Р!
09 ДЕКАБРЯ 2019
08 декабря 2019

Забайкалье «по типу Америки» — зачем отменяют выборы

Избранные главы Борзи, Читинского и Ононского районов 25 июля одновременно ушли в отставку. Все трое накануне подвергались жёсткой критике, в том числе со стороны краевых властей. Официально заявления были по собственному желанию, но, похоже, что реально диктовались с Чайковского, 8. По главе Читинского района врио губернатора Забайкалья Александр Осипов самолично это признал. Уже к сентябрю во всех трёх муниципалитетах отменили прямые выборы и объявили конкурсы. Половину районных конкурсных комиссий сформировал Осипов. Насколько вредно подобное — в опросе ИА «Чита.Ру».

Мнение с Чайковского, 8

Алексей Казаков, первый замруководителя администрации Забайкальского края, член конкурсных комиссий по выборам глав Читинского и Ононского районов, руководителя администрации Читы.

— Чем обоснован уход от прямых выборов? В чём институт сити-менеджера лучше?

— Выборы главы администрации муниципального образования по конкурсу — один из распространённых в России, но мало востребованный в Забайкальском крае способ избрания главы исполнительной власти. Для сравнения — по стране через конкурс выбирают 27,8% руководителей органов местного самоуправления, через прямые выборы — 30,9% глав. В Забайкалье эта диспропорция составляет 2% через конкурс и 97% — на прямых выборах. Институт сити-менеджера, на мой взгляд, не лучше и не хуже прямых выборов. Эффективность главы муниципального образования мало зависит от того, как его избрали — по конкурсу или на прямых выборах.

— Не считаете ли вы столь плотное участие губернатора в назначении глав районов вмешательством краевой власти в дела органов местного самоуправления, которому самостоятельность гарантирована Конституцией?

— Участие региональной власти в формировании конкурсных комиссий по выборам главы регламентировано федеральным законодательством. Задача комиссии — определить квалификацию претендентов, проверить достоверность поданных документов. Выбирают конкурсного главу депутаты совета или думы самостоятельно, без вмешательства членов комиссии.

«Объединяют плюсы»

Юрий Волков, депутат Госдумы, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

— Забайкалье уже не первый год находится в тисках муниципальной реформы. Базовый 131-й федеральный закон позволяет организовывать принципиально разные формы местного самоуправления. Я напомню, что в предыдущие годы в крае повсеместно пытались вводить систему назначаемых сити-менеджеров. Пожалуй, кроме Читы, такая схема везде провалилась, потому что она превращается в устройство по перетягиванию каната — кто главнее: глава района из числа депутатов или назначаемый глава администрации? Возможно, и в Чите нужно уходить от разделения властных полномочий.

Самый яркий конфликт [между избранным и назначенным главой] был несколько лет назад в Читинском районе. Но и возврат к прямым выборам главы в Читинском районе себя не оправдал, потому что во время выборов во главе района оказался явно не подготовленный человек.

Сейчас в Читинском районе внедряется третья схема, которая, по идее, должна объединить плюсы предыдущих схем и минимизировать их минусы. Эта схема подразумевает назначение по конкурсу главы района, который одновременно возглавляет и администрацию. Таким образом в одних руках предлагается объединить и административные, и политические функции. Подобная схема внедряется и ещё в ряде районов.

Вторая отличительная черта текущего момента реформы касается возможного образования муниципальных округов. Это новая форма местного самоуправления, изменения были внесены в этом году и я являюсь одним из авторов этих поправок.

Муниципальный округ — это возможность создать в сельской местности одноуровневую систему местного самоуправления. Раньше на сельской территории возможна была только двухуровневая схема — непосредственно район и поселения. Сейчас есть возможность закончить чехарду с полномочиями, объединить их все в одних руках. А кроме этого, централизовать бюджетный процесс.

Но замечу, что федеральный закон обеспечивает право муниципалитета самостоятельно определять форму своего устройства и насильно никого принуждать не должны. И специфика Забайкальского края заключается в том, что далеко не везде одноуровневую схему можно реализовать. И администрация губернатора и власти районов должны серьёзно взвешивать существующие риски.

Осипов уже внёс в заксобрание предложение в ближайшее время воспользоваться данным Москвой правом и ввести понятие «муниципальный округ». Процесс застрял на уровне насторожившегося парламента края, хотя администрация губернатора уверяет, что хуже не будет.

«Их выбрал народ!»

