Андрей затирко, ксения зимина
Угдан — жизнь вне буузных
Проект «Окраина»
г. Чита. 5.05.1917 г. Бурят-монгольская делегация общественных деятелей. В нижнем ряду второй справа - видный политический деятель из Угдана Ж. Шойванов - до революции председатель Хоринской думы, эсер. Фото из архивов семьи Шойванов, опубликовано газетой "Читинское обозрение".
Предки хори-бурят издревле жили в распадках Яблонового хребта. Всего здесь насчитывалось около 10 бурятских улусов. Во время волостной реформы 1901 года эта местность получила административное название — Хоацайская волость. Её центр расположился в селе Арахлей, но уже в 1925-м перекочевал в Угдан.

Само село основали в начале XX века буряты, селившиеся в четырёх местностях: Хулhата (Биофабрика), Эгсата (Красный мыс), Дархита (падь Шерстнева), Маанин кункур (падь Лапочкина). Началось всё с открытия начальной школы в 1918-м.
Сегодня село Угдан для большинства читинцев — это буузные. Ими добротно усыпан разрезающий село Романовский тракт, правда, работают сейчас только единицы — кризис и высокая конкуренция сделали своё.

Среднее время пребывания горожан здесь варьируется от нескольких часов до одного вечера — поел, выпил, уехал. Для них за пределами этого гастрономического рая как будто ничего и нет, а если есть, то там всё так же уютно, тепло и вкусно, как и внутри «Аяна» или «Баян-Гола».

На самом деле всё иначе — такого количества проблем, как в Угдане, корреспонденты ИА «Чита.Ру» не видели давненько.
Центр села находится в этом небольшом кирпичном здании - бывшем райпо. Здесь вынуждены ютиться администрация, дом культуры, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт.

В ФАПе приём женщин акушером и мужчин фельдшером вынуждены вести одновременно - их разделяет только ширма. Но медработникам ещё повезло - новое модульное здание обещают уже в 2020-м.

Работники дома культуры свой актовый зал называют комнатой за его скромные размеры. При почти 2 тысячах населения адекватно провести крупное мероприятие здесь невозможно. Люди забивают зал битком, а часть гостей вынуждены стоять на улице.

Единственное оставшееся помещение занимают библиотека и творческая «коморка»села Угдан, где, помимо директора клуба, работают музыкальный кружок и базируется известный на весь район бурятский ансамбль «Сэсэг».
Вместе с новым зданием дому культуры нужна и материально-техническая база. Закупать надо абсолютно всё, кроме микшерного пульта, подаренного коллегами из районного дома культуры. Компьютеры, принтеры, звуковое оборудование, национальные музыкальные инструменты, костюмы. А пока культурно село Угдан осталось где-то в 90-х.

С учётом происходящих по краю трагедий, связанных с подростковым криминалом, особенно болезненно выглядит работа с молодёжью, точнее, её почти полное отсутствие. В селе проживает более 400 детей, из которых 200 - школьники. Конечно, в школе есть кружки и секции, но этого вряд ли достаточно.
Пока о новом доме культуры Угдан только мечтает. Землю под него администрация отводит, но по финансам не потянет софинансирование даже разработки проекта - а это сегодня обязательно для попадания в какие-либо программы.
Единственный в селе детский сад располагается в здании бывшей школы 1936 года постройки.
В нём работает одна смешанная группа 3-6 лет на 18 детей.
Очередь в детский сад в селе на пиках подбиралась к 200, но многие уже просто ушли в школу. Сейчас своего места ждут более 100 малышей, родители вынуждены их отправлять в детсады соседних сёл и Читы.
Новый детсад на 100 мест планировался давно, даже приступали к проектированию, но всё сорвалось при прошлой администрации Читинского района. Новое районное начальство работу возобновило - обещают здание на 120 мест, но сроков в селе не назвали.
Left
Right
Школьное здание - одно из самых свежих, 1991 года постройки, но даже оно уже не справляется с ростом Угдана и соседних сёл, откуда также везут детей.

Рассчитано строение на 192 ребёнка, обучаются там уже 210. Ежегодно это число растёт на 30-40 детей. Уже введена вторая смена.

Руководство села и школы вместе с новой пристройкой к зданию надеются также выбить в крае и жильё для молодых специалистов. Сейчас приезжим учителям при зарплате в 20-30 тысяч приходится до 10 тысяч рублей тратить на аренду. Но даже за такие деньги предложений на рынке крайне мало.

