Р!
09 ДЕКАБРЯ 2019

«Здоровье районов серьёзно поправится» — Кефер обещает светлое будущее

Двери приоткрылись, и в зал ввалилась толпа клерков под предводительством статного, короткостриженного брюнета. Посторонний человек, увидев такое количество смурных лиц в строгих нарядах, решил бы, что попал на панихиду к какому-то важному человеку. Но затем потерял бы нить событий, как только из уст одной из дам посыпались цифры бюджета Забайкальского края на 2020 год.

Исполняющий обязанности вице-премьера краевого правительства по финансам Андрей Кефер на первые смотрины бюджета в комитеты заксобрания привёл не только свой родной минфин, но и представителей всех ключевых министерств — здравоохранения, образования, строительства. Благодаря этому председателю комитета по госполитике и местному самоуправлению, а в прошлом главе Могойтуйского района Сокто Мажиеву удалось своими вопросами глубоко и объёмно раскрыть тему финансирования районов края и связанных с этим проблем.

Эксперименты на районах

По информации минфина, в 2020 году на муниципалитеты в бюджете закладывают 21,8 миллиарда рублей. В абсолютных суммах это на 1,2 миллиарда рублей больше, чем в 2019-м.

— Цифры сейчас звучат достаточно большие. С другой стороны, когда встречаешься с муниципалами — проблема одна. На сегодня в селе остаются 2% от НДФЛ, земельный налог и определённый налог на имущество. Вы прекрасно знаете, что в деревне из 100 домов зарегистрировано процентов 20-25. Это собственные доходы. Тема-то осталась, — посмотрел на оппонентов через стол Мажиев.

— В этом году мы приняли очень непростое для нас решение, — начал Андрей Кефер. — Традиционно конструкция по зарплатам в образовании была построена так: краевой бюджет финансировал основной педагогический персонал, а местные бюджеты — обслуживающий. С учётом малокомплектности наших школ численность обслуживающего персонала у нас значительна, поэтому нагрузка на местные бюджеты была весьма серьёзная. Из-за роста МРОТ местные бюджеты были вынуждены постоянно эту планку поднимать, и таким образом находились в роли догоняющих. Пока краевой бюджет отреагирует, а платить-то людям нужно сейчас.

Мы в своё время, в 2014 году, принимали решение построить такую конструкцию с одной лишь мыслью: чтобы главы муниципальных образований, понимая, что это средства бюджета, почистят, оптимизируют… вернее, приведут в соответствие численность обслуживающего персонала. Нужно констатировать, что эксперимент не дошёл до логического завершения. Отдельные районы очень хорошо в этой части поработали. Отдельные говорят, вот вам кредиторка, делайте с ней, что хотите.

В этом году, несмотря на все сложности, мы приняли достаточно серьёзное решение в отношении муниципальных районов. Перетащили эти расходы на зарплаты обслуживающего персонала в школах на краевой бюджет. Теперь это обязательства бюджета Забайкальского края — сумма в 1,5 миллиарда рублей.

С учётом этих подходов мы ожидаем, что местным бюджетам средств должно хватить не только на текущие расходы, но и на некое развитие. Сделав такой шаг, мы сейчас оценим, как в финансовом плане себя будут чувствовать муниципалитеты. Но, на наш взгляд, их здоровье должно весьма серьёзно поправиться.

Финансовая настройка системы образования

— У нас в 2012–2013 года с районов ушла оплата учителей. Сейчас мы говорим, что уходит оплата обслуживающего персонала. На муниципалитетах, что остаётся по образованию? — не унимался председатель комитета.

— По образованию остаётся вспомогательный персонал, который не связан с образовательным процессом. У кого есть отдельные котельные и кухни — кочегары и повара… Связанные с обслуживанием и питанием. Бухгалтера, — дополняла друг друга когорта женщин-чиновников.

— И текущее содержание зданий, — укоризненно вставил коммунист Сергей Сутурин.

