Р!
23 ОКТЯБРЯ 2020

Я твой асфальт ломал. Непростой тротуар на Ленина

Летом 2020 года из-за пандемии в Чите надолго остался цирк-шапито «Звёздный» с тиграми, но и своих чудес в городе хватало: 3 июля сити-менеджер города Александр Сапожников поехал проверять ремонт дорог, прогулялся по новому тротуару в начале улицы Ленина и легко раскрошил покрытие, о котором застройщик кричал: «По ГОСТу!» Мы прогулялись по этим местам уже после исправлений и заглянули на перекрёсток Столярова и Ленина, где в этом году тоже ремонтировали дорогу.

Редакция «Чита.Ру» в проекте «Прогулки по ремонтам» продолжает фиксировать для читателей и истории Читу в непростом 2020 году. Уже вышел материал о реконструкции развязки на улице Магистральной.

Пористый и хрупкий

Начало июля, вторая половина дня, и на улице такая жара, что удивительно, как люди в Чите не плавятся, подобно жёлтому куску масла на чугунной сковородке.

Внушительная толпа проверяющих выходит из машин в самом начале улицы Ленина — главной городской улицы, с обеих сторон примыкающей к площади Ленина. Так повелось с советских времён, что сердцем города во многих уголках страны стали именно такие площади с городскими или региональными администрациями. У нас тут есть и та, и другая.

Лавируя между машинами, мы переходим на правую сторону дороги, не зная, что здесь будет основное веселье и удивление всей поездки.

Подрядчик — ООО «Интеко-1». Единственный учредитель и гендиректор — Карине Вараздатовна Бадасян. Работает в Чите по госконтрактам с 2016 года, среди самых крупных объектов — благоустройство парка Угольщиков.

Компания должна была отремонтировать улицу Ленина в границах от улицы Красноармейской до Проспекта Генерала Белика и от улицы Кирова до улицы Столярова. Цена контракта — 8,1 миллиона рублей, фирма во время аукциона уронила её на 25% — с 10,8 миллиона рублей. Работы велись в рамках плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края.

Контракт заключили в конце мая, срок окончания работ — 9 сентября.

За невыполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчик списал с банковской гарантии ООО «Интеко-1» 416 817,5 рубля.

Новый тротуар был странным. Странности начались с того, что, судя по всему, необходимый по проекту уклон, который нужен не только для ровности, но и для правильного направления дождевых вод, был только в проекте. Реальность, творческая и неуёмная, отдала всё на откуп глазомеру рабочих и волновым движениям асфальтоукладчика. Так новый тротуар стал немного похож на море.

Посмотрели на неровности, порекомендовали исправить, пошли дальше.

Может быть, и не заметили бы ничего — так было жарко. Но справа, у бордюра, была уж очень заметная ямка, в которую уходил кусок бордюрного камня. Сапожников наклонился, потянул за его край, брус вывернул пласт песка с раскрошившимся асфальтом.

Все как будто опешили. Сапожников тоже пару секунд колебался, потом присел и легко отломил, как от шоколада Wispa, от нового тротуара кусок.

— Асфальт по ГОСТу, — отозвался застройщик, как бы иллюстрируя фразой, какие хреновые нынче ГОСТы.

— Коллеги, я не вижу смысла идти дальше. Мы увидели полнейшее безобразие, — не обращая внимания на ГОСТы и руководствуясь нормальными понятиями о качестве, обронил Александр Сапожников.

Осенние переделки

Мы приехали прогуляться по этому тротуару в сентябре.

Летом за жарой и ломанием асфальта в самом начале участка не заметили вот такой проплешины. Она отделена от участка, который ремонтировали, старыми бетонными плитами, но это славная иллюстрация того, что вообще происходит с тротуарами Читы. На карте они есть, на деле — сломаешь ноги. Так начинается улица Ленина, главная улица Читы и, получается, Забайкальского края. Проплешины из земли, старый асфальт, жухлая уже трава, бетонные плиты и новый асфальт, который, кажется, клали левой пяткой.

Морские неровности в первой части тротуара выровняли.

Но таинственности остались. Впечатления, что сделано чисто, у меня после прогулки тут нет. Напротив, около одного из бордюров край асфальта выступает так, как будто его с размаху шлёпнули туда лопатой и забыли подравнять. Рядом валяются какие-то деревяшки, одной из которых можно ткнуть под тротуар. Забавное развлечение, но оно не про благоустроенный город и не про новый качественный ремонт.

Но интереснее было посмотреть, что там дальше, на месте исторической ломки асфальта.

Примерно в том месте, где его крошили пальцами, теперь вот такой валик рядом с колодцем. Мы гадали в редакции, почему в этом месте понадобился именно он, и единственным предположением стало то, что бордюр там сложно установить из-за колодца.

Если не считать этих огрехов и загадок и сравнивать тротуар с другими местами ремонтов в Чите, здесь пока всё выглядит сносно. Посмотрим, что будет с этим тротуаром через год-другой.