Аналогичная ситуация с зарплатами и жильём и у медработников ФАПа.
Официально: средняя зарплата среднего медперсонала в Читинском районе - 34 тысячи рублей, учителя - 34,8 тысячи.
Со слов сотрудников угданской школы, учитель на одной ставке не может заработать больше 20 тысяч рублей, на двух, работая весь день, - больше 30.

Медработники из ФАПа - фельдшер, медсестра, акушерка - не получают больше 20 тысяч рублей даже при выполненных планах, спущенных сверху.
«Бюджет у Угдана 2,5 миллиона рублей, формируется за счёт дотаций и субвенций. Если сказать совсем утрировано, администрация работает только для того, чтобы содержать штат. Ничего мы себе позволить не можем», - делится замглавы Валентина Дашиева.

С её слов, до последней реформы местного самоуправления 2014 года, когда районы у сёл вместе с деньгами забрали основные полномочия, ситуация была лучше. Теперь же у огромного и сложного Читинского района руки до Угдана доходят не всегда.

К примеру, последний ямочный ремонт центральной улицы сельчане провели за свой счёт. Не решается и проблема водоснабжения - питьевой воды в Угдане нет!

Каким должен быть Угдан
Романовский тракт и река Читинка
«Те рубленые буузы, что сейчас предлагают в позных, - это же не то. Они просто мясо режут и заворачивают в тесто. На самом деле рубленые буузы готовят не так. Берётся полумёрзлое мясо и мелко-мелко-мелко измельчается топориком, добавляется жир, специи. Все соки остаются в мясе, оно тает во рту. Моя мама так их готовит, что язык проглотишь», - хвастается замглавы Валентина Батоболотовна.

И ей веришь - с таким аппетитом рассказывает.

Есть в Угдане и свой дацан. Открыт он в 1991 году, под сопкой недалеко от села. Строили его всем бурятским миром - жители Читы, Угдана и Телембы Республики Бурятии. Зона обслуживания у него соответствующая - прилегающие районы Забайкалья и приграничная часть Бурятии. Сейчас он уже не справляется с наплывом верующих, собирают деньги на новый храм.
Угдан - уникальное для Читы и всего Забайкалья место. У него уже есть и работающий бренд (буузы), и реальный туристический потенциал. Достаточно приезжим просто предоставить качественную возможность глубже окунуться в национальный колорит села. Для этого есть история, есть дацан, есть национальный ансамбль, есть рабочие руки. Самое главное - бизнесом уже сформирован постоянный входящий турпоток, пусть пока в основном внутренний.

Идея создания центра национальной бурятской культуры в Угдане поднималась на районном уровне в 2000-х. Для этого даже закупили национальные костюмы и юрту. К сожалению, они сгорели из-за замыкания проводки в старом здании клуба, а идейный начальник райотдела культуры уволилась. На этом всё умерло.
Но разговоры про реализацию туристического потенциала стоит начинать после закрытия элементарных потребностей села - пристройка к школе, новый детский сад, новый дом культуры, водоснабжение, нормальные дороги. Пока же Угдан - это социально и административно оставшаяся в начале 1990-х деревня, способная обслужить проживавших тогда же в ней 500 человек. А не нынешнее 2-тысячное население. Пока 2-тысячное. Программа «Дальневосточный гектар» обещает ускорение его роста.
19 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Угдан - это жилище эвенков Яблонового и Станового хребтов. Западнее реки Олекма, такое название встречается в единичных случаях. Пример: приток реки Каренга, река Угдамия.  Угдан (угдама дю) - это жилище от шалаша из коры, до деревянного дома предназначенное для летних нужд. Название угдан одного корня с названием коры - угдакса, что означает буквально "корьевик". (По материалам Г.М. Василевич)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Фиг прочитаешь, с этими выкрутасами в оформление. Проблема в том, что наша власть собираясь развивать туризм даже копейки не вкладывает в благоустройства поселений. Вероятно миллиардеры все будут приезжать на УАЗах и в резиновых сапогах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Печально такое читать, но очень познавательно. Больше спасибо за материал. Фото шикарные. Речевые обороты конечно, под вопросом (что это за наплыв верующих?), но все равно, очень, очень понравилось. Вот бы побольше таких статей про интересные, красивые, необычные места Забайкальского края, тем более в историческом срезе. Спасибо вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какой "туристический потенциал"? Что Вы несете? 

Большинство буузных закрылось из-за отсутствия нормального спроса. Судя во Вашим фото в таком большом селе КРС почти нет, чем люди занимаются не совсем понятно.

