Р!
26 ЯНВАРЯ 2020
25 января 2020
ДТП с автобусом

Дело семейное. Как связаны самые страшные ДТП в истории Забайкалья

Унёсшая 19 жизней автокатастрофа 1 декабря стала крупнейшей в истории Забайкалья, побив печальный рекорд ДТП с паломниками в 2017 году. Две аварии связывает не только корейский автобус марки Kia Granbird — к обеим причастна семья перевозчиков Зиновьевых-Стрельниковых. «Чита.Ру» рассказывает о семейном бизнесе и резонансных происшествиях, преследующих принадлежащие им автобусы.

Первый задержанный по уголовному делу о ДТП под Сретенском — читинский предприниматель Иван Стрельников, которого СК назвал «организатором перевозок». Как говорят источники «Чита.Ру» в силовых структурах, разбившийся автобус не принадлежал лично Стрельникову, но тот использовал машину по договору.

Следователи подозревают Стрельникова в нарушении правил безопасности при оказании услуг, которое привело к массовой гибели людей. В управлении ГИБДД по краю и управлении Ространснадзора изъяли документы, связанные с работой перевозчика. Мужчина задержан до 7 декабря — для сбора доказательств. К моменту публикации Стрельников не арестован, обвинение не предъявлено.

Иван Стрельников приходится зятем Сергею Зиновьеву — в прошлом крупному перевозчику и водителю автобуса, который летом 2017 года разбился на федеральной трассе «Байкал». Зиновьев погиб вместе с 13 пассажирами — возвращавшимися в Читу православными паломниками. Около 30 человек пострадали в той аварии.

Родственную связь двух перевозчиков легко отследить через Кристину Стрельникову — жену и дочь. Она появлялась в теленовостях после трагедии с паломниками и других ДТП, на своей странице «ВКонтакте» указала фамилию «Стрельникова-Зиновьева», а в открытой базе решений российских судов содержатся документы, подтверждающие наличие совместного имущества — квартиры и машины — у читинцев «Стрельниковой К.С.» и «Стрельникова И.В.».

В разговоре с корреспондентом «Чита.Ру» 3 декабря женщина заявила, что «не имеет никакого отношения» к истории с автокатастрофой под Сретенском и отказалась от комментариев. При этом источники редакции подтверждают связь перевозчиков Зиновьева и Стрельникова, ДТП с автобусами которых стали крупнейшими в истории Забайкальского края.

Дела семейные

Семья Стрельниковых вместе с братом жены Артёмом Зиновьевым владеет бизнесом по перевозке пассажиров на междугородних маршрутах в Забайкалье. Отец Зиновьевых пришёл в отрасль в 2004 году и оставался значимым перевозчиком вплоть до своей смерти. В 2017 году, по информации краевого минтерразвития, его автобусы курсировали на шести междугородних направлениях из 71.

Каждый член семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), занимающегося автобусными перевозками. Деятельность всех Зиновьевых-Стрельниковых взаимосвязана: Иван Стрельников работал в фирме жены — в 2017 году ГИБДД оштрафовала его как должностное лицо её ИП за «выпуск на линию транспортного средства для перевозки пассажиров без технического средства контроля»; Сергей Зиновьев в день рокового ДТП на трассе «Байкал» вёл автобус, купленный фирмой сына.

По данным Единого реестра проверок, ИП Зиновьева-старшего трижды проверяли в 2016—2017 годах — поводом стали несколько жалоб и ДТП с автобусом, в котором пострадали три человека. Тогда же едва не случилась катастрофа на маршруте Чита — Сретенск: автобус потерял колесо на ходу, но водитель сумел остановить машину. Ространснадзор обнаружил 15 нарушений в деятельности Зиновьева, а сам мужчина получил более 50 штрафов за нарушение правил дорожного движения, в основном превышение скорости.

В свой последний рейс Зиновьев выехал ночью в недавно купленном автобусе без системы ГЛОНАСС — СК считает мужчину виновником трагедии, его родственники и некоторые пострадавшие винят в случившемся дорожные службы. Суд до сих пор не вынес решение по делу.

Внеплановые проверки в фирмах детей Зиновьева начались вскоре за ДТП с паломниками. Сначала управление ГИБДД инициировало проверку ИП Стрельниковой «в связи с ДТП с жертвами», в августе 2017-го инспекторы Роструда пришли к брату. В обоих случаях ревизоры выявили нарушения техники безопасности и организации рабочего процесса, оба раза проверяющие ограничились лишь предписаниями.

7 октября 2017 года в аварию на трассе «Амур» попал автобус ИП Зиновьева, арендованный ИП Стрельниковой — пострадали 24 человек, включая 12 детей, погиб 26-летний водитель встречного грузовика. Полиция назвала водителя автобуса виновником ДТП: он не справился с управлением, выехал на встречную полосу, где столкнулся с грузовиком.

После смерти Зиновьева-старшего лицензия на маршруты до Нерчинска, Сретенска, Калги и Золотореченска сгорела, но его дети продолжили возить пассажиров нерегулярными заказными рейсами. После октябрьского ДТП выяснилось, что билеты по-прежнему продавали в кассах, но перевозчик работал по договорам фрахтования — фактически каждый пассажир, сам того не подозревая, оплачивал персональную поездку.

Лишь 11 октября 2017-го краевые власти нашли официального перевозчика на рейсы до Нерчинска и Сретенска — индивидуального предпринимателя Сергея Пнёва, который тогда обслуживал маршрут Чита — Верх-Усугли. Два других направления чуть позже закрыли ИП Иванов с ИП Цыденовым.

Зиновьев-младший и Стрельниковы не попали в обновившийся Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. В течение 2018-го и 2019-го годов ни Ространснадзор, ни УГИБДД, ни Роструд больше не проверяли бизнес семьи внепланово.

Зима пришла

Около 14.00 в воскресенье 1 декабря автобус Kia Granbird отправился с автовокзала города Сретенска. Салон был полон — 43 пассажира. Автобус сразу поехал в Читу, не сворачивая в соседний посёлок Кокуй.

В 15.07 служба «112» получила первое сообщение о вылетевшем с моста автобусе — время уточнил глава Сретенского района Алексей Закурдаев.

Если учесть необходимость выехать из города, сбавить ход в двух сёлах и сделать три остановки на маршруте до Нижней Куэнги, то средняя скорость автобуса при пройденном расстоянии в 60 километров окажется равна 65-70 километрам в час.

Версию о превышении скорости опроверг один из выживших — Александр Чернявский. По словам мужчины, водитель Сергей Кубасов «ехал не спеша, километров 70 в час». При этом потерявший в аварии двух детей Владимир Воробьёв, наоборот, утверждает, что «водитель гнал в гололёд».

На мосту через реку Куэнгу автобус резко затормозил и, потеряв управление, вылетел за ограждение. Источники редакции говорят, что отлетевшее на ходу колесо — одна из версий случившегося. Очевидцы аварии указывают на низкие бетонные отбойники моста, которые не смогли остановить потерявшую управление машину — проблему признал и глава района, отметивший в комментарии «Чита.Ру», что мост капитально не реконструировался со времён СССР, когда действовали другие нормы безопасности.

Технические эксперты и следователи официально не комментировали причины аварии. Уголовные дела возбуждены по трём статьям: о халатности, о ненадлежащем оказании услуг и о нарушении ПДД.

«Мы организовываем перевозки по данному направлению [Сретенск - Чита], но перевернулся не наш автобус, а заказной. Все лицензии были, страховка была, водитель опытный, машина проходила все процедуры по техрегламенту: технический, медицинский, регулярный технический государственный осмотры», — заявил ТАСС перевозчик Пнёв вскоре после автокатастрофы, и его посчитали организатором рейса.

Его слова, растиражированные федеральными и краевыми СМИ, не позволяют однозначно заявить о причастности Пнёва к роковому рейсу — с одной стороны он прямо говорит, что автобус не рейсовый, а заказной, но одновременно сам отзывается о техническом состоянии машины.