Ещё один ремонт

По пути в редакцию мы прогулялись к улице Столярова, участок ниже улицы Ленина тоже в этом году капитально отремонтировали. В июле во время проверки Александра Сапожникова это был едва ли не единственный объект, не вызвавший вопросов.

Подрядчик — ООО «Универсальная строительная компания». Учредители в равных долях — Ким Ерджаникович Акопян и Артур Кимович Аршинский, второй также является гендиректором. На господрядах с 2017 года, с того времени компания отремонтировала дорог в регионе и городе на 1,5 миллиарда рублей.

Компания вела работы сразу на целой группе улиц, в том числе по Столярова, на общую сумму 202,5 миллиона рублей. Работы проходили на деньги нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Дата заключения контракта — 12 мая, срок окончания работ — 2 декабря.

Во время контроля работ было установлено некачественное выполнение работ по ремонту тротуара по улице Столярова вверх от улицы Анохина. Протоколом рабочей комиссии от 21 августа подрядчику выдано предписание устранить выявленное нарушение за 2 недели. Это было сделано. В настоящее время работы по Столярова, в том числе и тротуару, выполнены и сданы в полном объёме.

По дороге к нему насмотрелись на читинские монументальные колодцы, возвышающиеся над тротуарами, как мавзолеи, и на дыры около них.

На фоне спокойствия и красоты города в опадающей листве на придорожных полосках между деревьев и кустарников режут глаз выцветшие этикетки, пачки из-под чипсов и прочий мусор. Интересно, кто-то отвечает за уборку этих территорий?

Прожив в Чите почти 20 лет, я до сих пор не уверена, что такие люди существуют: строятся высотки, реставрируются старинные здания, открываются новые торговые центры, а территории вдоль дорог как были в Чите замусоренными, так и остаются.

На отремонтированном участке всё гладко и, насколько мы могли рассмотреть, ровно, но бордюры на тротуаре оставляют желать лучшего. А иногда на них, разломанных и не отремонтированных, оставляют пустые бутылки, такая вот городская инсталляция.

Оба участка оказались сделанными, работы — законченными. Меня так и тянет написать про то, что качество работ покажет время, но я не буду. По тротуару на Ленина оно как будто до сих пор сомнительное, хоть покрытие и не ломается, как плитка замороженного горького шоколада.

Очень хочется, чтобы те, кто выигрывает контракты на ремонт дорог, не относились к этому как к методичному заколачиванию очередных ста миллионов и не пытались экономить на уже законтрактованных суммах.

Любители лёгких денег были всегда, но любая работа должна приниматься властями настолько строго, насколько это вообще возможно. Тогда, может быть, не будет ежегодных раскопок нового асфальта, трещин на нём через несколько месяцев после укладки и криков о ГОСТах, на которые некоторые чихать хотели.

Строгость и придирки к качеству спасут этот мир от сломанных ног, оторванных каблуков и вида города, который хочется бросить, как нечёсанную куклу.

НазадВперёд
23 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как Вы далеки от тем. Вообще от всех тем. То, что качество плохое-это понятно всем. Но хотя бы раз в жизни, перед проработкой материала, откройте аукцион, техническое задание. Посмотрите смету и дефектный акт. Сравните обьемы. Хотя Вы не в состоянии же элементарные вещи изучить. Только можете палочкой (тыкать под тротуар). На этом все. 60 процентов успеха-это полная и правильная дефектовка требуемых работ. И проплешина на тротуаре-газоне как раз этот случай. Никто просто не захотел этот вопрос проработать на стадии подготовки псд. Из-за этого и результат. Вроде есть асфальт, а перепрыгивать пол пути преграды, все же придётся. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Журналисты и правда немного не строители) Подскажите, что именно там на стадии подготовки ПСД не было проработано? Что не так в самом аукционе, техзадании, смете и дефектном акте? Можно ответить сюда, а можно на почту u.skornyakova@chita.ru.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нужно для начала тех. задание посмотреть. Благоустройство там или только восстановление асфальтобетонного покрытия на тротуарах. Для благоустройства восемь миллионов мало, как и просто ремонт,  естественно и результат соответствующий . Элементарно бордюрный камень установлен не правильно и это практически везде по городу, он должен быть установлен на бетонном основании (укреплен со всех сторон). Да и сам этот "бордюр" непонятно чем и где отливали. А асфальт по любому левый или ворованный, тонна стоит под миллион и как им выгодно за такую цену работать? Плюс ГСМ, зарплата, налоги. Для благоустройства нужно подходить комплексно, но это сложно, колодцы одним принадлежат, опоры другим и т.д. это на стадии проекта нужно пробежаться по всем организациям согласовать, а там такие спецы сидят, сами не знают за что отвечают и руководителей не догонишь. Сталкивался с этим.  Вывод, какая городская власть такое и "благоустройство". 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ник ваш, похоже, правдив. Ворованный асфальт - это как? Вы знаете технологию изготовления и укладки горячих асфальтобетонных смесей? Как её можно украсть? Она пригодна для укладки до тех пох пока не остынет - несколько часов после выпуска - потом застывает. На выходе из бункера асфальтобетонного завода её температура 150 градусов - как её воруют? По карманам распихивают?

