства Гениатулина, но никто из предыдущих губернаторов не захотел ей воспользоваться.

Во время ставших публичными совещаний Осипов жёстко отчитывал министров, обвиняя их в косности и нерасторопности. Запрещал читать малопонятные цифры и требовал коротких докладов по сути. В похожей ситуации обнаружили себя и представители муниципалитетов. Особенно колкие его высказывания тут же уходили в новостную повестку.

Оказавшись под флагом «созидательного напряжения», чиновники обнаружили себя в режиме постоянного аврала в штормовых условиях и под гнётом психологического прессинга. Даже любимые и казавшиеся безобидными командировки в соседнюю Маньчжурию оказались под запретом.

И хотя явно неугодные Осипову министры начали увольняться по собственному желанию, ставка на такой стиль общения с подчинёнными была рискованной. Правительство перестало выглядеть здоровым и единым организмом, а поиск кандидатур в министры усложнился как никогда — занимать свободное место «мальчика для битья» мало кто согласится.

Отчасти это подтвердила скорая отставка отработавшего несколько месяцев первым замом Евгения Орачевского — чиновник вернулся в Читу из Иркутска, но быстро передумал и вновь оказался в Приангарье.

И если в преддверии выборов игра в традиционно русское «добрый царь — злые бояре» была оправданной, то останется ли она нужна после выборов? Кажется, нет.

«Дорогие мои коллеги, по поводу характера и духа наших совещаний. К сожалению, у нас не получается другого характера и духа. Я тщательно ищу, чем бы положительным разбавить нашу работу. Но соотношение того, что что-то делается в пропорции с тем, что не делается, не позволяет изменить дух и характер наших совещаний. Зачем нам в таком негативе жить? Делайте выводы, изменяйте свою работу. Живите в раю. Живите в хорошем состоянии духа, чтобы всё было сделано».

Александр Осипов в обращении к министрам на последнем перед выборами оперативном совещании правительства 2 сентября.

§3. «Управляемая повестка»

За 10 месяцев работы в статусе врио губернатора Александр Осипов побывал в большинстве районов Забайкалья с рабочими командировками — часто без оперативной необходимости.

В командировках он знакомился со спецификой районов, знакомился с главами, получал обратную связь на встречах с местными жителями, говорил правильные и нужные слова для формирования правильного и нужного предвыборного имиджа.

В эти командировки всегда приглашались представители всех читинских СМИ. Редакции эти приглашения, разумеется, принимали — каждая в силу своих ресурсов.

У всех средств массовой информации в регионе есть предельная ёмкость, измеряемая у кого эфирным временем, у кого — объёмом издания, а у кого-то просто количеством сотрудников и времени в сутках. И команда Осипова сделала всё, чтобы в пределах этих объёмов число упоминаний об Александре Михайловиче в нейтральном и положительном ключе было максимальным.

Шалость удалась. О подвигах, мудрых словах и высокогуманных поступках врио губернатора забайкальцам не рассказывали разве что утюги с холодильниками. И пусть у кого-то это набило оскомину, в процентном соотношении весь негатив в отношении врио губернатора растворялся до ничтожно малых процентов.

Команда Осипова ловко перехватывала негативные информационные поводы и предпринимала максимальные усилия, чтобы вывернуть их в свою пользу. До них в регионе никто так грамотно этим не занимался, и этим технологи фактически лишили рычагов влияния на информационную повестку любые оппозиционные силы.

Так было с немного странным визитом федерального блогера Варламова. Со стороны могло показаться, что его попросили приехать в Читу специально, чтобы добить городскую власть накануне её срежиссированной смены, и Варламов — вне зависимости от того, как всё было на самом деле — с этой задачей прекрасно справился.

Чита за неделю превратилась в мусорную столицу России, ролик на канале Варламова в YouTube набрал почти 1,4 миллиона просмотров и сейчас является у него седьмым по популярности, впереди только митинги, Чичваркин, наркотики и Крым.

Победителем из этой истории вышел именно Осипов — он пригласил скандального блогера на разговор, в ходе которого сфотографировался с ним на крыше административного здания на Чайковского, 8. Кажется, в восхищении был даже сам Варламов.

На финишной прямой перед выборами районные газеты Забайкалья стали не просто похожи одна на другую — они, не смущаясь, массово, слово в слово перепечатывали одни и те же материалы во славу правильного кандидата. За исключением авторства — одинаковые тексты в разных районах подписывались разными именами.

