Р!
12 МАЯ 2021
10 мая 2021

Смерть гуляет по дорогам

С 5 по 10 марта в Забайкальском крае зарегистрировано 47 ДТП, в которых 18 человек погибли и 60 получили травмы. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Чернышевском, Газимуро-Заводском, Борзинском, Карымском, Читинском районах и в Чите.


По этому поводу 14 марта состоялось внеочередное заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, на котором начальник управления ГИБДД УВД по Читинской области Александр Ничик попытался объяснить, чем мы обязаны столь резким скачком аварийности.

Четверо гаишников и 1 800 водителей
В январе–феврале милиционеры отмечали снижение количества ДТП. В марте аварий стало гораздо больше. Большинство пострадавших водителей нарушали элементарные правила дорожного движения: превышали скорость, управляли автомобилем без прав, выезжали на встречную полосу, садились пьяными за руль. По словам начальника управления ГИБДД, результатом такого правового нигилизма стали 80% аварий. Также Ничик выразил беспокойство по поводу неподчинения водителей сотрудникам ГИБДД – только в феврале инспекторы были вынуждены восемь раз использовать оружие для остановки лихачей.

В связи со сложившейся ситуацией на дорогах края усилен контроль, на обеспечение дорожной безопасности привлекаются сотрудники других подразделений милиции. В ходе мероприятия, проводившегося в крае ночью 10 марта, за шесть часов сотрудники ГИБДД остановили 96 пьяных водителей.

Ничик отметил, что областное ГИБДД не справляется со своими обязанностями из-за нехватки сотрудников: в 20 районах их число не превышает восьми человек, а в десяти районах работают по четверо сотрудников. По федеральной трассе «Амур» ежедневно проходит около 1 800 легковых машин, перегоняемых из Владивостока, а работают на участке только четверо сотрудников Чернышевского отделения ГИБДД, следя за безопасностью на 167 километрах трассы. Всего, по словам Ничика, в крае не хватает более 500 сотрудников.

Хотя законы позволяют ужесточать меры против нарушителей, это не останавливает нерадивых водителей. С начала года 360 человек (160 из них - в Чите) попали в камеры на 15 суток, двое умудрились заработать административный арест дважды. Каждый день подобные меры применяются в среднем к восьми водителям, в сутки ГИБДД штрафует автомобилистов на 200 тыс. рублей.

«Бермудские треугольники» на забайкальских дорогах
В 2007 году в Чите произошло 482 ДТП с пострадавшими, четверть из которых - в восьми наиболее опасных местах. На участке по улице Кирова общественный транспорт высаживает пассажиров в неположенных местах: переходя дорогу, люди попадают под машины. Также опасное место находится на Агинском тракте, где около отдела ГИБДД Читинского района скапливается до 600 машин. Часто попадают в аварии пешеходы на неосвещённых участках трассы Чита–Забайкальск в Маккавеево, Оловянной и Борзе.

Ничик предложил оборудовать подобные участки баннерами, предупреждающими водителей об опасности. Положительным примером он назвал улицу Ярославского, где после установки светофора количество аварий снизилось на треть.

Также на умы беспечных водителей можно воздействовать с помощью СМИ. Но на телевизионную пропаганду безопасности дорожного движения у ГИБДД нет средств. Местные телекомпании требуют около 25 тыс. рублей за еженедельные 10-минутные передачи. Ничик заявил, что поддерживает ГИБДД только «Радио Сибирь», на котором ежедневно в 8 часов утра проходит сводка ДТП. «СМИ не хотят с нами сотрудничать, хотя у каждого присутствующего здесь журналиста есть моя визитка», - заявил Ничик, ткнув пальцем в начальника пресс-службы областной администрации.

Водительская солидарность как профилактика аварий
Выслушав пессимистичный доклад начальника ГИБДД, заместитель губернатора Забайкальского края Владимир Окунев отметил важную деталь в работе милиционеров. «Почему на 500-километровом участке по пути из Читы в Красный Чикой нет ни одного поста ГИБДД?» – спросил Окунев. Также их нет и на проблемных участках в черте города, зато сотрудники стоят около здания областной администрации и УВД – там, где водителям никогда не захочется нарушать правила. «Если шофёр увидит пост ГАИ на дороге, то он будет сигналить водителям встречных машин, предупреждая о нём – вот такая профилактика», - тоном, не терпящим возражений, заявил заместитель губернатора. Кроме этого, Окунев посоветовал милиционерам, следящим за безопасностью на дорогах, заниматься только предупреждением ДТП, а не сворачивать посты, выезжая на место аварии.

