Р!
14 НОЯБРЯ 2019
13 ноября 2019
Мир за Байкалом

Ингода

Ингода — не главная река Забайкалья, но точно самая важная для города Читы. С ингодинскими водами связано не только появление древнего казачьего Плотбища в 1653 году, но и становление города региональной столицей в XIX веке. Вместе с проектом «Мир за Байкалом» мы сплавимся вниз по течению и истории Ингоды.

Этот партнёрский материал написан специально для проекта «Мир за Байкалом», который редакция «Чита.Ру» запустила вместе с правительством Забайкальского края. Мы рассказываем о самых красивых местах региона, чтобы показать — наш край стоит, чтобы увидеть его, и достоин того, чтобы полюбить.

Считается, название реки произошло от бурятского слова «ангида» — «река, поворачивающая вправо». А в записках первых русских землепроходцев она фигурирует под именем Ингеда.

Река берёт начало на склонах хребта Хэнгэй — чуть севернее Сохондинского заповедника и монгольской границы. Её питают десятки ключей и родников, расположенных выше 2 тысяч метров над уровнем моря. Исток Ингоды находится неподалёку от места, где Онон, рождающийся в горах Монголии, вплотную подходит к российской границе и снова удаляется вглубь соседней страны. Сотни километров спустя реки-таки встречаются, образуя Шилку — главную судоходную артерию края.

В верхнем течении Ингода пробивается сквозь хребты, превращаясь местами в бурлящую горную реку с порогами и отвесными скалистыми берегами. Всё резко меняется у села Улёты, где река образует широкую пойму — Читинско-Ингодинскую впадину.

Благодаря воде и обрамляющим долину хребтам климат здесь более мягкий, контрастирующий с суровыми таёжными территориями по соседству. Впадина была и остаётся одним из главных сельскохозяйственных районов Забайкалья. И самым густонаселённым. На этой, в общем-то, небольшой площади живёт до половины забайкальцев.

Развитию территории в XIX способствовало строительство «Великого сибирского пути» (Транссибирской магистрали). Железная дорога здесь, спускаясь от своей самой высокой точки — станции Яблоновой — в долину Ингоды, начинает следовать за речными изгибами.

Ингода — самая доступная для туриста водная достопримечательность края. Каждый день тысячи человек наблюдают за её размеренным течением из окон поездов.

К моменту появления Транссиба Чита, уже определённая столицей Забайкальской области, ещё оставалась скромным городишком, зажатым между двух рек и сопок. Экономическим центром региона был Нерчинск, близкий к золотым приискам и китайской границе. Протянувшаяся по речным долинам магистраль поначалу миновала старые купеческие города, свернув в сторону Китая и чуть не дойдя до Шилки.

Железная дорога близ Нерчинска появится намного позже, когда трансграничный ход Забайкальск — Харбин — Владивосток окажется заблокирован, а Чита окончательно станет главной забайкальской станцией, а значит, промышленным, транспортным и экономическим центром региона.

Повторяющая ингодинские изгибы магистраль вдохнула жизнь не только в Читу: Домна, Атамановка, Дарасун, Карымское, Туринск, Улёты — всё это крупнейшие сёла и посёлки края, расположенные в долине реки.

Самый известный читинский природный памятник тоже создали воды Ингоды, вытесавшие Сухотинские скалы на южном склоне Титовской сопки. Отсюда открывается один из живописнейших видов на реку.

Ингода, формально, не впадает в другой водоём — сливаясь с водами Онона, она образует Шилку неподалёку от посёлка Первомайский. Так воды забайкальских горных ключей устремляются дальше на восток — в Амур и Тихий океан.

Редакция «Чита.Ру» благодарит Ольгу Варванович за предоставленные фотографии.

НазадВперёд
Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила