Р!
01 ИЮНЯ 2020
31 мая 2020

Сто четыре единственных истины

На сегодняшний день в Забайкальском крае зарегистрировано 104 религиозных организации. Евангелисты, баптисты, свидетели Иеговы, пятидесятники и неопятидесятники, общество сознания Кришны – далеко не весь список «узаконенных» вероучений. Старейших религий, которые классически считаются основными, так как остальные вероучения являются их переосмыслением, всего пять - православие, католичество, ислам, буддизм и конфуцианство.


И 104 вероучения для края, где население немногим больше 1 млн человек, - это как-то многовато. Если к ним прибавить ещё и незарегистрированные религиозные группы, получится совсем много. Только вот истина в мире одна… Начальник отдела контроля за деятельностью некоммерческих организаций управления Федеральной регистрационной службы Читинской области Александр Джупина рассказал о том, что зарегистрировать религиозную организацию достаточно легко, а вот поддерживать её нормальную деятельность уже сложнее: «На религиозные организации распространяется Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Для получения регистрации нужно предоставить в службу набор документов – заявление о государственной регистрации, список лиц, создающих эту организацию (их должно быть не менее 10), обязательно проживающих в одном населённом пункте, устав организации, обозначающий цели её создания и характер планируемой деятельности, протокол учредительного собрания, а также документ, подтверждающий, что эта религиозная группа действует в течение 15 лет, сведения об основах вероучения и квитанцию об уплате госпошлины.

Ликвидировать религиозную организацию может только суд, в случаях, когда организация бездействует, функционирует не по уставу или в её деятельности выявлены экстремистские черты, а также если она не предоставляет в налоговые органы информацию для занесения в реестр некоммерческих организаций Федеральной налоговой службы. Но случаи ликвидации религиозных организаций крайне редки, в основном, руководители церквей стараются работать так, как написано в уставе. Незарегистрированную организацию может закрыть только УВД.

Джупина отметил, что религиозные организации – некоммерческие, они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. В 2007 году в Читинской области и АБАО были проверены 10 организаций, и ни одна из них предпринимательством не занималась. Раз в год организация отправляет отчёт в Федеральную службу регистрации о своей деятельности за год и смету расходов денежных средств, которые зачастую поступают из пожертвований прихожан. Однако есть и такие религиозные приходы, которые финансируются из-за рубежа, например, читинская Еврейская община.

Что касается уставных нарушений, то здесь уместно вспомнить церковь «Миссия Иисус Христос» христиан веры евангельской», которая занялась предпринимательством. Прихожанами была обустроена хлебопекарня и организована продажа хлеба. В уставе о хлебопечении не было ни слова, а уж тем более о его продаже, которая в принципе недопустима, так как является коммерческой деятельностью. Кроме того, в церкви осталось всего 6 прихожан, что тоже недопустимо – их должно быть минимум 10. Регистрационная служба уже собрала необходимые документы и подала иск на закрытие организации через суд.

По словам Александра Джупины, в службе есть свои меры реагирования по отношению к организациям, в деятельности которых выявлены какие-либо нарушения. Это, в первую очередь, письменное предупреждение. В 2007 году служба отправила 67 таких писем в областные религиозные организации. Большинство этих предупреждений отправляется, когда руководители забывают подать годичный отчет о своей деятельности. Если реакции на предупреждения не последовало, служба подаёт исковое заявление в суд.

Как видно из рассказа Александра Джупины, за уставной и материальной деятельностью религиозных организаций ведётся постоянный контроль, проводятся проверки, выявляются нарушения. Органа, который бы отвечал за их духовную деятельность и отслеживал, как то или иное вероучение влияет на человека и его жизнь, к сожалению, найти не удалось – его попросту не существует. Есть в Администрации Читинской области Совет по проведению религиоведческой экспертизы, учреждённый постановлением губернатора 1 марта 1999 года. Управление регистрационной службы обращается туда для того, чтобы сверить основы вероучения, прописанные в уставе с реально существующими религиозными конфессиями. Но в Совет обращались всего три раза, в последний раз это было в 2004 году. А вот деятельность незарегистрированных религиозных групп, к которым относятся, например, так называемые черносотенцы, или Союз русского народа, вообще никак не контролируется.

