Р!
19 ЯНВАРЯ 2021
−29°ДЕНЬ −23°
ДТП с автобусом

Мужик, ты куда торопишься - выжившие в аварии с автобусом дали показания

Масштаб ДТП с автобусом, произошедшего в декабре 2019 года на мосту через реку Куэнга в Сретенском районе Забайкалья, лучше всего видно на месте. Перила моста плотно завешаны цветами вперемешку с детскими игрушками — от их вида очень больно. Смотреть за них страшно — несколько метров туда летел и приземлился на крышу 14-тонный автобус. И уж совсем не по себе около чёрного обелиска с выбитыми на нём именами погибших. Их 19.

Судебное разбирательство началось спустя год после аварии. На первом заседании прокурор изложил предъявленное подсудимому предпринимателю Ивану Стрельникову обвинение — в том, что он выпустил на маршрут неисправный автобус. Вину подсудимый не признаёт .

На втором заседании, 18 декабря, Сретенский районный суд начал опрос потерпевших. В их словах уже почти нет эмоций. Но за сухими формулировками и чёткими ответами скрываются и слёзы, и горе, и ночные кошмары, и поломанные судьбы.

«Двух человек вытащили, и я сознание потерял»

Александр Турков, получивший повреждения рёбер и позвоночника, отказался от предложения судьи озвучивать показания с места. Заняв место за трибуной, он вспомнил, как получил направление на обследование в Читу и решил ехать туда на маршрутке. Билетов на неё не оказалось, и ему предложили воспользоваться автобусом.

«До этого я на автобусах не ездил никогда и теперь уже точно не поеду», — отметил он.

Мужчина занял место в конце салона и задремал. Проснулся от скрежета. Попытался разглядеть, что происходит, но не смог — так как окна были плотно зашторены. Через лобовое стекло увидел, что автобус начал ломать ограждение моста.

«Я упал в проход, взялся руками за ножки сидений и через какие-то секунды автобус упал. Как я в себя пришёл — не помню. Уже в больнице в Чите ко мне подходил мужчина, тоже пассажир, рассказывал, что после аварии услышал, как я вожусь, помог мне выбраться, а я обратно в автобус пошёл. Вместе мы ещё двух человек вытащили, и потом я упал. Но я в себя пришёл только в больнице, в Шилке», — вспомнил Александр Турков.

Отвечая на вопросы прокурора, он сообщил, что не заметил у водителя ни запаха алкоголя, ни странного поведения, ни признаков усталости.

«Я 20 лет в милиции отработал, умею людей определять», — подытожил Турков.

Дочь на коленочках меня тянула

Пострадавшая Ирина Баранова собиралась ехать в Читу с дочерью, которой предложили лечение в санатории. Заранее билет на маршрутку купить не удалось, а позже мест в ней не было. Кто-то из знакомых дал женщине номер телефона водителя, у которого она и купила билеты.

«Я сама водитель и всегда использую ремни, такая у меня привычка. В автобусе я тоже пристегнулась и заставила пристегнуться дочь», — рассказала Баранова.

В пути она задремала, но проснулась от толчка, после которого автобус закидало в стороны.

«Я попыталась посмотреть, что происходит и где мы находимся, ничего не увидела, но поняла — автобус сейчас перевернётся, просто упадёт на бок. Я даже не могла предположить, что полетим с моста. Затем удар и всё. Я не знаю, сколько я была без сознания, но когда глаза открыла — дочь кричала. Она оказалась на мне, придавленной к креслу и мы висим потому что пристегнулись. Помню, что попросила дочь не кричать, потому что вокруг стоны, темнота», — сдерживая слёзы, рассказала Ирина.

Девочка успокоилась, смогла отстегнуться сама и освободить от ремней мать, после чего полезла к выходу.

«Было тесно, темно, видимо, не хватало ей воздуха и дочь затихла — я начала тормошить её за ноги, спрашивать, что с ней. Потом она отпихнула окно, вылезла сама и начала помогать мне — сначала на коленочках меня тянула, затем опять в автобус залезла, сняла с меня шубу, как кофту — через голову. Как-то она меня вытащила. Я ещё не понимала, где мы находимся — сидела и думала — интересная какая дорога, в снегу, незаезженная. Потом я увидела поезд — и не могла сообразить, почему он мне навстречу едет (железная дорога идёт вдоль реки, перпендикулярно дороге — ред.). А потом подняла глаза и увидела, что мы упали с моста», — рассказала Баранова.

Прокурору она уточнила, что слышала, как с передних сидений пассажиры возмущались скоростью и говорили: «Мужик, ты куда торопишься». Она также вспомнила, что водитель постоянно говорил по телефону.

Самого водителя она охарактеризовала как «взъерошенного», но ничего странного в этом не увидела, подумав, что «может сам человек такой гиперактивный и весёлый».

Женщина достаточно долго лечилась. Была вынуждена уволиться с руководящей должности, так как при полученных травмах врачи рекомендовали ей отказаться от длительных поездок. Среди четверых потерпевших, опрашиваемых в этот день, женщина заявила самый большой иск — на 7 миллионов рублей.

Суду она пояснила, что потеряла не только карьеру, но и вообще надежду на трудоустройство, вынуждена работать временно. Но главное — утраченное здоровье.

Дочь Барановой получила не такие серьёзные травмы, но до сих пор жалуется на боли в плече и другие последствия. Сон у неё до сих пор беспокойный — девочка может не спать ночами, но клевать носом днём. Чтобы поскорее забыть произошедшее, она попросилась поскорее вернуться в школу.