Газета «Вечорка» накануне выборов внезапно вырастила тираж до невероятных 350 тысяч экземпляров на номер и при этом стала бесплатной, а злобные карикатуры на первой полосе сменил совсем некарикатурный, отрисованный с любовью герой, невероятно похожий на Александра Михайловича.

Если разбираться в стоимости таких тиражей и такой любви, мы уйдём в другие плоскости. Впрочем, подчинить своей воле 100% СМИ на этом параде новой искренности у кандидата всё-таки не получилось.

Стоит отметить и готовность пиарщиков Осипова комментировать любые, сколь угодно сложные истории, и способность самого Осипова в большинстве случаев разговаривать с журналистами как на публичных мероприятиях, так и — когда надо — по телефону. К концу кампании эта готовность иногда реализовывалась через запросы, но мы всё равно получали ответы.

К концу кампании команда врио губернатора скатилась-таки в нежелание контактировать по самым сложным историям, но Осипов до сих пор даёт ответы почти на все вопросы, которые ему задают журналисты.

Ещё один нюанс — люди Осипова не только генерировали «правильные» инфоповоды, но ещё и последовательно занимались дистрибуцией (доставкой) готовых новостей до аудитории по всем доступным каналам. Например, публиковавшиеся на «Чита.Ру» положительные новости о главе региона за «чьи-то» деньги довольно активно продвигались через сервис Direct|Advert ровно до конца дня выборов.

К каналам распространения информации мы ещё вернёмся. Но раньше вспомним, что один в поле — так себе кандидат.

§4. «Всесторонняя поддержка»

На выборах в заксобрание края в 2018 году «Единая Россия» потеряла абсолютное большинство мест в парламенте на фоне повышения пенсионного возраста в стране. Тогда стало понятно, что от бренда партии нужно дистанцироваться.

В угоду высокому проценту поддержки Александр Осипов объявил себя кандидатом «партии забайкальцев», равноудалённым от всех политических сил. Ради этого сценария заксобрание края спешно приняло поправки в закон о выборах губернатора, позволив избираться самовыдвиженцам.

Именно на этом этапе вскрылся первый серьёзный просчёт архитекторов избрания Осипова – поправки в краевой закон были приняты раньше, чем в Устав Забайкалья, который в законодательной иерархии стоит выше, при этом сам Устав скорректировать, видимо, банально забыли. На помощь пришёл краевой избирком с заявлением, что прямого запрета на самовыдвижение Уставом не предусмотрено, эту позицию позже поддержал ЦИК, в ситуацию не стала вмешиваться и прокуратура региона.

Фактически госструктуры ввели в юридический обиход — пусть и на время только избирательной кампании и только в Забайкальском крае — тезис о том, что разрешено всё, что прямо не запрещено законом. Впрочем, несмотря на эти юридические новшества, и Устав впоследствии поправили.

Заменителем партийной символики в предвыборной кампании врио стал проект «Забайкалье – наш дом», чьи баннеры всегда сопровождали Осипова в командировках по районам.

Хотя движение анонсировали ещё весной, за полгода у него так и не появилось собственных координаторов или идейных лидеров. Единственным человеком, с которым соотносились реализованные проектом инициативы, был сам глава региона.

«Я поддерживала изначально губернатора. Когда выступала, естественно, ссылалась на программу «Забайкалье — наш дом». Мне импонирует всё то, что он в своей программе продвигает. Участвовала в их субботнике, но не как кандидат, а чисто по-человечески. Это же здорово, люди по собственной воле, без коммерческих целей занимаются такими вещами».

Коммунистка Наталья Веко, победитель выборов мэра Могочи в сентябре 2019 года.

Впрочем, несмотря на заявления о партийной отстранённости, именно ЕР оказала главе региона самую существенную помощь. На региональной конференции в конце июня члены партии единогласно проголосовали за идею поддержать Осипова вместо выдвижения собственного кандидата. Особенно важно это было для прохождения муниципального фильтра – более 2,3 тысячи единороссов по краю возглавляют администрации или состоят в советах депутатов.

Более того, «Единая Россия» оплатила предвыборную кампанию самовыдвиженца – в его избирательный фонд поступило 55 миллионов рублей от фондов, связанных с партией власти. Средства на спецсчетах троих конкурентов по выборам суммарно составили 24,5 миллиона рублей.