С усилением кризиса все будет ещё хуже. Так, пару проезжих на Арахлей гуляк будут останавливаться перекусить, не более. Смотреть в Угдане по-честному вообще не на что.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы давно бывали в Аяне?:о) То, что закрылись менее качественные заведения, говорит лишь о их способности противостоять конкуренции. Кризис, конечно, сказался, поток стал меньше, но он никуда не делся. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чаго? Большинству людей останавливающихся перекусить абсолютно по боку на, как Вы выразились "качество заведения". Ну, а буузы у всех примерно одинаковые. 

Понятно, что специально "за бузами" в Угдан конечно никто не поедет. Ибо в Чите десятки бузных есть.

Лично я бурятскую кухню уважаю, но не очень люблю. Пища грубая, тяжёлая. Не совсем с точки зрения диетологов полезная.

Мне больше по душе салатики: Овощной, фруктовый или "Цезарь". Из вторых блюд лучше идёт картофельное пюре на цельном молоке и отварная куриная грудка.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ездят. И еще как ездят. Специально за буузами. Специально, за недорогим, качественным и обширным меню. Специально за супчиками, которые очень простые, но почему-то очень вкусные, наваристые, тогда как все остальные их готовят словно из ненависти, а не чтобы гостей накормить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Специально за супчиками". Угу. Так все и ринулись за супом! На бензин 700 рэ - за дешёвый супец 30 рэ. Забавно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Большинство буузных закрылось потому, что готовили невкусно, а не потому, что спроса нет. Не было бы спроса, не строились бы ударными темпами Аян, Баян-Гол и брат его Баян-Зочин. Вы на стоянку перед Аяном посмотрите, там порой припарковаться негде. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 Да ладно. Не пиарь эти забегаловки. Реально в этом селе даже ФАПа и клуба, и здания администрации отдельного нет. Три в одном.

 Экономический рост для Угдана (на мой взгляд) это создание производства в 200 рабочих мест. Только так. Иначе печаль.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Угу. С твоих слов "в большинстве буузных сами себе враги и готовили отвратительно". Ну, ересь же. Любой адекватный бизнесмен не допустит подобного. 

Ну, вот не верю, что 75%  "готовили (и тупо продолжали) готовить отвратительно и сами себя задавили". Реально сюр, как и многие комменты тут.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему в детском саду флаг России приклеин боком? При этом флаг ЗК приклеен нормально.

Из обзора понял, что село абсолютно ничего не производит, при этом съедая каждый раз 2 500 000 рублей дотаций. Краевая власть отлично получает огроменные зряплаты и о развитии вообще не думает. И таких бесперспективных сел в крае сотни.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый "Корги", вы как я поняла сторонний наблюдатель. В Угдане люди живут и работают. Близость краевого центра выручает (работают в городе), у всех почти личные и фермерские хозяйства (животноводство). Была сельхозартель, потом колхоз, далее откормочный совхоз, коопхоз и в 90-е хозяйство развалилось. Все как у всех в пригородных селах. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"У всех почти фермерские хозяйства". Охотно "верю".

Из десятков домов на фото, только на двух участках увидел заготовленное на зиму сено (значит есть КРС, либо лошади или бараны).

Но это видимо единицы держат. А так с десяток курей есть почти у каждого и в каждой деревне (селе). Но этим жить невозможно.

Поэтому правильно пишите, что в Чите работают. А нужно создать производство в самом Угдане, чтобы люди не мотались за 30 км. на работу, а работали на местах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, кэп. Примерил на себя китель солнцеликого вождя корейского народа раздавая мудрые советы и идеи как жить и что нужно делать? Все и без тебя знают, что нужно сделать, кэп. Никто не знает, на что это сделать и для кого. Рынок сбыта нужен. Если ты такой мудрый вождь корейского народа, давай по существу тогда реальные Советы не что НАДО сделать, а конкретно как и на что и для кого сделать. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что и как конкретно это должны краевые (районные, поселковые) власти "по существу" людям предлагать. Если этих конкретных предложений от власти нет, то стало быть их жизнь простых людей не особо то и волнует.

Если они не знают "на что это сделать и для кого", тогда зачем они шли во власть? Чтобы огроменные зряплаты в свой карман складывать? 

Рынок сбыта? Так четырехсоттысячная Чита под боком. Плюс, если продукция будет высококачественной, то и другие рынки сбыта можно брать тепленькими.

 Финансовые ресурсы в регионе имеются. Это к вопросу "на что сделать". А на счёт конкретных проектов, так это должна власть народу предлагать, а не наоборот. Производство это двигатель всего, а как раз его (производства) в крае и нет. Превратили Читу в одну сплошную барахолку "Купи/продай" и довольны. Нет господа, так не пойдёт. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А причина всего этого развала - изображение кормчего на последнем фото в первой группе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нет. Причина в тебе. Ибо бездарен.