3 декабря региональное отделение «Единой России», членство в которой ошибочно приписали Сергею Пнёву, в своём опровержении подчеркнула, что, по данным «достоверных источников партии», разбившийся автобус принадлежал другому предпринимателю, а полупустой автобус Пнёва ехал следом и «довёз пассажиров до пункта назначения в целости и сохранности».

Сам перевозчик планировал 2 декабря прокомментировать ситуацию «Чита.Ру», но неожиданно отказался от комментариев.

По данным краевого министерства строительства и транспорта, в начале года Пнёв заявил на рейсы до Сретенска семь автобусов, один из которых квалифицирован как «большой» — к этому классу относится Kia Granbird. По договору с властями, перевозчик обязался ежедневно выполнять два рейса из Сретенска: в 6.00 и 14.00.

Согласно официальному маршруту рейса (.xls), посёлок Кокуй — обязательная остановка для автобусов Пнёва. Значит, 1 декабря либо машина с нарушением отклонилась от курса, либо разбившийся автобус действительно работал на нерегулярных перевозках.

Задержанный предприниматель Стрельников, которого СК называет «организатором перевозки», получил автобусную лицензию лишь в апреле 2019 года — его супруга получила такую в 2012 году, младший Зиновьев — в 2015-м.

Источники расследовательского издания Baza утверждают, что Стрельников обслуживал маршрут именно как подрядчик Пнёва. Но, если верна версия о двух двухчасовых автобусах — заказном и рейсовом, — то перевозчик работал методом фрахтования. Так уже было в 2017 году — после гибели Зиновьева-старшего и до прихода Пнёва на маршрут.

Номинальным владельцем автобуса числился водитель Кубасов, также имевший статус ИП в сфере пассажирских перевозок. Он погиб вместе с 18 пассажирами в аварии 1 декабря.

Сретенск подсел на колёса

Рейсовые автобусы — безальтернативный вид общественного транспорта, связывающий 8-тысячный город Сретенск и 7-тысячный посёлок Кокуй с краевым центром. «Забайкальская пригородная пассажирская компания» с 2013 года перестала обслуживать 60-километровую железнодорожную ветку, по которой ежедневно курсировал прицепной вагон.

«Во время одной из предвыборных поездок [летом 2013-го экс-губернатор Константин] Ильковский признался, что содержать вагон невыгодно, и пообещал, что все мы будем ездить в Читу на комфортабельных автобусах», — вспоминает глава района Закурдаев.

Но чаще на маршрут выходили ПАЗы. Один такой — им владел Зиновьев-старший — в августе 2016 года потерял колесо в 20 километрах от Сретенска, вынудив пассажиров пешком добираться домой.

Ближайшая станция Транссибирской магистрали — Куэнга, в полукилометре от которой и произошла автокатастрофа. Только там сретенцы могут сесть на проходящий поезд.

На следующий день после трагедии с рейсовым автобусом администрация Сретенского района обратилась к забайкальскому филиалу РЖД и правительству края с просьбой восстановить железнодорожное сообщение между Сретенском и Читой.

НазадВперёд
31 отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Но ты говорят, что дорожники сделали из снега транплин, что могло послужить автокатострофы, но у нас этого видемо не учтут, зачем.. Лучше обвинить не винных

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ты сам-то понял, что сказал? Учи букварь. Даже править твое изречение противно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Человек видемо писал через т9 и буквы не проверил, а вам бы умницой выставиться.. Фу как противно.. Ну суть ясна, что хотел человек написать 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

бестолковый вы

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вообще в других статьях очень много интересного и правду пишут о пневе и его команде.. А все свалили на Стрельникова 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Стрельников легко зарабатывал деньги не вкладывая средств в ремонт и не смотрел за графиком автобуса, даже не присутствовал при выходе в рейс, автобусы летали как чайки самостоятельно. Вот его вина. Виновен! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"полупустой автобус Пнёва ехал следом и «довёз пассажиров до пункта назначения в целости и сохранности». А почему-то в первых статьях писали, что людей подвозили на машинах

Никто не видел второй автобус.а были все там достаточно долго. Рейс Пнева, автобус водителя, за дорожное покрытие отвечают дорожники.а нашли молодого козла отпущения.как всегда

