НОВОСТИ
21 АВГУСТА
20 августа

Мерки, стёжки, фурнитура – губернатор обнародовал структуру правительства края

5 июня Равиль Гениатулин подписал постановление о временной структуре региональных органов государственной власти. Глядя на опубликованный пресс-службой областной администрации список министерств и департаментов, понимаешь, - самое интересное ещё впереди.


Старые заготовки

Администрация Читинской области, безоблачно просуществовавшая в нынешнем своём состоянии с начала 2000-х годов, состояла из комитетов, управлений, представительств, инспекций и служб.

Возглавлял администрацию губернатор, у которого был первый заместитель и ещё 10 заместителей, возглавлявших профильные комитеты и курировавших те или иные сферы. Внутри администрации за последние 10 лет происходили некие преобразования, но принципиального характера они не носили.

Так, была упразднена должность заместителя губернатора по социальным вопросам. Константин Карасёв, занимавший это место, стал председателем регионального комитета образования, сохранив, впрочем, статус вице-губернатора. Одновременно в 2006 году в структуре администрации появился заместитель губернатора, председатель комитета трудовых ресурсов и социального развития (ранее этот комитет назывался комитетом по труду и социальному развитию). Возглавил комитет Валерий Буянов, ранее руководивший управлением делами администрации области.

Появился комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры, поглотивший региональное управление транспорта, промышленности, дорожного хозяйства и связи. Повысился статус управления международного сотрудничества, которое стало комитетом, а председатель комитета получил статус заместителя губернатора. Статус заместителя главы региона потерял руководитель представительства администрации области в Москве.

Кардинальные изменения в структуру органов исполнительной власти Гениатулин пытался внести в 2004 году, предложив областной думе переименовать администрацию в правительство. Но народные избранники накануне очередных выборов в парламент отказались поддержать главу региона.

Лекала из Москвы

То, что в регионе всё-таки будет создано правительство, стало ясно сразу после назначения Гениатулина на должность первого губернатора вновь образованного Забайкальского края и ещё до первых его высказываний на этот счёт. После инаугурации глава региона дал своим подчинённым два месяца на разработку временной схемы управления регионом. В апреле Гениатулин лёгкими штрихами обозначил очертания будущего правительства. Стало понятно, что край на этом направлении будет равняться на Москву: было сказано – для выстраивания эффективных вертикальных связей.

Одновременно своим заместителям, возраст большинства из которых приближается к 60 годам, Гениатулин дал понять, что работали они много и эффективно, но пора уступить место молодым. Уступать, к слову, начали уже в конце мая, когда первого заместителя губернатора, который среди заместителей был первым не только по статусу, но и по возрасту – Владимира Окунева сменил на этой должности без двух недель 35-летний Александр Холмогоров. Региональное правительство Гениатулин решил возглавить сам, хотя и не исключил возможности разделения в будущем функций губернатора, решающего стратегические задачи, и премьер-министра, занимающегося текущим хозяйством.

В мае Владимир Путин назвал новую структуру федерального правительства. У председателя кабинета министров появилось два первых зама и пять простых заместителей, в числе которых – руководитель аппарата правительства. Количество вице-премьеров, равно как и количество министерств, выросло – функции Минпромэнерго были разделены между Министерством энергетики и Министерством промышленности, и было создано Министерство спорта, туризма и молодёжной политики. Профильным министерствам в правительстве подчиняются федеральные службы и федеральные агентства. При этом в кабинете Владимира Путина федеральные службы и агентства более жёстко подчинены министерствам и имеют меньше возможностей принимать самостоятельные решения – министры полностью контролируют решения руководителей агентств и служб.

Владимир Путин создал президиум правительства – «ближний круг», который собирается еженедельно. В полном составе правительство собирается не чаще раза в месяц, а на еженедельные заседания вызываются лишь те, кто нужен в свете обсуждаемой на президиуме проблемы. Таким образом, к слову, Путин решил проблему стратегического планирования, которую Гениатулин намеревается решить разделением функций губернатора и премьер-министра.

