Лариса Семенкова
Вся жизнь - дорога
…- Не, мужики, это же несерьёзно: пигалицу, девчонку слушаться! - Да брось, Санёк, день-два с нами повоюет, на трассе поморозится, вмиг убежит. Это тебе не в библиотечке чертежи стряпать...
Альбина Иванова, выпускница Томского автодорожного техникума, спокойно выдержав на себе скептичные взгляды 20 мужчин далеко не рафинированной когорты - выселенных, бандеровцев - платочек от смущения в руках теребить не стала, коротко, без лишних эмоций, сказала:

- Доказывать вам ничего не собираюсь, дело покажет.
Это очерк из газеты «Забайкальский рабочий» 15-летней давности, который «Чита.Ру» публикует в честь юбилея героини текста - Альбине Филипповне Ивановой 3 января исполнилось 80 лет. Не торопитесь представлять её у окошка, подолгу разглядывающей мир за окном, или за тихим, размеренным штопаньем: одно из любимых её жизненных правил: «Живу, пока двигаюсь». Скорей бы весна, да в любимый огородик, а пока – хлопоты по дому и, конечно, радости все сводятся к ним, родным: у неё 8 внуков и 10 правнуков.
35 километров северной трассы Большой Невер - Тамот - Якутск были поделены на участки по 5 километров. В так называемых Домах дорожника жили семь мастеров, каждый день обходившие свои 5 километров: где наледь сколют, где ямку подсыпят. Альбина, возглавившая дорожный ремонтный пункт, обслуживавший эти 35 километров, в вагончике не отсиживалась, день-деньской вместе с рабочими, мастерами работала на трассе, следила за точностью соблюдения технологии, нередко в руки сама брала лом и прочий рабочий инструмент.

Проверку Севером, первыми уроками профессии дорожника она проходила достойно. Поначалу иронично воспринимавшие её дорожные мастера вскоре утихомирились: девчонка-то оказалось толковой.
Всё бы ничего, но у Альбины вскоре родились двое малышей. Жизнь с мужем не склеилась, и молодая мать в поисках поддержки пожелала быть ближе к родне из Красного Чикоя. Написала в Москву с просьбой перевести в родные места. Ответ пришел иной: езжайте в Улан-Удэ.

- Мне всегда очень везло на хороших людей, - говорит Альбина Филипповна. - Вот и тогда обратилась за помощью к Семёну Евсеевичу Попову, возглавлявшему ДЭУ 660. Базируясь в Малете, оно обслуживало часть дорог Петровск-Забайкальского и Красночикойского районов. Евсеевич предложил: «Поработай у меня лаборантом, а потом помогу перевестись к чикоянам».
Самые трудные, самые дорогие
- Это ж понятно: всегда дорого, особенно запоминается, хранится в сердце то, что далось с таким трудом, - предваряет Альбина Филипповна свой рассказ о памятных 711 километрах чикойских дорог. Именно столько - ухабистых, полудиких, трудно проходимых в распутицу, нужно было по заданию партии привести в нормальное состояние, сделать гравийными. Добавьте к этому 127 километров дороги Петровск-Забайкальский - Ямаровка, которая проходила по территории нашего района. Её тоже нужно было привести в порядок.

Мастером она была недолго, через полгода добросовестного, не считающегося ради дела с личным временем молодого специалиста назначили главным инженером. В ту пору на два района - Петровск-Забайкальский и Красночикойский у неё одной было специальное образование. От проекта и составления сметы до осуществления замысла в реальности - в одних руках. Да и техники в ту пору, в середине шестидесятых, раз-два - и обчёлся.

- Но понимаете, мы же все, кому сейчас по 60 и больше, - из того поколения, когда главным были честный труд, задание Родины, а всё остальное потом. Надо, значит, надо! - с особым волнением делится Альбина Филипповна. - Умудрялись к ДТ-75, 79 приспосабливать различные подвески, тот же погрузчик - получалась дорожная машина! Бульдозер, грейдер. В то время Указ Верховного Совета был: каждый трактор, плуг, лошадь, работоспособный человек, организация должны отработать на строительстве автомобильных дорог.