Поддержку Александру Осипову высказала также «Справедливая Россия». ЛДПР своего кандидата выдвигать не стала, но и о поддержке Осипова не заявила. Можно предположить, что такую позицию региональное отделение заняло по отмашке федерального отделения партии.

Среди парламентских партий собственного кандидата в итоге выдвинула только КПРФ. На выборах 2013 и 2016 года кандидатом от коммунистов был Николай Мерзликин, умудрившийся в соперничестве с Натальей Ждановой три года назад за счёт, видимо, протестного голосования набрать почти 30% голосов избирателей. Но в 2019 году он взял самоотвод, и кандидатом от коммунистов стал далеко не столь популярный первый секретарь крайкома, депутат заксобрания региона Юрий Гайдук.

Вскоре после новости о выдвижении Гайдука в соцсетях началось распространение видеообращений депутатов от КПРФ из Кыринского, Улётовского и Петровск-Забайкальского районов в поддержку Осипова. Как потом объяснила героиня одного из роликов Татьяна Бояркина, записать обращение её попросили «товарищи из администрации президента». По данным источников в органах власти, съёмку организовала предвыборная команда Александра Осипова.

Вброс оказался лишней тратой времени и сил – пройти муниципальный фильтр Гайдуку всё равно не удалось. Выборы главы Забайкалья впервые формально оказались без представителей ключевых политических сил – случай, уникальный даже для общероссийской практики.

Концепция всесторонней поддержки была строго срежиссирована: лагерь сторонников Осипова постепенно пополнялся другими партиями, снявшимися с выборов кандидатами, общественными организациями.

«Знаете, я реально подхожу. Я понимаю, что Александр Михайлович победит, у меня всё правильно с головой, я не питаю иллюзий».

Кандидат в губернаторы Елена Краузе сразу после получения удостоверения кандидата 26 июля.

У всемерной, всенародной поддержки Осипова, разумеется, была и обратная сторона — надо было что-то делать с теми, кто не поддерживает. Конкуренты врио губернатора на выборах были настолько неизвестны и непонятны, что самым очевидным вариантом протестного голосования стала неявка на выборы. Да и среди лояльного электората к началу осени был велик процент людей, которые ничего не имеют против Александра Осипова, но рассуждают в ключе «без меня всё равно выберут».

Борьба за высокую явку велась по всем фронтам. На земле.

И на небе.

В этой борьбе Осипов и выборы стали синонимичны до того, что вместе с баннерами о скором едином дне голосования на улицах по всему краю появились стилистически идентичные им рекламные щиты «За Осипова». В избиркоме на это никак не отреагировали, отмахнувшись тем, что каждый кандидат волен выбирать такой дизайн, какой захочет. Однако прочие претенденты на пост губернатора этот приём не использовали.

§5. Админресурс

Хоть Александр Осипов периодически и выступал против использования административного ресурса в политической борьбе, именно он, вольно или невольно, был его постоянным потребителем как кандидат в губернаторы.

Меньше чем за год регион посетили десятки политиков федерального уровня: президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, министры здравоохранения, связи, труда, сельского хозяйства. Путин, правда, не сдержал обещания ещё раз прилететь в начале сентября в Читу, однако незадолго до выборов губернатора устроил встречу с Осиповым в Москве.

Часто поводом для визита было присоединение региона к Дальневосточному федеральному округу, которое сопровождалось внедрением в Забайкалье дальневосточных программ и льгот. Вне зависимости от того, как команда главы региона справлялась или не справлялась с освоением федеральных субсидий, большое внимание к краю со стороны Кремля само по себе повышало политический статус Александра Осипова.

«Действительно, предстоит очень большая работа, хотя, я не скрою, отрадным для меня является тот факт, что есть позитивные изменения. Те накопившиеся проблемы, которые годами не решались, они всё-таки сейчас стали решаться. Это настраивает на позитивный лад».

Дмитрий Медведев во время визита в Чите 1 августа.

В середине августа всплыли куда более очевидные свидетельства использования админресурса – несколько политиков рассказали корреспондентам «Чита.Ру», что при сборе подписей в поддержку кандидатов в губернаторы для муниципального фильтра в некоторых районах был организован централизованный подвоз депутатов и глав поселений силами районных администраций.

Позже прокуратура региона, проверяя факты расследования «Чита.Ру» о передаче подписей при прохождении муниципального фильтра от одного кандидата к другому, косвенно это признала.