Юрий Гайдук, лидер КПРФ в Забайкалье, депутат заксобрания:

— Население Забайкальского края практически отстраняется от демократических процедур по выборам руководящих органов. На мой взгляд, это очень плохая тенденция, что насильно заставляют принимать [такие решения]. Конечно, мы понимаем, что так сказал губернатор. В этой ситуации будут избраны только те, кто будет послушно исполнять его волю.

— Как вы относитесь к мнению против выборов: что население выбирает плохих глав, а убрать их потом оттуда и как-то скорректировать работу администрации очень сложно?

— Вы понимаете, [их] выбрал народ! Кто и как преподнесёт свою кандидатуру, кто и как сработает, тот и будет [главой]. Да, возможны ошибки, это не вопрос. Но может быть и наоборот. Я даже помню в Борзе в своё время, на заре 90-х годов, главой района был рядовой водитель автобазы.

Если мы говорим, что у нас демократическое государство, то надо больше работать с населением, не отстранять его. Сегодня работают очень и очень плохо.

— Вы в курсе, как голосуют ваши однопартийцы в советах районов?

— Я сейчас не могу сказать по каждому району, но всем своим представителям в советах мы давали рекомендацию, чтобы не идти по этому пути, что надо сохранить выборы.

— Например, в Ононском районе в комиссию входит депутат от КПРФ, в прошлом глава района и единоросс Валерий Духновский. По Читинскому району в комиссию вошёл депутат заксобрания Сергей Сутурин…

— Ну, я не знаю, как Сутурин может войти в комиссию по Читинскому району. Я не в курсе. Но он депутат Законодательного собрания, а в комиссии должны быть депутаты районного звена. (Сутурин вошёл в комиссию от губернатора региона Александра Осипова — А.З.) Но я ещё раз говорю, что своим депутатам мы рекомендовали сохранить и оставить выборы всенародным голосованием.

В Читинском районе нас поставили перед фактом. Там, так или иначе, руководитель района должен быть — сделали такое. Мы поработали по Кургузкину, посмотрели, кто такой. Думаю, сегодня более подходящей кандидатуры никто предложить не может.

— Может быть в других районах аналогичная ситуация?

— Да нет, надо сохранить те демократические принципы работы с населением, которые у нас есть, которые задекларированы сегодня в нашей Конституции. Ведь дальше — больше будет. Сегодня мы говорим о главах районов, мы уже говорим о создании муниципальных округов. А что это? Мы практически потеряем депутатов сельских поселений. Получится, что население будет отстранено от принятия тех или иных решений поселений и районов.

«Работать надо, а не критиковать»

Павел Коваленко, председатель ассоциации муниципальных образований Забайкальского края, председатель совета Балейского района.

— Назначение советами после конкурса глав районов — это хорошая альтернатива прямым выборам?

— Везде индивидуально. У нас же сегодня часть районов была на такой системе — сити-менеджеров. Где-то она себя зарекомендовала. Всё, наверное, больше от людей зависит — кто работает на местах. И та, и та системы могут быть, они жизнеспособны, нормальны. Мы в своё время работали по той системе, сегодня работаем на прямых выборах. Здесь чисто человеческий фактор.

На выборы приходят, как в Читинском районе, люди не совсем подготовленные, на критике, на лозунгах выигрывают. Потом оказывается, что там работать надо, а не критиковать. Затем они или уходят сами, или их уходят.

— Это минус выборной системы. А если говорить про минусы института сити-менеджера? Получается, что люди вообще никак не участвуют в избрании?

— Почему? Там же в любом случае назначает-то дума — двухступенчатые выборы. Грубо говоря, по типу Америки — сначала выбирают выборщиков, а потом президента. Здесь также — выбирают люди депутатов, а депутаты либо назначают, либо выбирают — системы разные есть.

— Вы с ходу можете вспомнить, в каких районах такая система действует, и назвать примеры с главами, которые хорошо работают?

— Нет, не могу. Если завтра. Я просто еду в Читу, могу зайти в управление, уточнить. Потому что череда выборов идёт, люди меняются.

— А то, что администрация губернатора так активно вмешивается в работу муниципалитетов (5 человек из 10 в комиссию назначает губернатор — А.З.), по-вашему, не может негативно сказаться на самостоятельности органов местного самоуправления?

— Нет, комиссия же только делает предварительный отбор — кого допустить, кого нет. Там критерии есть, в том числе судимость, образование, уровень компетентности — тесты проводят. Комиссия — предварительный фильтр, так сказать.

— То есть ничего плохого в этом нет?

— Я не вижу в этом. Тестирование проведут, пообщаются, поймут, кто есть кто.