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

КОбысная практика там, 2 автобуса выезжают из Сретенска, один под завязку набивается ещё в городе, поэтому не заезжает в Кокуй. Второй автобус , если он есть, заезжает. Типа, дополнительные автобусы для удобства людей. Только вон оно как обернулось с этими их темными схемами. Людей жалко, положили ни за что

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В СМИ пишут, что маршрут пнёва, автобус кубасова. А зачем еще здесь прокладка в виде стрельникова ?  Ясно же, чем длиннее цепочка посредников, тем дороже услуга. Так стрельникову то за что мы платим ? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чтобы ответственных не найти. Он "прокладку" не нашел

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прочитал и укрепился в мысли что впереди у жителей края будет ещё не одно крупное ДТП с погибшими и раненными.

Говорят, что если хочешь узнать, что впереди, то оглянись назад.

Я не пророк, но факты упрямая вещь, хотя они многим не понравятся.

Безопасность дорожного движения начала катастрофически рушиться лет 15 назад. Помню времена, когда я приходил в ГАИ, представляя интересы водителей, то разговаривал с инспекторами – специалистами в своей области. Даже порой возникали жаркие дискуссии, кто прав, водитель или инспектор в данной ситуации.

Но затем этих специалистов становилось все меньше и меньше. Мне кажется, что наступил полный паралич в ГИБДД.

Посмотрите на некомплект инспекторов. Где упустили, сделали ошибки в кадровой политике и что не сделали, увидев печальный итог? Пускай в этом разбирается начальник краевого УМВД и губернатор края. Но в любом случае, даже если и создадут ОЧЕНЬ привлекательные условия труда для инспектора ГИБДД, то пройдет не менее двух лет, необходимых для его обучения на знание и применения огромного количества стандартов, норм и правил по содержанию дорог, как при постоянной эксплуатации, так и на период ремонтных работ.

Кроме этого инспектор должен прекрасно знать ПДД и Кодекс об административных правонарушениях.

Без этих знаний он не сможет осуществлять надзор за безопасностью дорожного движения.

Это означает, что люди гибли и будут гибнуть на наших безнадзорных дорогах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У нас во всех структурах всех посокращали, вот и получаем что хотели. В результате заложниками становятся простые люди 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Виноваты дорожники , тк не очистили ограждение от снега в результате чего получился трамплин , виноват водитель который вовремя не заменил колесо , виноват владелиц автобуса , который не следил за тех. состоянием автобуса , виновато ГИБДД , которое не проводило регулярных проверок тех. документации и самого автобуса , если б каждый занимался своим делом ответственно , такой трагедии могло не быть .Жаль , что за это расплачиваются своими жизнями невиновные люди.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

целая цепочка виноватых и все отпираются

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все виноваты, а страдает один Стрельников, где остальные?

Где организатор маршрута Пнев?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если был на самом деле полупустой автобус Пнёва следовавший за автобусом Кубасова, то возникает справедливый вопрос: Почему этот полупустой автобус не остановился и не оказали помощь пострадавшим? Тут на лицо ст. 125 УК" Оставление в опасности " Таким образом нужно будет привлечь водителя этого автобуса Где он? Где тогда те пассажиры ехавшие в этом полупустом автобусе? А их просто нет! Не было никакого на самом деле автобуса второго. Смысл гнать дублирующий автобус, если пассажиров не было? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пнев же сам говорил, что его автобус ехал на 20 минут позже! Т.е. должен был проехать уже после аварии, но его никто не видел?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Есть фото, публиковали, где на месте аварии другой автобус. Мне подумалось, что он для обогрева людей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наконец-то журналисты почти разобрались в транспортном законодательстве, а то обычно такое пишут, что диву даёшься. Ещё пара нюансов: нерегулярных перевозок не бывает, бывают регулярные и по заказу. Стрельников получил лицензию в апреле, потому что до 1 марта лицензия для перевозок по заказу была не нужна по закону.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Давайте взглянем правде в глаза. Можно прямо сейчас пойти в кассу вокзала и купить билет на этот маршрут и чье же ИП будет фигурировать на билете? Конечно ИП Пнёва. Пнёв является членом партии ЕР, партия быстренько отказалась от Пнёва в трудную минуту. Автобус Кубасов являлся заказным и это доказано, Пнёв не имеет технически надежных автобусов такого класса,чтоб выставить на маршрут и поэтому он заказал Кубасова с условием платит Пнёву 100 руб с пассажира. Не плохо для человека сидя на пятой точке. В мес приличная сумма получается. Как снимать деньги с заказных автобусов,то Пнёв всегда говорил, что это его маршрут,как произошла беда, сразу не его. Будь мужиком гр. Пнёв, скажи правду, она ведь все равно вылезет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пусть еще миссис Маресьева ответит, какого [***] продовала билеты пассажирам, которые ничего не подозревая, покупают на какой-то ЗАКАЗНОЙ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"стоят девчонки, стоят в сторонке"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Автовокзале постоянно продают билеты на заказные! Ведь в случае чего ответит перевозчик, автовокзал будет в стороне! Мадама Мересьева прикрывает хотя знает все схемы! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А в мае 2017 их ПАЗ сгорел на 113км Чита -Хабаровск.Отбойник виноват?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так это не Ивана автобус был как и этот..