Два раза вздохнул и умер

Дмитрий Рыбаков после обучения в Чите вернулся в родной посёлок на практику, а затем снова поехал в Читу на экзамен. Жена по телефону забронировала ему место в автобусе. При посадке водитель предложил сесть в автобус, который придёт позже, но Рыбаков, на свою беду, отказался. В пути ему позвонил отец, с которым мужчина разговаривал почти до момента аварии. В какой-то момент автобус дёрнулся и заходил из стороны в сторону. Выронив телефон из рук, Рыбаков лёг между сиденьями. И уже там услышал хлопок, показавшийся ему взрывом колеса.

«Очнулся, когда девочка вылезла и помогала матери. Я почувствовал, как сильно болит голова и опухает сломанная нога. Я лежал в шоке и думал, что сейчас либо лёд провалится, либо автобус загорится — надо что-то делать, выбираться, людям помогать. Вылез, вышел на дорогу, остановил машину земляка, он побежал к автобусу, а я остался в машине с его женой. Она предлагала отвезти меня в больницу, а я говорил, что надо технику искать, чтобы людям помогать. Она отвезла меня домой, и во дворе я потерял сознание — жена меня занесла в дом, а потом на такси увезла в больницу в Кокуй, а оттуда вертолётом — в Читу».

По ходатайству адвоката судья зачитал показания, которые Рыбаков давал год назад. Тогда он рассказывал, что, выбравшись из автобуса, пытался помочь другому пассажиру, ноги которого зажало: «У него, видимо, была сломана челюсть. Вытащить за плечи я его не смог, стал спрашивать, как он себя чувствует, а он вздохнул два раза и умер».

Кто на спуске будет тормозить?

«Обычно я ездил на маршрутках, а тут их не было, и я первый раз поехал на автобусе. Мы с соседом сели на передние места, но уступили их в Усть-Наринзоре — зашла семья с ребятишками — и мы ушли назад, — рассказал четвёртый потерпевший Евгений Григорьев. — Мы с попутчиком немного поговорили, и я стал дремать».

По мере рассказа мужчина переполняется эмоциями и дальше показания даёт уже с жаром: «Я сам 30 лет за рулём. Перед мостом пошёл занос вправо, водитель его вытянул, а второй уже не смог — вот автобус и ушёл мордой в мост. Хлопка никакого я не слышал — колесо не стреляло — это стопудово. Меня один раз оглушило — такие колёса как граната взрываются. Если бы колесо хлопнуло, то вся деревня вышла посмотреть, что там рвануло».

Григорьев также вспомнил, что водителю делали замечание по поводу скорости, на что он ответил: «Не нравится — идите пешком». Сам он заметил, что скорость была «нормальной», а водитель, спускаясь с горы, не притормаживал: «Да и кто будет зимой на спуске тормозить тормозами. Двигателем только».

Как мужчина выбирался из автобуса, он не помнил — очнулся в проходе, выбил окно ногой и вылез обожжённый раскалённым антифризом. Полученный ожог мешал лечению переломов, но тем не менее Григорьев сбежал из ожогового отделения.

На дальнейшие вопросы прокурора он отвечал довольно своеобразно.

  • Вы получили инвалидность?
  • А зачем?
  • Обвиняемый с вами связывался?
  • Только батюшка в Шилке ко мне приходил. Сразу в первые сутки и пришёл.
  • Какие последствия травмы вы сейчас испытываете?
  • Голова болит, но это, наверное, старческое.

Тем не менее, объясняя необходимость в иске, он отметил, что не смог устроиться на работу и уехать на вахту, да и вообще не может работать, так как врачи советуют либо стоять, либо лежать. И к тому же невозможно в баню сходить — всё горит.

В разговоре с защитником Григорьев попытался узнать, есть ли у погибшего водителя дочь, но ответа не получил. Позже прокурору он пояснил, что интересовался этим, так как ему показалось, что водитель говорил о дне рождения дочери и поэтому мог торопиться в Читу.

«К Стрельникову у меня никаких претензий. Я вот про него услышал. Мне говорили, что маршрут Пнёва, автобус частный, а этот товарищ (Стрельников — ред.) просто подпись поставил не туда. Я не считаю его виновным», — подытожил Григорьев.

Тактика защиты

Адвокат обвиняемого Иван Тимофеев после заседания пояснил журналистам, что предприниматель должен быть оправдан, так как не имеет к аварии никакого отношения.

«Мы считаем, что причина аварии — дорожные условия и действия погибшего водителя, обусловленные препятствием на дороге или превышением скорости. Мы полагаем, что автобус был исправен. Но Стрельникову вменяют то, что он выпустил на линию автобус с неисправной тормозной системой. Поэтому мы задаём вопросы про действия водителя. Честные ответы на них свидетельствуют о том, что автобус был исправен, и причина падения лишь в том, что водитель не справился с управлением», — сказал Тимофеев.

Он также сообщил, что маршрут обслуживает предприниматель Сергей Пнёв, про которого упоминал один из пострадавших. По его заказу Стрельников ранее выполнял некоторые перевозки. На вопрос про связь двух предпринимателей и погибшего водителя, которому принадлежал автобус, адвокат не стал отвечать, сославшись на его преждевременность при избранной тактике защиты.

НазадВперёд
3 отзыва
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А почему так мало потерпевших на суде было?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Остальные, видимо, просто хотят забыть этот кошмар и не ворошить всё это в судах. Их можно понять.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вроде все элементарно: кто получил деньги за билеты (не водитель) - тот и виноват, тот за все и должен отвечать, даже за несправившегося водителя. А то вечно найдут первого попавшегося водилу, который за копейки будет впахивать, а потом все на него валят. Ведь не один же этот автобус там проехал в тот день, был и другой транспорт и тяжелый тоже наверняка - и все справились. Либо резина была не очень (экономили), либо скорость не захотел снижать.