Особенно тесная связь была у нас с колхозниками. Без тракторов, грузовых, прочих машин сложно было бы справиться. Где мы им поможем на том же сенокосе, где они нам. Вот говорят: всеобщий подъём, всеобщее воодушевление. Это как раз и про те годы! А женщины-то, бабоньки, какие молодцы! Лес, сосну повалить, готовить ту же полосу отвода - им не под силу было. А вот на бетонных работах так лихо трудились, да ещё с песней! «Бей врага без промаха! Всё равно, любимый мой, расцветет черемуха!» Мужчины опалубку сделают, а там уже и мы бетонируем. Всё могут вынести женские плечи, такие мосты в Чикое стоят! До сих пор крепкие и ещё 100 лет стоять будут, поверьте!
С особым теплом Альбина Филипповна вспоминает о начальнике Красночикойского райдоротдела Василии Малышеве:
Настоящий человек, из фронтовых комиссаров. Спасибо и здравствующему, слава богу, ныне Николаю Павловичу Казыкину, первому секретарю Красночикойского райкома партии. Для дорожников - будь то финансирование, помощь техникой, другая поддержка всегда горел зелёный свет. И если поначалу нам приходилось добираться на ремонтируемый участок дорог на почтовой машине с красной полосой, колесившей по всем уголкам района, то потом уже райдоротдел обзавёлся собственной техникой, коллектив дорожников стал крепче, многочисленнее.
За 14 лет - с 1965 по 1977 годы - мы все дороги в районе привели в порядок. Подняли земельное полотно, обустроили кюветы, проложили трубы, построили деревянные и бетонные мосты, установили дорожные знаки.

- Врезаясь в вековую тайгу, вырубая деревья, садили ли что-то взамен?

- А как же! Специальный план давался по озеленению. Землю что похуже под дорогу утрамбовывали, а ту, что плодороднее, приберегали, молодые деревца потом садили. В марте 1977 года, например, со своим коллективом посадила целую рощицу. Вон какая сейчас рослая, ладная, густая раскинулась по дороге на Шебартуй!

В Красном Чикое Альбина поначалу жила у дядьки, потом дом для неё перевезли из Захарово. Малышей - Веронику, Сашеньку, поскольку не было в садике мест, главный инженер, а затем уже и начальник Красночикойского райдоротдела Иванова, вынуждена была нередко брать с собой на трассу. Пока, наконец, не поставила вопрос ребром:

- Так продолжаться не может, уйду от вас.

Тут же, на другое утро, позвонил первый секретарь райкома партии Казыкин: «Альбина, не горячись. Веди детей в сад».
В течение трёх лет Иванова настаивала: дайте главного инженера, сколько можно в двух лицах руководить! В 1976-ом, наконец, прислали главным инженером молодого специалиста Владимира Иванова. Боевая, весёлая, энергичная Альбина крепко, напрочь вошла в сердце Владимира.

Поженившись, они встали перед проблемой: как быть, куда податься? Ведь на руководящих должностях супругам в одной организации работать было нельзя. Вызов пришёл из Тюмени, но тут тётя, дядьки родные поднялись: «Куда? Мать-то стареет, не бросишь ведь её!» Да и в областном дорожном управлении сказали: «У нас ты выросла как настоящий профессионал, оперилась. Негоже от своих-то отрываться».
- Было дело, - улыбается бессменный начальник областного дорожного управления, в то время главный инженер Николай Млачнев. - Именно так меж своими и наказывал. А разведка-то, видно ей донесла (смеётся). Моей ведь задачей было обеспечить тех, кто привык ждать помощи сверху: выделят, мол, дадут. А Альбина Петрова (она уже Ивановой стала, а я-всё-то по привычке Петровой звал) не из таковых: где кулаком стукнет, где благодаря своей дружелюбности, коммуникабельности договорится на обмен.