Он за своими смотрит и не должен отвечать за всех.у него не было ЧП вообще.а вы все в кучу собрали.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наши власти отказались от организации перевозок - дорого содержать предприятие,  не на что покупать автобусы,  требования от надзорных органов жесточайшие,  риски опять же. Отдали частным лицам наиважнейшую функцию государства, обеспечивающую конституционно гарантированное право граждан -  свободу передвижения. И смотрят со стороны- крутитесь как хотите,  перевозчики,  выполняйте нашу работу,  может еще и денег заработаете,  если повезет(  Не везет. Бьются мужики,  технику покупают,  возят сами, сами же гибнут вместе с пассажирами, а государство.- ни при чем - дорого нам вас возить,  живущие в захолустьях. И не будем это делать - нам деньги надо экономить на премии себе. А предпринимателей много - кто то сам убьется, кого-то  посадим,  но горячие головы найдутся.  И вновь на стареньких автобусах,  купленных на заемные средства, кто нибудь поедет спасать мир и пытаться заработать на этом, рискуя собой и чужими жизнями. А власть - опять ни при чем. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хоть хорошая новость. Мерзкие эти Стрельниковы 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все голубая муть. Где истина, где настоящие причины трагедии? Решили причину гибели искать в бумажка, в печатях, в формальностях?! Решили народу пыль в глаза пустить?! Такими расследованиями последними гроши доверия растеряет власть. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Долго мы еще будем расплачиваться за деятельность Ильковского здоровьем,а то и жизнями.По его решению также был ликвидирован паром через р.Ингода в районе п.Атамановка в дачные поселки за р.Ингода.Обещали построить навесной мост,что было сразу под сомнение,но люди почему то ему поверили.В результате ни парома,ни моста.Многие люди побросали свои дачи,а кто посмелее ездят на маршрутках и автобусе.Во первых-это дорого,во вторых- опасно.Дорога узкая.С одной стороны скалы,которые частенько рушатся и камни падают вниз,а с другой стороны крутые склоны в реку,без всяких ограждений.Да и дорога, в основном, в плохом состоянии.Все дачники,что за Ингодой,просто экстремалы.До беды,рукой подать.ГОСПОДЬ храни всех нас.И никому до этого дела нет.Пока гром не грянет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мне вот интересно, как они выигрывают тендеры, если автопарка у них нет, механиков у них нет, врачей тоже и самое главное, ответственность они ни за что не несут? То есть не вкладываются ни во что, а доход получают. Кругом у них подрядчики, субподрядчики, концов не найдёшь. Как такое происходит? Почему не ужесточают требования, не запрещают организовывать вот такие хитромудрые схемы и т. п.? Хотя ответ лежит на поверхности. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не надо изображать из себя Шумахера! Хотя и тот гонял-гонял и где он сейчас?!  К каждому водителю не приставишь гаишни́ка, ипешника, кассира вокзала и т.д.! Человек садясь за руль, должен осознавать ответственность за тех, кого везет! 

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