§6. Телеграм-бригада

Возвращаясь к теме информационного сопровождения прошедших выборов, отметим ещё одну их особенность — импортированное в край особенное, гиперболизированно трепетное отношение политтехноллогов к работе с телеграм-каналами, которым была отведена роль инфлюенсеров, то есть, источников наиболее мощного информационного влияния.

Судя по всему, через Telegram политтехнологи рассчитывали повлиять на политические настроения региональной элиты с одной стороны, и показать телеграм-каналы более современным источником информации нежели традиционные СМИ — с другой.

Штаб Осипова в острые фазы избирательной кампании вваливал поистине гигантские усилия в написание и раскрутку текстов для telegram-каналов, которые в регионе читало несколько сот человек из максимально политизированной аудитории. При этом в СМИ та же история с подписями фактически никак не комментировалась — для обвинений авторов расследования из «Чита.Ру» штаб Осипова полноценно использовал ресурсы только газеты «Вечорка».

Доступ ко всем кулуарным вопросам на Чайковского, 8, позволил команде Осипова использовать эксклюзивы для раскрутки телеграм-каналов, вероятно подчинённых администрации губернатора. Именно в Telegram, а не в пресс-службу или редакции традиционных медиа, в первую очередь сливались информации о кадровых перестановках в правительстве, именно там делались посевы правды, полуправды, а иногда и откровенной лжи относительно происходящего.

В телеграм-каналах раскручивались теории заговора относительно того, кто мог бы заказать расследование про подписи, звучали призывы подвергнуть журналистов и руководителей «Чита.Ру» уголовному преследованию за это расследование и вообще за журналистскую позицию, закрыть информационное агентство, лишить его доступа к информации.

Слив информации особенно был заметен по каналу «Алиса в Забайкалье», который публиковал фотографии из кабинета руководителя администрации губернатора Сергея Нехаева, документы и другую информацию правительства за несколько минут до её появления на официальных ресурсах.

Летом телеграм-каналы «Алиса в Забайкалье» и «Восточный форпост» отбросили кривляния и стали уже потоком транслировать позицию предвыборной команды Осипова. Чуть позже к их компании присоединился, полностью поменяв повестку, телеграм-канал «Вечорки», каналы «Забайкальский краевой», «Багульник», «Читинский городовой».

Базовые посты одного канала немедленно репостились (переопубликовывались) во всей этой сетке, и часто выносились репостами в крупные федеральные telegram-каналы на десятки, а то и сотни тысяч подписчиков. По сути, практически все telegram-каналы, имеющие отношение к региону, превратились в одно пятно, которое пульсировало любовью к врио губернатора и ненавистью ко всем, кто позволяет себе сомневаться в его идеальности. То есть, в основном к информационному агентству «Чита.Ру».

По словам нескольких источников в региональном правительстве, авторы каналов состояли в одной онлайн-беседе с политтехнологами и согласовывали с ними все посты, которые являлись частью кампании по избранию Осипова и дискредитации его «соперников».

§7. Некоторые выводы

Политтехнологи, работавшие с Осиповым, отчасти повторили опыт своих предшественников. Например, у кампании не было лиц. Никому до сих пор достоверно неизвестно, кто руководил штабом Осипова, и что он из себя вообще представлял. В этом нет особенного секрета, и мы писали о том, кто расчищал Осипову дорогу к посту губернатора, но официально ни один человек не взял на себя эту ответственность.

То же самое было в кампанию Ждановой — фактически руководивший штабом руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин до последнего отнекивался по поводу своей роли в выборах. Не было лица и у кампании Ильковского в 2013 году — ну, кроме лица самого Ильковского.

Осипов не был уникален в поездках по районам — все его предшественники в избирательную кампанию старались побывать во всех муниципалитетах. Каждый врио губернатора танцевал ёхор, ел позы, получал ходаки, ходил в народ и грамотно улыбался, ко всем поголовно прилетали федеральные министры, премьер-министр Медведев и другие политики из Москвы. Все кандидаты в губернаторы придумывали свои общенародные движения. И всякий раз весь этот поток прекращался ровно на следующий после выборов день.

Но у кампании было много нового. Например, она была самой длинной. Осипов приехал в регион в конце октября, Жданова получила должность врио в феврале, Ильковский приехал в регион в марте. Выборы у всех троих были в сентябре, и технологам Осипова пришлось работать фактически на четыре месяца дольше. Кампания к концу лета явно выдохлась, а пик популярности Осипова, несмотря на итоговые 90% в сентябре, пришёлся, кажется, на весеннюю прямую линию со слезами.