— Я как раз к этому подвожу, — согласился с коллегой-депутатом Мажиев. — Помните выступала наша коллега директор школы. Она говорила, и до этого [говорили о проблемах содержания зданий] постоянно. Здесь как? Понятно, что зарплата ушла, но у некоторых районов и на это денег не будет. Например, у Шелопугинского района.

— В рамках подготовки к нулевым чтениям мы посчитали общий фонд оплаты труда по муниципальным организациям, посчитали первоочередные расходы — заработная плата, коммунальные услуги за весь год, котельно-печное топливо, социальные выплаты, — начала и. о. министра финансов края Вера Антропова. — На все мероприятия у них остаётся примерно 25–30% по муниципальным районам. В предыдущий год у нас было 10–15%.

Мы же в течение 2018–2019 года значительно вливали деньги, чтобы снять нагрузку с районов. За 2 года практически погасили 3 миллиарда кредиторской задолженности районов. Это же тоже большое подспорье, потому что у них были большие штрафы. Пеня была почти в 150 миллионов рублей — для них это большая сумма. Мы погасили практически на 100% кредиторскую задолженность, разблокировали практически все счета. На сегодня у нас 11 учреждений, и то там проблематика за счёт внебюджетных средств, а не бюджетных. То есть, мы уже оказали хорошую помощь районам.

В этом году мы оказали хорошую помощь в рамках социальной сферы. Так, 511 миллионов рублей мы отдали на образование. Основная сумма — это, конечно, образование, на школы местного значения и детсады. Это антитеррор и противопожарка, где у них были бесконечные предписания и штрафы. Мы полностью эту проблему по краю закрыли. Сегодня законом, который мы с вами приняли, мы остатки ассигнований до них довели.

Понятно, что мы за год сразу с вами проблему не решим. Но я, вот, уже озвучила, что у нас на следующий год за счёт нацпроектов и ЦЭРов будет модернизация объектов образования. Все эти объекты муниципальные — это школы и детсады.

Текущий ремонт. У нас стоит проблема достаточно остро. Всеми министерствами во главе с [исполняющими обязанности вице-премьеров] Аягмой Ванчиковой и Михаилом Чуркиным полностью проведена инвентаризация состояния объектов социальной сферы. У нас составлен перечень всех объектов и их технического состояния. На протяжении уже полугода работаем с Федерацией по плану ускоренного развития и социального экономического развития. Этот перечень объектов по отраслям включён отдельно в эту программу. Мы сейчас работаем, чтобы эта программа была принята на уровне Федерации и с нами по расходам начали работу. Это тоже не в один год можно решить.

Про долги больниц

— Проблема, связанная с задолженностью учреждений здравоохранения, касается практически большинства районов края, — переключился на не менее острую тему Мажиев. — На сегодня, насколько я понимаю, задолженность всё ещё достаточно крупная. Те 300 миллионов, которые мы на прошлом заседании выделяли, — не решение проблемы. И министром здравоохранения озвучивалась цифра кратно больше. В бюджете этому внимание будет уделено?

— В целом проблематика кредиторской задолженности не очень однозначна. В рамках обязательств бюджета мы кредиторскую задолженность учреждения, по сути, не обязаны оплачивать, потому что мы в полном объёме средства отдаём по ОМС…

— Нюансов много, но страдают-то люди! — перебил Антропову Мажиев.

— Сегодня у нас принято такое решение, чтобы оказать им помощь в 300 миллионов рублей, но это разовая финансовая операция. Мы постоянно гасить кредиторскую задолженность от бюджета не сможем. Минздрав разрабатывает конкретный план мероприятий по каждому учреждению. Кредиторская же не у всех, а у 12–13 учреждений. Там проблематика в самой работе учреждений. Минздрав будет работать с каждой больницей, выявлять причины и принимать меры.