В объявленной структуре правительства Забайкальского края, равно как и в кабинете министров Владимира Путина – семь заместителей, но среди них нет первых вице-премьеров, и вообще - с федеральным правительством совпадений, кроме количества заместителей первого лица, мало. Из семи вице-премьеров, как сказано в пресс-релизе областной администрации, четверо будут курировать различные направления социально-экономического развития края. Кроме этого, заместителем председателя правительства будет являться руководитель администрации губернатора. В правительстве России эта должность носит название руководитель аппарата правительства. В администрации Читинской области аналог этой структуры тоже носил название аппарата, и возглавлял аппарат вице-губернатор. Вице-премьером будет работать и руководитель администрации Агинского Бурятского округа – об этом говорилось ещё в 2007 году. Резко вырос статус руководителя представительства Забайкальского края при правительстве РФ, который когда-то был вице-губернатором, потом перестал быть заместителем Гениатулина, теперь вот вновь – «вице». Учитывая стремление выстраивать эффективные вертикальные связи с Москвой, решение это выглядит вполне логичным.

Ножницы и нитка, метр и иголка

Более занимательно выглядит упаковка министров и министерств. Состоит, кстати, правительство из министерств, департаментов, государственных служб и инспекций. Из 13 комитетов, входивших в состав администрации Читинской области, сохранились в виде министерств с аналогичными наименованиями восемь. При этом количество министерств и, соответственно, министров осталось неизменным: и тех, и тех – 13.

Комитет экономики Читинской области перестал существовать, вместо него появилось министерство экономического развития. Впрочем, говорить «вместо него» - не совсем, видимо, корректно. Какие функции будет выполнять то или иное министерство или департамент, пока остаётся только догадываться.

Не стало (под «не стало» я понимаю отсутствие в правительстве края министерства, сходного с соответствующим комитетом в исчезающей администрации области – Т.К.) комитета по управлению государственным имуществом. Статус этого подразделения понижен до департамента государственного имущества и земельных отношений.

На четыре части распался комитет промышленности и природных ресурсов – создано министерство природных ресурсов и экологии и министерство промышленности. Это вполне соответствует выделению в федеральном кабинете министерства промышленности и министерства энергетики. Только у нас с энергетикой будет работать департамент, а кроме того будет создан департамент горнорудной отрасли. Если с горнорудной отраслью всё, вроде бы, понятно – в Забайкалье это отдельное и очень ёмкое направление работы, то создание департамента энергетики вызывает вопросы – в комитете промышленности и природных ресурсов Читинской области энергетикой занимался всего лишь отдел в управлении промышленности и ТЭК. С другой стороны этот шаг вписывается в желание «соответствовать».

Исчез комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры, из которого, судя по всему, выделены три департамента – строительства и архитектуры, транспорта и дорожного строительства, ЖКХ и связи. Можно вспомнить, что 4 июня пресс-секретарь комитета инвестиционной политики распространила информацию, что председатель комитета Анатолий Серёгин назначил своим первым заместителем Александра Бутырского, который ранее занимал пост генерального директора ОАО «Коммунальник». Бутырский занял должность Александра Холмогорова, который назначен заместителем губернатора. Кроме этого, Серёгин назначил своим заместителем в числе прочего отвечающего за развитие связи и информационных технологий Валерия Алексеева, который ранее возглавлял читинский филиал ОАО «Сибирьтелеком». Кадровые назначения в комитете, которого скоро не станет, выглядят двояко. С одной стороны, создаётся впечатление, что Серёгин поторопился, а с другой - можно предположить, что Бутырский и Алексеев – будущие руководители краевых департаментов. Хотя и тут много вопросов – Алексеев, конечно, всё понимает в связи, но наверняка ничего не знает про ЖКХ. И наоборот с Бутырским. А департамент-то – один. Одним словом – потёмки.