Это заметно по комментариям на «Чита.Ру» — самом посещаемом региональном сайте. Если до — условно — прямой линии практически все комментаторы поддерживали Осипова и атаковали любую публикацию, где врио губернатора критиковали хотя бы опосредованно, то ближе к лету настроение политизированной аудитории стало меняться. Ко второй половине лета практически все положительные комментарии об Осипове заминусовываются посетителями сайта.

Аналогичное изменение настроений можно проследить в соцсетях, где в первый период работы Осипова в регионе был сплошной восторг, а ближе к выборам пользователи стали более критичны к главе региона.

Ни одна из работавших на выборах команд до сих пор так плотно не работала с региональными СМИ, которые, кажется, впервые получили полноценную возможность поехать с главой региона в любую его командировку и попасть на любое проводимое им публичное мероприятие.

С другой стороны, ни разу кампания не была столь агрессивно злобной. Да, эта злоба сосредоточилась в основном в telegram-каналах, соцсетях и на медийных площадках газеты «Вечорка», но ни разу до сих пор команды претендовавших на пост губернатора людей не требовали уголовного преследования журналистов именно за журналистскую деятельность.

Ни разу в регионе не придумывались столь безумные теории заговора, ни разу политических соперников основного кандидата так плотно не вымазывали в политических нечистотах, ни разу их не подкарауливали с видеокамерами в собственных квартирах, ни разу так грубо и прямолинейно не обвиняли в маразме, глупости, пьянстве и прочих грехах.

Ни разу политтехнологи так грубо и цинично не использовали региональные СМИ, как летом 2019 года. Для того, чтобы выдернуть одну фразу гендиректора «Чита.Ру» Андрея Козлова о том, что у агентства существуют коммерческие отношения с ТГК-14, предположительно именно штаб Осипова, использовав личные связи руководителей ЗМГ и «Чита.Ру», сымитировал целую телепередачу телеканала ЗабТВ. В её подготовке, кроме самого Козлова и редактора «Чита.Ру» Андрея Затирко, принимали участие с десяток человек.

Фактически участников записи обманули — передача так и не вышла, а вырванная из контекста цитата Козлова появилась в анонимном ролике о якобы существующем сговоре против Осипова, который распространялся через соцсети.

Впервые штаб основного кандидата так цинично использовал муниципальных глав и депутатов. После того, как часть из них сообщила о том, что они не отдавали подписей за соперников Осипова на выборах, их, вероятно, «попросили» публично изменить свои «показания», опубликовали их высказывания в «Вечорке» и связанных telegram-каналах и даже организовали их встречу с главой краевого избиркома Светланой Судаковой.

На этой встрече принималось некое возмущённое обращение по поводу «давления», которое оказывают на несчастных депутатов и глав. Его собирались печатать в районных СМИ, но так и не напечатали. Сами главы больше нигде эту встречу не комментировали и вообще, кажется, предпринимают серьёзные усилия, чтобы всё это как можно быстрее забыть.

Под нападками на людей, которые имеют отличное от штаба Осипова мнение, открыто подписался только один журналист — владелец и главный редактор «Вечорки» Владимир Кантемир. Остальные коллеги, даже из принявшего участие в имитации передачи на ЗабТВ холдинга ЗМГ, в скандал не полезли, а часть из них в частных беседах или в соцсетях журналистов «Чита.Ру» поддержали.

Региональное отделение Союза журналистов России после скандала с подписями и потока заявлений в прокуратуру, суд и полицию, сделало эту поддержку публичной.

Поток агрессивных нападок на «Чита.Ру» и пытавшихся протестовать против нарушения устава коммунистов по сути был совершенно анонимным просто потому, что распространялся через совершенно анонимные telegram-каналы.

Впервые штаб основного кандидата в агитационной работе сделал серьёзнейший акцент именно на печатное издание — газету «Вечорка». Впервые, кажется, региональная газета получила тиражи, сопоставимые с количеством избирателей в крае. Около 750 тысяч экземпляров газеты которые, несмотря на утверждения Кантемира о том, что это не агитация, внезапно стали бесплатными для читателей и были принесены волшебниками в почтовые ящики восхищённых граждан.