Миллион за тонну асфальта? В какой вселенной? Рыночная цена за тонну горячей асфальтобетонной смеси в Чите колеблется от 3500 до 5000 рублей в зависимости от её типа и поставщика. 

Если будете писать с умным видом то, о чём не знаете, вам ума не прибавится. А людей в заблуждение введете. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я прекрасно все знаю как это делается. И не виноват в том что вы живёте в своем мире с розовыми пони.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В каком  мире  тонна асфальта стоит миллион рублей?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Армянстрой приезжает на завод и за наличку покупает асфальт за половину стоимости без документов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ключевые - какая власть. такое благоустройство. Как я понял - в строительстве никто толком не разбирается, ни глава, ни подрядчики. Халтурят все. На всех этапах. А денежки - их дадут еще. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Здравствуйте. Я понимаю, что главное для компаний часто - просто выиграть аукцион, но сомневаюсь, что они будут в минус себе работать. На ваш взгляд, что власти в случае этого ремонта и других таких же должны делать? Не заключать договор с теми, кто минимальную цену предлагает? Есть ли такая возможность?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сделайте фоторепортаж про состояние придомовых дорог по адресам ул.Кайдаловская-12,14,16. Вот где настоящая разруха c жалкими остатками советского асфальта.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так это вопрос с собственникам домов. Проезды около зданий находятся на территории для обслуживания домов и ремонт должен проводится за счёт средств самих собственников, ну или войти в какую-нибудь программу благоустройства с бюджетным финансированием части затрат. Советской власти уже давно нет, сами занимайтесь своей собственностью.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вообще то власть должна передать двор в нормальном состоянии жильцам, а вот потом это уже проблемы жильцов. Или вы думаете просто так периодически во дворах капитальный ремонт делают? От нечего делать? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Здравствуйте. Присылайте фото на u.skornyakova@chita.ru или info@chita.ru. Они должны быть не размытыми :)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Помню одного русского прораба, он работал на строительстве жилых пятиэтажек в Армянской ССР. Потом его посадили, там же в Армении, за перерасходы цемента и прочего. Когда тряхнуло в 1987,  ВСЕ дома, которые он построил, СТОЯЛИ. Его срочно амнистировали и бросили на восстановление разрушенного.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не надо про легенды.Помните - так напомните! А если знаете - пригласите в Читу, иначе пропадем. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сказки венского леса

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что вы хотите от армян. Они строить никогда не умели. Хотя про себя рассказывают какие они офигенные строители. Вспомните землетрясение в Армении. То что строили кто угодно, но не армяне- выстояло, а то что сами армяне - рассыпалось, поэтому то и было столько жертв. При строительстве они всё пораспродали, при экспертизе установили , что арматура и цемент практически не применлись.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Зачем пляски на костях? Такое же землетрясение на  Сахалине, и от города, и от людей в 2 минуты ничего не осталось. И причём тут армяне? На себя смотрите, не на армян. Государство Великая Армения ровесник Древней Греции, и умению строить у армян тысячи лет, а кто то учился землянки строить и в шкуры одевался в то время, когда армяне города, крепости и дворцы уже возводили. Поэтому создайте свое ООО, возьмите по конкурсу подряд, кладите сами асфальт и радуйтесь своей, а не армянской смекалке и умению. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Опять сказки про тысячелетнюю Армению, которую армяне и рассказывают. Может когда то армяне и умели строить, но судя по всему, очень давно. Кстати, а что в Армении то не строите? Всё в разрухе, а вы в Россию лезете. 

   "создайте свое ООО, возьмите по конкурсу подряд, кладите сами асфальт" извините, мы не умеем как армяне везде без мыла залазить, взятки давать, обманывать. Совесть у нас ещё осталась. В городе асфальт кладут армянские фирмы, посмотрите во что город превратился. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, во первых, не тысячелетняя Армения, а учёные говорят о нескольких тысячах лет, некоторые и о пяти, и нация, действительно, великая, если сумела и себя сохранить, и государство, пусть даже и как тень былого. И во вторых, не умеем, или не хотим? Потому что разговоры о собственной совести всегда настораживает, хотя бы потому, что тем, у кого она есть, именно совесть мешает о ней говорить. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Учёные то армянские говорят о пяти тясячах лет? Ну, ну. Вон на Украине говорят, что они чёрное море выкопали. И  жители египта- арабы говорят, что они пирамиды построили. А вот Азербайджан говорят, что армяне типа цыган из малой азии, готовые припёрлась на земли закавказья лет 500 назад. Вот кому верить--не знаю. Судя по современным армянам, не могли строить города в древние века, ну, максимум, барыжили чем нибудь. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нет такого государства - великая Армения. Есть республика Армения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У меня сосед - армянин. Сразу, как появился, стал землю делить. Я ему в просторечии посоветовал, где квадратные метры законные имеются и сколько их там. Тут же помчался в прокуратуру, мол нацию затрагивают!