Также Окунев подверг критике работу радиопропаганды, сказав, что в указанное время люди вряд ли находятся в машинах. Гораздо эффективнее, по мнению вице-губернатора, включать радио-ролики на несколько секунд в течение всего дня. Отмечено, что для более тесного сотрудничества пресс-центра ГИБДД со СМИ нужно составить программу и найти средства на создание качественной телепередачи.

Генеральный директор телекомпании «Альтес» Карина Канунникова прокомментировала отсутствие подобных материалов. По её словам, одна минута вещания обходится телевизионщикам в 9 800 рублей. Передача, выходящая один раз в месяц, вряд ли всколыхнёт сознание лихачей. Для эффектной пропаганды программу нужно выпускать еженедельно, что будет очень затратно. Канунникова вспомнила, что четыре года назад на «Альтесе» был корреспондент, который в любое время дня и ночи выезжал на место аварии, делая сюжеты про жертв автокатастроф. Но после того как автомобиль снёс с дороги очередной нарушитель, пока оператор снимал очередное ДТП, исчезла возможность делать подобные новости. «Ведущие не смогут передать те ощущения, которые люди получат, увидев последствия ДТП, – сказала Канунникова. – Людям интересно смотреть на чужую кровь». Директор «Альтеса» отметила, что телекомпания готова работать с ГИБДД более результативно. Варианты обсуждаются.

Сухие цифры загубленных жизней
По словам заместителя председателя комитета инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области, начальника управления дорожно–транспортной инфраструктуры, информационных систем и связи Дмитрия Палкина, в 2003 году принята областная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения в 2004 – 2008 годах». Денег на её реализацию в областном бюджете не было до 2006 года. На выделенные тогда 4,112 млн рублей, закуплено оборудование для проверки водителей на опьянение, приобретена АПК «Поток» и обновлена материально-техническая база специализированного строительно-эксплуатационного управления ГИБДД. В прошлом году вместо запланированных 41,35 млн рублей из областного бюджета выделено 4, 915 млн рублей, на которые в Чите установили светодиодные светофоры с отсчётом времени. Также в городе появились два детских городка для изучения правил дорожного движения, а в районных школах - наглядные пособия и соответствующая литература.

В бюджете текущего года на финансирование программы вместо 20,441 млн рублей предусмотрено 1,5 млн рублей. На эти деньги читинские улицы оснастят приборами видеонаблюдения для контроля над соблюдением правил и продолжат устанавливать светофоры.

На пропаганду, на которую так надеется Ничик, денег не предусмотрено. Да и если бы пресс-служба управления ГИБДД организовывала мероприятия и пресс-конференции так, как говорит Ничик, то журналисты были бы рады работать бесплатно. А пускать в эфир, на газетные полосы и ленты информационных агентств сухие цифры, пусть даже за ними и скрываются загубленные жизни, не очень интересно.

Канунникова, Ничик и Окунев говорили о разработке плана информационного сотрудничества. Да только не нужен особый план – управлению ГИБДД достаточно организовать оперативное оповещение средств массовой информации о происходящих на дорогах авариях, о спецоперациях и других мероприятиях, проводимых инспекцией. И не нужен будет никакой план. И не нужны будут деньги. Приедут, снимут, сфотографируют, напишут и покажут. И все всё увидят.

В ходе заседания выяснилось, что следить за безопасностью на дорогах некому – ГИБДД не хватает сотрудников, на восьми проклятых участках гибнет четвёртая часть попавших в ДТП, а в скудном региональном бюджете нет денег, чтоб предупредить водителей о таящейся там опасности. Удивительно, что при такой устрашающей ситуации памятники вдоль дорог не слились в сплошную линию.
Егор Захаров

Обсудить на форуме

НазадВперёд
ОБСУЖДАЕМОЕ