Эта агрессивность, подчёркнутая злоба, требования уголовного преследования, штрафов, блокировок резко контрастируют с позицией самого Осипова, с его образом человечного набожного чиновника, с самой темой новой искренности, консолидации, объединения усилий. Вероятно поэтому Осипов к концу кампании, кажется, попытался абстрагироваться от работы своих политтехнологов, заявив, что в регионе нужны самые чистоплотные отношения.

Отчасти позицию своего руководителя поддержал замруководителя администрации губернатора Алексей Казаков, признавший, что негатива на выборах слишком много, но так и не сумевший отказаться от существующего, видимо, убеждения в том, что в избирательную кампанию в регионе были какие-то другие заказчики чего-то, кроме самого Осипова.

«Мы видим попытки искусственно, на ровном месте создать конфликт в обществе, вызвать недоверие к избирательному процессу и избирательной системе страны. На мой взгляд, всё это звенья одной цепи. Главный вопрос — кто организатор и кто заинтересован в этом политическом сценарии», — Казаков стал единственным чиновником, который уверенностью в существовании заказчиков конфликта публично поддержал позицию авторов анонимных telegram-каналов.


Это далеко не все рычаги, нажимая на которые, команда Александра Осипова привезла его из статуса кандидата в действующие губернаторы Забайкальского края.

Серьёзный вопрос состоит в том, как эти инструменты, столь необходимые и эффективные вчера, будут использоваться после выборов, когда получившему кредит доверия и от Кремля, и от забайкальцев, предстоит решать задачи посложнее.

Будет ли это реальная попытка консолидации и конструктивного взаимодействия всех существующих в регионе сил, в том числе через аргументированную критику, или в крае начнут реально уничтожать любых оппонентов действующей власти — ответ на этот вопрос сейчас вряд ли знает даже сам Осипов.


НазадВперёд
23 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Осипову осталось полтора года, если до выборов его поддерживали деньгами и политическим влиянием, то теперь станут требовать результаты в соответствии с мифическим 89% "рейтингом доверия забайкальцев" (которого на самом деле нет). А результатов не будет

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Говорят что его заберут через 3 года.( Так, что не лайте зря. Но за это время он успеет добиться результата и поднимет планку еще выше! Скоро Забайкальцы начнут возвращаться на Родину! Хватит гастрабайтничать на чужбине. Пора вывести край на свое, почетное место! Кто против? Лжепатриоты покажитесь!)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чита станет Нью Москвой, а Москва старой Читой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И воздух в Чите станет чище, и деревья яркой зеленью расцветут! Да какой там, уже всё хорошо! Любо, братцы, любо! Не край, а Эльдорадо! И всё благодаря Александру-свет-Михайловичу!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да забирайте хоть щас

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хороший, объективный анализ. Как-то грустно становится от всего произошедшего. Понятно, что Осипов не тот, за кого себя пытается выдать. Видимо ждут нас темные времена. Хотя, нам - забайкальцам не привыкать! Прорвемся и годика через 2 будем встречать нового, гениального, справедливого и гуманного врио!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хватит уже ныть. Найдите в себе силы признать поражение. Что вы как девочки.т Да и девочки сейчас уже достойней себя ведут!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так чел признал поражение. Поражение для всего Забайкалья. Что не так?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Трудно Осипову будет жить и работать с таким результатом. Планку задрали до небес, падать будет больно и обидно. Дай бог если получится. А вот если нет, то печально будет всем. И разочарование у людей будет сильным, а потом и злоба через край. В перспективе такой результат принесет только отрицательные последствия для власти, в том числе и федеральной. А статья правильная, объективная.

 p.s. Губернаторов надо назначать. Это по крайней мере честнее (и дешевле) чем такие выборы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Назначать в депрессивных регионах как Забайкалье,представьте что только фонды едросов дали 55 млн Осипову,24 млн дали безликим и это официальные данные.Такие деньги на выборы и для чего,для того чтобы нарисовать красивую картинку и чтобы обманутые этой картинкой избиратели пришли и проголосовали за Осипова.Государству некуда девать деньги,посмотрим последнюю новость,в Забайкалье блокированы счета муниципальных учреждений на 24 миллиона и вспомним что только на трёх безликих официально истратили 24 миллиона,если деньги девать некуда то вот отдали бы на разблокировку.После возвращения выборов губернаторов власть в обмен на уступку ввело муниципальный фильтр,администрация президента руководит назначением кандидатов от системной оппозиции.Хотя первый сбой был в Иркутске и самый главный в Хабаровске,сейчас Хабаровск самая главная проблема для власти и они будут решать её так как это пример для регионов и вызов едросам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На следующей неделе начнется отопительный сезон, затем весна с пожарами, лето с наводнениями. Посмотрим как оип сможет без поддержки центра решать все сам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Никак не будет,печально,что скоро опять внеочередные выборы,а к тому времени городу полная крышка,край загнется еще больше.Первый раз захотелось уехать из города навсегда,особенно не могу видеть и слышать сапожникова,таких еще не было,это финиш

