Р!
09 ИЮЛЯ 2020

Сергей Авраамов: АТБ спасён от банкротства - капитал превысил 13 млрд руб.

«Азиатско-Тихоокеанский банк» (АТБ) из-за риска банкротства под руководством Центрального Банка России в апреле 2018 года начал проходить процедуру финансового оздоровления — санацию. Спустя почти два года, банк пришёл к положительным показателям — стабильному росту и получению прибыли по итогам 2019 года. Об итогах восстановления, перспективах развития ипотечного кредитования в Сибири и на Дальнем Востоке, а также возможной передаче банка инвесторам рассказал председатель правления Сергей Аврамов.

Расскажите о первых результатах работы команды год спустя после оздоровления. Какой размер прибыли и как удалось вывести банк из банкротства?

— Восстановлю основную хронологию событий: временная администрация зашла в АТБ 26 апреля 2018 года и работала ровно год до 25 апреля 2019 года. После этого в банке сформировались постоянные органы управления. Наш акционер — Банк России поставил задачу: повысить результативность кредитной организации. Этот план мы перевыполнили.

— Согласно отчётности на сайте АТБ за 2018 год убыток составил 1,2 миллиарда рублей. Какую чистую прибыль получил банк по итогам 2019 года по МСФО?

— Отчётность по МСФО находится в стадии составления, и пока преждевременно называть цифры. Но мы твёрдо уверены в положительном финансовом результате за 2019 год. По российским стандартам мы ожидаем чистую прибыль на уровне 4,4 миллиарда рублей после отражения всех резервов и иных событий отчётной даты. Из независимых данных мы видим, что в среднем по банковскому сектору страны обеспечиваем акционеру большую рентабельность капитала и активов. И это при том, что нас более строго контролируют, чем многих наших конкурентов.

— Какие задачи стоят перед банком на 2020 год?

— Добиться ещё больших результатов. Поскольку банк работает успешно, поднята планка, условно, на 20% по сравнению с тем результатом, который мы имеем. Я сейчас говорю о чистой прибыли. Это сложная задача, поскольку в банковском секторе снижается маржинальность, а также существует жёсткая конкуренция. В том числе с госбанками, которые представлены на тех территориях, где мы работаем. Банк действует в 19 регионах, в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. Что касается стратегии, мы её разработали и получили одобрение совета директоров.

— Какие показатели заложены в стратегию банка, на что планируете сделать упор?

— Она рассчитана на ближайшие три года, включает детальное описание целей, инструментов и мероприятий по их достижению. Как я уже сказал, каждый год обеспечивать рост операционной прибыли не менее чем на 20%.

Важнейшим направлением развития банка станет цифровизация. Мы стремимся к тому, чтобы большую часть продуктов и услуг клиент, независимо от того, физическое это или юридическое лицо, мог получить без обращения в офис банка. Но мы не отказываемся от живого общения и будем поддерживать нашу «физическую» сеть.

Уже в этом году развернётся сеть центров ипотечного кредитования. Ипотека — важный вектор развития розничного бизнеса банка, позволяющий привлечь хороших платёжеспособных клиентов и предложить им все необходимые продукты.

Другой важный вектор – кампусные и социальные проекты, которые мы уже начинаем реализовывать. В корпоративном бизнесе будем развивать отраслевые клиентские компетенции, в частности, обслуживание и кредитование отраслей рыбной и лесной промышленности, золотодобычи. Новый толчок получит и развитие блока финансовых рынков, который, помимо внутрибанковских функций управления ликвидностью, будет предлагать клиентам ряд инвестиционных продуктов – ИИС, доверительное управление, персональные консультации, размещение облигаций и прочее.

— Банк России в апреле соберёт заявки на приобретение акций АТБ, при этом способ реализации пока не определён. Это уже вторая попытка продать АТБ, в прошлом году аукцион не состоялся. На ваш взгляд, что больше подходит для продажи банка: торги в форме аукциона или конкурса, либо реализация одному лицу без торгов?

— Сейчас наше законодательство даёт больше гибкости в выборе способа. Если в прошлом году, о котором вы напомнили, была только одна форма — это открытый аукцион, то сейчас это может быть как аукцион, так и тендер. В нём могут принимать участие и несколько претендентов, и один. А вот что это будет: открытый аукцион или тендер, и сколько будет участников, сейчас сложно сказать. Это будет зависеть от намерений инвесторов и решения акционера. Мы ждём заявок, которые будут поданы с 1 по 15 апреля.

— Кого хотели бы видеть инвестором? Что можете ему предложить?