Однажды её близкие друзья по этому поводу пошутили: «Альбина, ты кашу из топора в любых условиях сваришь!» Так было и в Улётах, где им с супругом удалось разделиться: Владимир Андреевич стал работать главным инженером в ДРСУ-5, отвечающем за федеральные дороги, а жена возглавила ПДУ, в ведении которого находились дороги местного значения.
- Так вот, - вспоминает моя героиня, - в очередной раз мы кумекали, прикидывали, как ДТ-75 переделать с помощью подвески в бульдозер. Приезжает Млачнев. «Ну, ты как всегда, выдумщица, ну, молодец. Дай-ка мне этот агрегат, мне срочно его надо обменять на каток. А я уж тебе, будь спокойна, настоящий, не самодельный, бульдозер выделю».

Квартал, второй, третий проходит, нет и нет бульдозера. Я к Николаю Захаровичу: «Где обещанное?» Он изумился: «Ты всё-то помнишь?!» Новенький бульдозер наш коллектив всё же получил.

В Улётах родилась Лиза. Теперь в большом дружном семействе Альбины и Владимира стало четверо детей. На улётовской земле осесть окончательно им было не суждено: ДРСУ-5 и ПДУ объединили, и опять возникла та же проблема: нельзя работать вместе на руководящих должностях.
Акшинская Тэтчер
«Доносчику - первый кнут» - любимая пословица Альбины Ивановой. Самая презираемая ею публика - ябеды, наушники, клеветники. Впрочем, ситуация ситуации рознь, и однажды ещё в Красном Чикое Альбина помогла человеку, настрочившему на неё анонимку: мол, расширяется Петрова, улучшает свои жилищные условия. Но когда анонимщик взмолился: «Помоги, запилась жена», начальник райдоротдела нашла возможность ему помочь. Тот был поражён: как, после сделанной-то гадости?
Не только кляузники и доносчики в немилости у Ивановой. Она всегда была неблагосклонна и к нарушителям трудовой дисциплины. Каждый свой день выстраивая по жёсткому графику, Альбина всегда имела право на то, чтобы предъявлять требования строгой дисциплины к другим. Особо, жизнь показала, это оказалось необходимо в Акше. Направляя её туда, Млачнев сказал:

- Выстроишь коллектив, поднимешь на ноги управление, - дам в Чите квартиру.

Невесёлая житуха началась у заядлых прогульщиков, любителей выйти на работу с перегаром.
- Да ты что?! Какой из тебя работник? - устраивала разнос Альбина Иванова. - Если сам не сфокусирован, то можешь подвести других, можешь технологию, технику безопасности нарушить! Это тебе не пуп царапать (тоже её любимая поговорка - Л.С.)! Это же дорога, жизнь людей!

Кстати, не без гордости и уважения к себе и всем коллегам, работавшим с ней в разные периоды жизни, Альбина Филипповна замечает:

- Одна из самых страшных ошибок дорожника - допустить в силу различных причин гибель людей. В моей трудовой биографии этого не было.

«Иванова достанет хоть из-под земли». Это утверждение знающих её людей подтвердилось и во время трудовой деятельности в Акше. Коллектив пришлось создавать если не с нуля, то, по крайней мере, в сложных условиях. Из-за жёстких требований ко вчерашним любителям выпить, лентяям её прозвали местной Тэтчер - популярного тогда, волевого и умного политика, премьер-министра Великобритании.
- Неужели так и продолжали звать Тэтчер, «железной леди»?

- Да как-то потом успокоились. Поняли, что требовала для дела. А потом ведь, дело делом, но всегда на первом месте для меня были люди. Знала: потрудившись, они должны хорошо отдохнуть. Потому часто проводили огоньки, в день рождения каждого сотрудника - непременный концерт, номера самодеятельности. Спустя годы, если где-нибудь встречаемся, знаете, так приятно слышать: «Спасибо, Альбина, мы, бывало, поругивали тебя. А потом так зауважали! И даже больше. Спасибо тебе за доброту твою».
«Больше всего ценю людей добрых, простых в обращении,»
- искренне делится Альбина Иванова, - это от деда с бабушкой, от родителей. Всех бы обогрела, были бы мои силы. У нас в доме почти всегда кто-то гостит и поныне. Всегда народ: кто-то из земляков приехал поступать в институт, кто-то в больницу, в командировку - милости просим.

