Р!
25 ИЮЛЯ 2021
24 июля 2021

Корни столетних маньчжурских дубов в мёрзлой земле Забайкальского края

29 апреля телеканал «Альтес» рассказал о научно-практической конференции в Читинском институте природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук, где обсуждалось влияние на экологию строительства железнодорожной ветки Нарын-Лугокан.


На конференции возник вопрос о сохранении природного феномена – дубовой рощи в Газимуро-Заводском районе, которая попала в зону освоения природных ресурсов компании «Норильский никель».

Пресс-секретарь дочернего предприятия ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Востокгеология» Ольга Тимашова пояснила позицию компании относительно сохранения дубовой рощи: «Компания «Востокгеология» принимала участие в определении точных границ ареала распространения дуба в Газимуро-Заводском районе. Наши специалисты проводили воздушные наблюдения с использованием вертолёта, принадлежащего компании. Руководство компании заинтересовано в том, чтобы сохранить эту уникальную территорию. Геолого-разведочных работ там не проводилось и не планируется».

Научный сотрудник читинского института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской Академии наук, кандидат географических наук Игорь Михеев рассказал об уникальности сибирских дубов: «Возраст этой рощи составляет миллионы лет. Реликтовые дубы принадлежат к маньчжурской флоре, они любят тепло, мягкий влажный климат. Загадка в том, как эти деревья выживают суровыми забайкальскими зимами. Чтобы её разгадать, в скором времени мы организуем экспедицию совместно со специалистами ботанического сада и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, и детально изучим этот феномен. Такое явление называется рефугиум – это локальный участок небольшой площади, на котором сохраняются редкие виды растений».

Михеев отмечает, что роща нуждается в защите не от железной дороги, а от рук людей: «Что касается дороги, то прямого воздействия на рощу она не окажет – пути будут находиться на расстоянии более 30 км. Однако с появлением железной дороги образуется инфраструктура, людям станет легче добраться до рощи, где обитает много животных, которые могут оказаться под угрозой истребления. Кроме того, уже сейчас существует проблема с выламыванием веток – люди специально приезжают в рощу за вениками для бани. А если каждый приедет и наберёт себе пару веников, от дубов останутся одни стволы. А ведь здесь в охране нуждаются не только реликтовые дубы, но и 36 видов растений и десятки видов насекомых, птиц, занесённых в Красную книгу. В том числе и тех, которые охраняются на международном уровне».

Глава администрации Газимуро-Заводского района Виктор Кузнецов имеет другую точку зрения. Он считает, что дубам ничего не угрожает: «Я думаю, что железная дорога не нанесёт никакого вреда уникальным дубам. Роща располагается вдоль Аргуни, а дорога от неё далеко, к тому же это приграничная территория, тайга… Туда очень сложно добраться, кому надо будет пробираться сквозь бурелом, сквозь тайгу за банным веником?»

На территории Забайкальского края немало охраняемых природных территорий. По данным управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Читинской области, в регионе существует два государственных биосферных природных заповедника «Сохондинский» и «Даурский» и национальный парк «Алханай», 14 заказников, два из которых имеют статус федеральных особо охраняемых природных территорий, один памятник природы федерального значения и 51 памятник природы регионального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет около 2 млн га. Однако все специалисты признают, что дубовая роща по количеству редких растений не имеет аналогов во всём Забайкалье. Конечно, опасение за сохранность рощи вполне оправданно, однако, судя по всему, безосновательно. Строительство железной дороги в 30 с лишним километрах вряд ли навредит уникальной роще, а от человеческого безразличия ещё не придумано стопроцентного средства.

Юлия Ляхова

Обсудить на форуме

НазадВперёд
ОБСУЖДАЕМОЕ