— Те достижения, которые уже есть в банке. Кроме прибыли, о которой мы сказали, увеличилась клиентская база – сейчас она составляет 365 тысяч активных клиентов только в розничном секторе. Это значительно превышает показатель даже до санации. Наша стратегия предполагает ещё больший рост клиентской базы. На нас работает широкая региональная сеть, я бы даже сказал, наше эксклюзивное положение в Сибири и на Дальнем Востоке. Мы готовы предложить свою слаженную команду и опытный, профессиональный менеджмент. Это те факторы, которые делают банк успешным.

Нам очень хочется, чтобы инвестор позаботился о банке. У нас замечательный коллектив. Я в этом убедился, ещё когда был представителем временной администрации, а потом и её руководителем. После решения о санации остался здоровый костяк. А те, кто пришёл после оздоровления, повысили его компетентность. Мне бы хотелось, чтобы наш новый инвестор сохранил и приумножил достигнутое. Ну и мы, в свою очередь, будем работать над дальнейшим развитием бизнеса и структуры банка. Мы очень хотели бы, чтобы инвестор приобрёл АТБ с целью его совершенствования.

— В прошлом году один из претендентов на АТБ — «Совкомбанк» — заявил, что не стал участвовать в аукционе из-за того, что нижняя цена торгов была слишком высокой – 6 миллиардов рублей. Вам известно, какие могут быть возможные ценовые параметры продажи банка на этот раз?

— Обычно продают за определённую часть от капитала. Другое дело, что у АТБ он увеличился. На начальном этапе санации он был равен рублю, в сентябре 2018 года Банк России докапитализировал банк на 9 миллиардов рублей. А по состоянию на 1 февраля 2020 года собственный капитал АТБ превысил 13 миллиардов рублей. То есть, благодаря эффективной работе, капитал банка за последние 1,5 года прирос больше, чем на треть — на 4 миллиарда. Какую цену определит Банк России, мы не знаем, это будет зависеть от различных факторов.

— Годом ранее, кроме «Совкомбанка», интерес к АТБ проявлял МКБ, а также инвесторы из Китая. Кому, по вашему мнению, может быть интересен АТБ в этот раз? Есть ли претенденты, о которых вам известно?

— Полагаю, что банк может быть интересен как российским, так и зарубежным инвесторам. Обсуждения с ними ведутся ещё с прошлого года. Сейчас есть претенденты, которые уже проводят дью-дилидженс в банке. Это серьёзные инвесторы с опытом работы в финансовом секторе. Может быть, претендентов будет ещё больше.

— Какова вероятность продажи АТБ в этом году?

— Трудно сказать. Когда мы стояли перед продажей в марте прошлого года, тоже ходили разные слухи, спекуляции, даже заключались пари. Всё будет зависеть от намерений инвесторов и от их видения степени привлекательности нашего банка.

— АТБ входит в число немногих банков, которые работают по программе льготной ипотеки под 2% для семей с детьми на Дальнем Востоке. На какую сумму рассчитывается выдать ипотечных кредитов?

— По программе «Дальневосточной ипотеки» мы начали работать с конца декабря, опередив часть конкурентов. И у нас огромная квота по этой программе – 54 миллиарда рублей. Получается, что мы третьи после Сбербанка (рассчитывает выдать кредитов по этой программе на 200 миллиардов рублей – ред.) и ВТБ (100 миллиардов – ред.). Если мы выберем эту квоту или хотя бы её большую часть, это будет нашим реальным достижением.

Конечно, мы бы хотели выбрать всю сумму, но здесь вижу сложности, потому что наши достойные конкуренты ставят перед собой аналогичные задачи.

— Какие ещё амбиции есть у АТБ на Дальнем Востоке?

— Мы не претендуем на всероссийский охват, но сохранить и укрепить позиции как одного из лидеров в восточных регионах страны постараемся. И для этого есть все основания – широкая сеть отделений, многолетний опыт и детальное понимание специфики работы в этих регионах. При этом мы остаёмся «домашним» банком для клиентов, сохраняем индивидуальный подход и принцип оперативности работы по проектам.

В частности у нас есть специфический опыт работы с лесопромышленностью, в области финансирования золотодобывающих предприятий, купли-продажи драгоценных металлов на российском и международном рынках, которого мало у других банков. Особенно в секторе драгоценных металлов. АТБ имеет во многом уникальный опыт работы в области финансирования золотодобывающих предприятий, а также купли-продажи драгоценных металлов на российском и международном рынках. Сейчас мы готовим проект по оказанию финансовых услуг золотодобытчикам ещё на этапе разведки и освоения месторождений.

Первоначально интервью опубликовано на портале РИА Новости.

 
Азиатско-Тихоокеанский Банк, ул. Красноармейская, 68
  • 8 (3022) 219-900

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций 1810 от 04.08.2015.

НазадВперёд