Когда иду по улице и вижу роющегося в помойке бомжа, достаю деньги: «Вот, брат, не ройся тут, не позорься. Пойди купи себе поесть». Больше всего жалею ребятишек, выпрашивающих милостыню, живущих в подвалах и на свалках. Бог ты мой, это же, считайте, несколько поколений потеряно!

Для меня неинтересен злой, завистливый человек. Зависть, злоба как ржавчина разъедают душу. Наша же родова всегда ценила доброту, и столько много людей нам желало: «Дай вам бог здоровья!» Дед, мама учили: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь.
«Учили меня отец мой и мать»
Реально она себя помнит где-то с трёх-четырёх лет. Дед по матери Сергей Никонов тогда после Зилово как пятитысячник оказался в таёжном, заснеженном Урлуке Красночикойского района, возглавил маслозавод.

Масло отправлялось строго на фронт, для бойцов родной армии. Сывороткой же не без риска получить взыскание (она ведь тоже шла в дело, на казеиновый клей) Сергей Никонов вместе с супругой - технологом предприятия - Софьей нередко поили односельчан для поддержания их сил.

Ощущение радости от того, что можешь кому-то прийти на помощь, обогреть, до сих пор хранится в сердце, и от того, что бездомного односельчанина - деда Шарамыжку - привечали все жители Урлука, без куска хлеба не оставляли: неделю в одном доме жил человек, неделю в другом.

Больше всего, по долгу, - вспоминает Альбина, - дед Шарамыжка любил гостить в их доме. Мама работала тогда в сельском магазине, отец ушёл на фронт. В 1943-м донеслось горькое: пропал без вести. Мать тогда, едва придя в себя, вспомнила предсказание цыганки, когда, поженившись, молодые Филипп и Анастасия поехали отдохнуть в Одессу. «Другой не отдашь, - сказала гадалка, - хоронить не будешь, но потеряешь».

После войны, в 1948-м, вернулся родной дядя (задержался, охраняя пленных японцев). Радуясь, мать и дочь надеялись: может, и наш папка возвратится однажды. Не сбылось.

Школьные годы - это уже было в Чикое - запомнились умением дружить, помогать друг другу по математике, русскому, географии, искренней любовью к учителям.

- Помню, как заболела наша любимая учительница Лилия Александровна Подковырова. Так мы после уроков бежали к ней, не сходили с крыльца: не надо ли чего? Может, просто хотели поддержать.

Когда одноклассник прожёг фуфайку, всем классом, дабы миновать гнев строгого отца, сбросились мальчишке на новую.
Школьные годы запомнились и бесконечным перечитыванием «Овода», «Накануне» и некрасовской «Железной дороги», трепетным отношением к октябрятской звёздочке, пионерскому галстуку, комсомольскому значку. Особым, самым неповторимым на свете, вкусом багульника, лиственницы, мынгыра и лебеды. Килограммами это всё ели в войну.

Одно из ярких воспоминаний школьных лет - раз двадцать смотрела «Три мушкетёра», когда в Чикое в 1953-м открылся кинотеатр. Бережно Альбина Филипповна хранит в памяти и школьные диспуты о дружбе и любви, о том, как надо прожить свою жизнь. А забудутся разве первые школьные вчера, когда под гармошку и граммофон отплясывали полечку, подиспань, кружились в вальсе? Юности Альбина благодарна и за целомудренное провожание до околицы. Чтобы поцеловаться при этом? Без любви? Да вы что!

Торжественный заключительный аккорд - выпускной бал. Белое штапельное платье, начищенные до хруста мелом парусиновые тапочки. Кружась в прощальном вальсе, Альбина предчувствовала: у неё все получится, она непременно станет строителем!