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Совсем скоро, осенний пожароопасный период, еще ближе отопительный сезон, вот и посмотрим, чего стоят 90%

P.S. не буду спойлерить)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, все так и есть. Браво, редакция, отличный, объективный, не ангажированный  анализ всего этого представления, которое почему-то называется "выборами". А т.н. " независимые СМИ" - Заб.ру и Вечорка показали, кем они на самом деле являются, и стоит ли им доверять и читать их. По крайней мере, я сделал для себя выводы, и вопросов к этим "изданиям" больше не имеется.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поздравляю всех! Мы победим! Все сплотились поз знаменем, который поднял Михайлыч! С таким настроем можно в бой! С этой компании, с нашего Губернатора будут брать пример!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я не буду с жулика брать пример. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а кого победили то? с кем воевали то?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Граждане, помните если вам чего-то впаривают с эпитетами вроде "новый" или нечто подобное - вас обманывают. "Новая искренность" или "новый социализм", или "супер-указ" или что-то подобно - вам морочат голову. Все что не имеет конкретного выражения - все вранье или отвлечение внимания.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По итогам избирательной кампании Осипов полностью лёг под пиарщиков. Сплошная имитация. Толку не будет! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мда, братцы. Купились вы в очередной раз на сказки. Я с самого начала знал, что это фарс, а народу видать нравится быть обманутым. Бегите, земляки, оттуда! Бегите пока есть на что сбежать! Хуже чем там, походу, нигде не бывает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Каких то новых избирательных технологий не было на этих выборах. В отличии от прежних губерских компаний эта отличалась тем, что делали как по учебнику. Раньше же были постоянные сбои и непонятности, но при этом муниципалов стого держали. А здесь муниципалы расслабились (вероятно кгода собирали на Арахлее) и получился выброс информации в народ (о подписях), это прокол нынешних нехаевых. А так ни чего не обычного: зачиститли всех неугодыных от претендентов нагубернатора до муниципальных кандидатов - все законно, это и раньше было; крайи збирком всегда на стороне власти (ныне скрытой Ед.Рос.);  получить а ля "Наш дом Россия" на уровне региона без Черномырдина не удалось, да и не зачем было. И в итоге получили гротескный результат - наверное могут позавидовать и в Срелней Азии результату. Каку тут не вспомнить фразу: "Скромнее надо быть, скромнее". Куско нынешняя сть проглотила большой, не подявится ли, переварит ли, хотя как Забайкальцы уже знают после выборов как "с гуся.." и это будет облегчение. 

Очевидно власть не легетимная, хотя законная. Дальше будет интересно . 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за шикарную статью и трезвую оценку!

Кстати, по поводу настроений. По моим личным ощущениям, с формированием положительного имиджа в СМИ, мягко говоря, переборщили. С количеством вбрасываемых инфоповодов.

В начале кампании наблюдать за всеми высказываниями и действиями врио было действительно интересно. Они не вызывали ощущения навязчивости мнения.

Но когда в конце весны в некоторых интернет-изданиях почти вся новостная лента состояла из новостей о врио, это стало вызывать стойкое отвращение. Казалось, что скоро начнут писать о каждом чихе. Или о том, как Осипов собачку на улице погладил. Ну, а что было летом, мы все знаем.

Интересно, увидим ли мы ещё слёзы губернатора или показную посадку саженцев и уборку мусора? Или всё, выбрали, можно не плакать и руки не марать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Радует, что в крае ещё остались независимые медиа, которые объективно и беспристрастно освещают события. Печально, что их катастрофически мало. Основная масса электората, питается "информационным фастфудом", заботливо приготовленным pr-технологами, и рассчитанным на импульсное потребление. Быстро, дёшево, доступно! Истинных ценителей, готовых добывать, сравнивать, анализировать информацию, гораздо меньше. Вы - тот самый "французский ресторанчик", где гурманы могут насладится правдивой, независимой, фактажной "информационной пищей"

ОБСУЖДАЕМОЕ