Р!
15 АПРЕЛЯ 2021
14 апреля 2021

Инфляция, Евро-4 и весеннее оживление. Реальные причины подорожания бензина

С 8 апреля на автозаправочных станциях (АЗС) Читы цена горюче-смазочных материалов увеличилась на 1,5-2 рубля. Бензин марки АИ-95 теперь стоит, в среднем, 27,5 рубля, дизельное топливо и АИ-92 - 26,5 рубля, АИ-80 – 23,5 рубля.


Ценники в этот день изменились на заправках сети «Мотор-Сервис Центр» и «Капитал». Местный нефтегигант – ОАО «Нефтемаркет», как и ряд небольших АЗС, поднял цену с 9 апреля.

Коммерческий директор ОАО «Нефтемаркет» Сергей Калинин, комментируя ситуацию, заявил, что подорожание бензина связано с тем, что с середины марта по апрель его значительно наценили производители (от 4 до 5 тыс. за тонну, в зависимости от вида ГСМ). «Предприятия, у которых остались запасы, продолжали продавать топливо по старой цене», - сказал Калинин. В Ангарске и соседствующих с ним городах, например, Иркутске и Улан-Удэ, наценка произошла раньше, чем в Чите, так как из-за близости завода местные продавцы имеют небольшой резерв. В данное время разница в стоимости литра топлива между Прибайкальем и Читой составляет 50 копеек – за доставку железнодорожным транспортом.

«Эта наценка – сезонная», – отмечает Калинин. Зимой ряд предприятий работают не в полную силу, а весной активизируется работа сельскохозяйственных и горнодобывающих предприятий, автолюбители выгоняют из гаражей поставленные на зиму машины. Расход топлива становится больше, из-за этого производители поднимают цену. Осенняя наценка связана с уровнем инфляции и уборкой урожая, требующей больших объёмов горюче-смазочных материалов.

Также подорожание можно связать с уменьшившимся экспортом. По словам Калинина, продажи российской нефти за границу снизились на 9%. В связи с этим, нефтяники, стараясь сохранить запланированную прибыль, наценили бензин для соотечественников.

Ещё одна вероятная причина наценки – реконструкция нефтезаводов для перехода к 2011 году на международные экологические стандарты Евро-4 и Евро-5. Калинин считает, что для переоборудования нефтеперерабатывающих предприятий потребуются миллионы долларов. Решение выпускать более чистый бензин, несомненно, правильное. В Европе из тонны нефти получают 20% дизельного топлива и 80% – бензина, у нас всё с точностью до наоборот: из тонны нефти выходит лишь 30% бензина.

Стабилизировать цены не сможет и появление в крае компании «Роснефть», о чём 9 апреля заявил на пресс-конференции губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин.

Калинин говорит, что сегодня «Роснефть» обладает почти 100% пакетами акций ОАО «Иркутскнефтепродукт» и «Бурятнефтепродукт», их цены отличаются от читинских лишь разницей за железнодорожную доставку. Кроме того, компания «Роснефть» уже сегодня является собственником пакета акций ОАО «Нефтемаркет», поэтому конкурировать сама с собой она вряд ли будет.

Александр Тузов, консультант отдела энергетики и энергосбережения, связывает подорожание ГСМ с уровнем инфляции, увеличением цены на электроэнергию, и транспортные услуги.

Кроме этого, возросшая стоимость бензина на российском рынке вызвана наценкой нефти на мировом рынке. Цены поднялись на 1 рубль после выборов депутатов Государственной думы V созыва. 15 декабря – все розничные торговцы в Чите одновременно подняли цену на все виды топлива ещё на 50 копеек. По информации Тузова, ценники на заправках в январе 2008 года выглядели следующим образом: АИ-80 – 21,5 рубля, АИ-92 – 24 рубля, АИ-95 – 25,5 рубля, дизельное топливо – 23,5 рубля.

Отчаяние по поводу сложившейся ситуации выражает руководитель сельхозпредприятия «Дружба», депутат Читинской областной думы Раиса Баженова. «При такой цене ГСМ должны быть достойные цены на сельскохозяйственную продукцию. Только пшеница должна стоить не мене 12 рублей за килограмм», – считает Баженова. В прошлом году «Дружба» засеяла около 5 тыс. га, собрав с них 3 800 тонн зерна. На покупку ГСМ предприятие потратило 13 млн рублей. В этом году, по подсчётам Баженовой, эта сумма увеличится до 20 млн рублей. Только на проведение посевной кампании необходимо около 6 млн рублей. Обеспечить себя ГСМ крестьяне могут с помощью товарного кредита, выдаваемого под гарантию губернатора. Тонна топлива в прошлом году стоила 18 тыс. рублей. В этом, по словам, Баженовой, – 30 тыс. рублей.

Засушливое лето 2007 года опустошило карманы селян, беспокойство вызвала наценка, случившаяся после выборов в государственный парламент. Настоящее подорожание, по мнению Баженовой, приведёт к развалу сельского хозяйства.

Мнение руководителя сельхозпредприятия поддержит любой крестьянин. Чтобы продать молоко или мясо, нужно ехать в город. С учётом денег, отданных на заправке, выручка за «деревенские» продукты вызовет слёзы. Не пришлось бы селянам, покрикивая на лошадь, ехать в райцентр на телеге, или, вернув из музея плуг, запрягать в него коня.

Цены на бензин покусали не только земледельцев. Как отнеслись к наценкам городские водители, думаю, рассказывать не стоит. Расспросите своих знакомых шофёров – на телевидении такие комментарии прикрывают противным писком. Или присмотритесь к таксистам-маршрутчикам. В их глазах уже можно прочитать мысль о внеочередном тарифном бунте.

Егор Захаров

Обсудить на форуме
НазадВперёд
ОБСУЖДАЕМОЕ