«Муниципальную власть уничтожают»

Игорь Линник, председатель регионального отделения партии «Яблоко»:

— Местное самоуправление всё ниже и ниже опускается, оно всё более подконтрольно. Сити-менеджеры, как правило, зависимы от команды губернатора — это в любом регионе. Это федеральный тренд, который апробируется и на других регионах. Формируются правила игры. Это только усугубляет состояние местного самоуправления и осложняет социально-экономическую ситуацию в крае.

Сити-менеджер — это более далёкий от населения человек, он населением не избран, ничем населению и не обязан. Через призму этого мы видим, что население всё дальше и дальше отодвигается от политических процессов, от принятия политических решений.

Апробация института сити-менеджера и началась на уровне крупных городов. Апробировали, им понравилось, потом пошли на более нижний уровень. Менее рисковая, менее конкурентная для них схема. Тем более сейчас всё нацелено на то, чтобы подготовиться к выборам 2021—2024 годов (Госдумы и президента — А.З.). Поэтому делается всё возможное, чтобы на всех уровнях власти было возможно манипулирование общественным мнением.

— Основной аргумент в пользу института сити-менеджера — ошибки населения на прямых выборах. В пример приводится глава Читинского района Вадим Захаров.

— Песня эта ещё из 90-х годов. О том, что население ещё не созрело политически выбирать себе руководителей. Помните отмену выборов губернаторов? Она под тем же соусом преподносилась. Теперь это старые песни на новый манер.

Печально, что муниципальную власть в последние годы принижаем и уничтожаем. А это первый кирпичик демократического общества. Власть, которая находится ближе всего к населению. Всё делается для того, чтобы местное самоуправление было в руках губернаторов, чтобы главы были послушными собачками.

Субъективное мнение по поводу муниципальной реформы с оценкой высказаний участников опроса опубликовано в telegram-канале «Чита.Ру». Если у вас не работает гиперссылка в слове «опубликовано», вы можете найти канал «Чита.Ру» в приложении этого мессенджера на вашем устройстве по названию chitaru75 или «Чита.Ру».

Субъективное мнение редакторов «Чита.Ру» по поводу реформы высказано в проекте «Редколлегия» на YouTube-канале агентства:

НазадВперёд
4 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ой, да зодолбали уже с этой демократией -властью народа, американского. Если глава не будет, как Плюхин, выполнять распоряжения губернатора, для кого это хорошо? Населению вообще похер, если вопросы будут решаться.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Когда мы в месте,  мы  едины   !   Мы  не  победимы    !  За  Путина!   За  Единую   Россию  ! За Осипова   ! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Страшно далеки они от народа, хотя тот же народ их и избирает. Муниципальная власть, особенно в поселениях, вообще никакая практически. Что решают местные поселенческие советы? Что? У них денег нет, народ валит с деревень, работы нет. Что он может решить? Районные советы что решают? Ставки, налоги? Предприятия создают? Бизнесу помогают? Бюджет только принимают, который минфин определит, да внутренние маломальские вопросы решают. Потому что сначала муниципальную власть задушили, полномочий надавали, денег на их выполнение нет, прокуратура на стороне закона. Вы спросите сельчан, знают ли они своих депутатов, а если найдете, то спросите что они делают на заседаниях, если таковые проводятся. А еще и муниципальные выборы провести надо: денег нет, кандидаты из под палки, избирательные комиссии не из кого набирать. Ну это же ни для кого не секрет. Чего эти наши народные избранники лоб морщат, щеки надувают, умные слова подыскивают. Меж собой только толкаются и одним местом как пацаны меряются, в словоблудии соревнуются. А до настоящих проблем народа дела никому нет.  Срок их полномочий - изображение бурной деятельности, умные слова с болью о народе. Да никогда сытый голодному товарищем не был и не будет никогда, сидя в удобном кресле под верблюжьим пледом, переваривая сытный обед - думать о нищей и забытой деревне можно, даже нужно (потому что по работе), но только думать. И вздыхать. так глубоко и грустно. Не более!    

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Ну, я не знаю, как Сутурин может войти в комиссию по Читинскому району. Я не в курсе. Но он депутат Законодательного собрания, а в комиссии должны быть депутаты районного звена. (Сутурин вошёл в комиссию от губернатора региона Александра Осипова — А.З.)" 

Ну хорошо хоть знает, что Сутурин существует и кто он есть..)) И это все, что нужно знать о внутренних взаимоотношениях и рабочей обстановке внутри партии великих борцунов за "Щасте" народа.)) 

ПОПУЛЯРНОЕ