Совершенно новое министерство в структуре правительства – министерство территориального развития. Под территориальным, видимо, имеется ввиду развитие муниципалитетов. Раньше функции взаимодействия с органами местного самоуправления лежали на управлении, входившем в состав аппарата администрации. Теперь, судя по всему, они выделены отдельному министерству, как на федеральном уровне функции развития регионов выделены министерству регионального развития. Впрочем, можно думать в обратную сторону – может, министерство будет отмечать за комплексное развитие края, взаимодействуя на региональном уровне с Минэкономразвития, а на федеральном – с Минрегионразвития.

Министерствами стали комитеты: финансов, сельского хозяйства и продовольствия, международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма, образования, науки и молодёжной политики, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, трудовых ресурсов и социальной политики. Последнее министерство, правда, немного изменило название комитета – стало министерством трудовых ресурсов и демографической политики.

Формально можно считать, что подрос статус у руководителей министерства здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и социальной защиты. Руководители этих комитетов в Читинской области никогда не входили в администрацию региона и фактически подчинялись курирующим соответствующие направления заместителям губернатора. Теперь это самостоятельные министры, которые, впрочем, как и все другие руководители министерств будут подчиняться вице-губернаторам.

Рукава и воротник

Относительная статичность в перекраивании комитетов в министерства в случае с перетеканием главных управлений и управлений в департаменты больше похожа уже на динамику. Как отмечено выше, статус департамента приобрёл комитет госимущества. Компанию ему составило главное управление архитектуры и градостроительства, осколки названия которого можно разыскать в департаменте архитектуры и градостроительства. Последний является совершенно новым подразделением, равно так и департамент государственных закупок – привет от ФЗ №94, департамент ЖКХ и связи, департамент горнорудной промышленности, департамент энергетики, департамент транспорта и дорожного хозяйства. Переродились из аналогичных управлений департаменты: управления лесами, по делам архивов, по обеспечению деятельности мировых судей, ЗАГС, по предупреждению и ликвидации ЧС. Департамент управления делами губернатора края – это преемник управления делами администрации Читинской области.

Государственные инспекции и службы остались государственными инспекциями и службами, поменялось в большинстве случаев только название региона.

Региональная служба по тарифам стала называться государственной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (слово «ценообразование» служба забрала у читинского управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию, которого теперь нет вовсе). Ветеринарная служба, служба по контролю и регулированию использования объектов животного мира и служба занятости мигрировали из администрации области без потерь в названиях. Из других служб появилась лесная – это бывшее управление лесами. Государственная служба по контролю и надзору в сфере образования – новый орган.

Государственная жилищная инспекция, экологическая инспекция, инспекция государственного строительного надзора и инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники тоже не претерпели никаких изменений в названиях, кроме привязки к региону. Государственная финансовая инспекция Забайкальского края, так же как и государственная служба по контролю и надзору в сфере образования – новый орган.

Вопросительное закрепление

При первом беглом взгляде на структуру формируемого правительства возникает ощущение, что Гениатулин раздувает штаты. При более детальном сопоставлении нового и старого выясняется, что количество создаваемых структур в целом соответствует количеству структур уничтожаемых. Из совершенно новых органов исполнительной власти можно выделить одну службу да одну инспекцию. Новые министерства – это чаще всего старая начинка под свежим лейблом. Новые департаменты – это отделение кусков от бывших комитетов (некоторые комитеты, впрочем, буквально разодрали). Ничего в итоге не исчезло безвозвратно за исключением регионального комитета экономики. Впрочем, его сотрудники, с большой долей вероятности, будут работать в министерстве экономического развития.

Каркас, сформированный Гениатулиным, оставляет больше вопросов, чем ответов. Кто будет возглавлять новые органы государственной власти? Откуда Гениатулин будет брать такое количество молодых управленцев, если он правда хочет омолодить руководящий состав? Какие перетряски ждут бывшие комитеты, управления, инспекции и службы? Куда будут устраиваться на работу чиновники в возрасте? Коснётся ли омоложение руководителей внутри новых министерств и департаментов? И как всё это понравится Законодательному собранию Забайкальского края? Ждать, что нам на все эти вопросы ответят за день – не приходится. В лучшем случае – к октябрю, в худшем – к концу года.

Тимур Куприянов

Обсудить на форуме