— Ситуация сложилась не в этом году, — взяла слово представитель минздрава, разместившаяся на стульчике за спиной Кефера. — Усугубилась она, когда начали расти целевые показатели по зарплатам. Мы не можем их не выполнить, и поэтому почти 80% средств уходят на зарплату, тем самым усугубляются все остальные обязательства по платежам. На сегодня кредиторка по ОМС составляет 684 миллиона рублей, в том числе 504 — это просроченное.

Мы рассматриваем 24 учреждения, в которых просрочена задолженность. Эти 300 миллионов мы сегодня получим и сразу начнём направлять в основном на погашение долгов по налогам, по коммунальным платежам, немного на питание и так далее. Вместе с тем 200 миллионов у нас остаётся проблемой нерешённой.

Сказать, что мы кредиторкой начали заниматься только сейчас — нет. У нас вся кредиторская задолженность по каждому учреждению в ручном режиме. Мы отслеживаем платежи по этим учреждениям. Сейчас мы будем предпринимать меры по перераспределению объёмов оказания медпомощи, а за объёмами и деньги в те учреждения, в которых имеется кредиторская задолженность. Работа ведётся постоянно в ежедневном режиме.

Обещание новое содержать

— У нас в этом году беспрецедентное финансирование со стороны Федерации по всем программам, — обратился дотошный председатель комитета к новой проблеме. — Очень много построено объектов, реконструировано, отремонтировано. По большому счёту все это видят. Весной постоянно идут сообщения об открытии новых объектов. А у нас разрешена проблема содержания этих объектов? В качестве примера привожу долгую историю, связанную с бассейном в Борзе. Тогда долго не могли определиться, кто его будет содержать. Муниципалы говорят у нас нет на содержание денег, а регионалы — это ваша собственность.

— У нас в этом году произошла сдача по детсадам-яслям. На следующий год мы в полном объёме предусмотрели зарплату для районов по ним и в расчёте при нулевых чтениях обязательно текущее содержание будем учитывать, — разложила Антропова. — И даже хочу сказать, что проблема у районов здесь не только по текущему содержанию встаёт, но и по уплате налога на имущество. Потому что здания все новые, сумма налога на имущество очень большая, и мы в течение уже 2 лет оказываем целевую финансовую помощь по уплате налога на имущество. Там по 7–10 миллионов они платят в год.

— Давайте вспомним, что было до 2010–2011 годов, — намекнул Мажиев на льготы для социальных учреждений.

— У нас изменилось законодательство в части налоговых льгот, — разъяснила Антропова. — С 2019 года понятие налоговых льгот нет, есть налоговые расходы. Налоговые расходы должны быть увязаны с госпрограммами, должны быть определённые показатели. Эта та же мера господдержки, как и субсидии. И для того, чтобы предоставить её школам и детсадам, мы должны установить какие-то показатели для них. С какой целью мы оказываем меру соцподдержки. У нас эта льгота была, но вынуждены были её отменить.

Комитет по госполитике и местному самоуправлению в итоге рекомендовал принять в первом чтении бюджет на 2020 год.

НазадВперёд
3 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ковыряются в телефонах! Работнички.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему за столько лет не решена проблема своевременной выплаты зарплаты в муниципальных районах бюджетникам, как например федералам и регионалам-5-10 числа каждого месяца зарплата, 28-30 аванс, или наоборот, нам все равно как хотите так и называйте.Т.е руководители районов и комитеты финансов не справляются, не знают, не умеют? Кто их контролирует этих местных царьков?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Настроили новых объектов. Взяли на бюджет дополнительные расходы по налогу на имущество, текущему содержанию, зарплатам и налогам с фонда оплаты труда. Осипов, а за счет чего эти расходы планируется покрывать? Какие доходы на эти расходы получит бюджет? Ну ка расскажи нам про инвестиционную политику. А то пять про расходы много, а про доходы мало.

ПОПУЛЯРНОЕ