По словам старшего преподавателя кафедры специальной психологии ЗабГГПУ Светланы Лебединской, человек попадает в секту тогда, когда находится в состоянии стресса. Есть в психологии такой термин – «импринтинговая внушаемость», который объясняет состояние человека в период какого-либо личного кризиса. Особенно подвержены внушаемости молодежь и подростки, которые постоянно сомневаются в правильности укладов жизни и ищут себя. Тогда молодому человеку попадаются проповедники и витиевато рассказывают о том, что могут сделать его счастливым. Причём, если задать таким проповедникам конкретные вопросы об их религии, подразумевающие чёткие ответы, то можно услышать либо витиеватые рассуждения, так как зачастую сами проповедники не до конца понимают, в чём основа их религии, либо рассказ об очень обширных и реально недостижимых целях, которые ставит перед собой вероучение. Например, «Мы создаём мир во всём мире». «Главное – всегда сохранять критичность и здоровое недоверие, - рассказывает Лебединская. - Только так можно вовремя осознать, что тебе навязывают какое-то странное учение».

У человека есть потребность в стремлении объяснить себе процессы жизни, найти для себя её смысл. Даже атеист, по мнению Светланы Лебединской, всё равно во что-то верит, хотя бы в законы физики и математики.

Представитель Читинского епархиального управления священник Роман Витюк, говоря о позиции Православной Церкви, считает, что много церквей не может быть по определению: «Господь создал Церковь для того, чтобы объединять людей, а не для того, чтобы они отделялись друг от друга в разных интерпретациях Священного Писания. На протяжении всей истории христианства можно проследить возникновение новых общин («церквей»), обвиняющих Церковь в каких-либо отступлениях и искажениях и претендующих на обладание истиной в последней инстанции. Сектанты традиционно ссылаются на Библию – но для них она не более, чем мёртвый цитатник, из которого методом ножниц и клея можно вывести любое учение».

«Вне Церкви нет спасения». «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», - эти крылатые слова были сказаны много веков назад.

«К вере человек должен придти сам, насилие и пропаганда душе только повредят, поэтому Церковь не ведёт агрессивной миссионерской деятельности, из-за чего её часто обвиняют в пассивности. – говорит священник, - а сектантство можно сравнить с фаст-фудом, духовным макдональдсом».

Здесь будет уместно упомянуть о спорах вокруг введения в образовательные программы российских школ нового предмета – основ православной культуры. Пресс-секретарь Комитета общего, профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области Валентина Спивачук рассказала об истории этого вопроса: «Дискуссия о включении в образовательную программу этого предмета началась ещё в 2002 году, когда Русская Православная церковь предложила преподавать детям православную культуру. Министр образования России одобрил введение такого курса, однако с поправкой на то, что предмет будет читаться в факультативной форме и только с разрешения родителей школьника. Руководство Православной церкви разработало концепцию создания учебного плана «Духовно-нравственная культура» и рекомендовало Российской академии наук учесть эти разработки в создании образовательной программы. Окончательный вариант программы православной культуры для преподавания в школах будет разрабатываться до 2009 года, но в факультативной форме предмет уже включён в образовательную программу». Споры о том, стоит ли учить детей православной культуре, не утихают до сих пор. Священник Роман Витюк считает, что ввести такой предмет необходимо, поскольку нельзя пускать духовную жизнь подрастающего поколения на самотёк. Светская школа – не значит атеистическая, к тому же знание православной культуры поможет ученикам более глубоко понимать и анализировать русскую литературу XVIII века. Пресс-секретарь областного Комитета образования Валентина Спивачук добавляет, что введение такого предмета не означает навязывание детям религии. «Православная культура – это, в первую очередь, история нашей страны, - говорит она, - а для детей из семей, придерживающихся иных вероучений, планируется разработка курсов по основам других культур, например, буддизма или ислама».

Возможно, основы православной культуры в школах и решат какие-то проблемы, связанные с неправильным пониманием и толкованием Библии, однако произойдёт это, судя по всему, не скоро. Ситуация с количеством религиозных конфессий в нашем регионе не улучшается, их число с годами только растёт. 104 вероучения на один край – это всё-таки много, а получить разрешение на регистрацию очередной религиозной организации не такое уж трудное дело. Что на самом деле представляют собой такие «альтернативные» вероучения? Вот выдержка из журнала «Сторожевая Башня», издаваемого на 152 языках организацией «Свидетели Иеговы»: «Ещё одна уловка Сатаны заключается в том, чтобы убедить нас любить этот мир – неправедное человеческое общество, отчуждённое от Бога. Неудивительно, что апостол Иоанн предостерегал нас не любить этот мир!»

У человека есть право на свободу вероисповедания, сколько бы таких «вероисповеданий» не было. Только вот истина – всего одна…
Юлия Ляхова

Обсудить на форуме

НазадВперёд