Студенческие годы в Томском автодорожном - один из лучших периодов её жизни. 75 парней и 6 девчонок, объединяющая всех будущая специальность - строительство, ремонт и эксплуатация дорог и мостов. Читальные залы, чертежи, большая на всех кастрюля с пшёнкой, сковорода жареной рыбы.
- Я ведь со студенчества не ем ни пшёнки, ни камбалы, - делится Альбина Филипповна, - наелась на век. А вот цветки багульника, иголочки лиственницы, когда вырываюсь в Чикой, в тайгу, непременно пожую. Через вкус возвращается детство.

Перед тем как писать диплом, её вызвал преподаватель: «Ну, что, дивчина, не робей. Тебе одной предстоит писать не теоретический, а реальный диплом. У тебя одной пятерка по специальности».

- Поначалу я расстроилась: «Смогу ли?» Но потом, когда мне привезли данные по геодезии, геологии, прочие параметры, взялась за дело. Съездить потом так и не удалось, но, надеюсь, жив-здоров спроектированный мною мост. Где-то в Кемеровской области.
И продолжается дорога
Но вернёмся к Акше, когда Альбина Иванова доложила Николаю Млачневу: «Задание выполнено, коллектив создан. Дело - за вашим обещанием. Сколько же можно нам с мужем врозь? (Владимир Андреевич, опять же, не имея право работать с супругой на руководящих должностях в одной организации, вынужден был трудиться по вахтовому методу на Романовском тракте, других дорогах района).

Самый главный дорожник области слово сдержал, семья переехала в Читу. Иванова стала работать в областном дорожном управлении инженером отдела эксплуатации. Работа - не кабинетная, в постоянных разъездах. Приезжает, например, Альбина в тот же Могойтуйский район и начинает исследовать трассу со специальной меркой. Дело нередко заканчивалось нагоняем.
- Это разве ямочный ремонт?! Это пародия, а не ремонт. Вам что, не известны допустимые отклонения от нормативов? А за поворотом - что за уродливый знак? Трудно поправить, отреставрировать? Ночью-то водитель его и не разглядит. А ямки почему не подсыпаны? Хоть на коньках катайся на 123-м километре сплошная наледь!
Альбина приезжала в Читу, докладывала, и вскоре опять - в командировку. Ради главного: дорога должна быть ровной, безопасной, надёжной для человека за рулём и его спутников.

И если кто-то потом видел её в нарядном костюме, на каблуках, нередко смущенно говорил: «Ой, сразу-то и не признал!» Иванова в ответ весело усмехалась: «Понимаю, в полушубке да платке привычнее». Она до сих пор не любит ни в парикмахерской сидеть, ни губы красить, ни прочие женские штучки, «мазилки, как она говорит, всякие». Терпеть не может варежки, и если даже целый день в мороз находилась на трассе, в вагончик греться почти не забегала, руки всегда горячие.

Награды, регалии, почётные грамоты, конечно, у Ивановой есть. Как ни банально это звучит, главная награда для Ивановой - людское уважение.
Болезненно, но время пришло, ушла Иванова на заслуженный отдых.
В день её юбилея - 65-летия - в доме собралась вся родня, Саше вот только не удалось вырваться из Москвы. А дочери все - Вероника, Лида, Лиза, внуки (вместе с Сашиными их у неё девять), правнучка и, конечно, любимый супруг собрались вместе, все желали ей долгих лет, оставаться такой же - самой главной мамой на всех, оберегающей своим материнским теплом от всех напастей. И еще пожелали оставаться такой же сильной.
- В чём ваша сила? Наверное, не раз спрашивали?

- Может, сила оттого, что мы - дети войны. От того, что жизнь учила постоянно: какие бы тяжкие испытания не выпадали, никогда не смей вставать на колени. Меня никто и не смог хотя бы на миг сделать коленопреклоненной, хотя жизнь порою зажимала в такие тиски.

- Что, так уж вы и «железная леди», кремень?

- Что вы. Очень расстраиваюсь, когда что-то у детей не так. Но всё делаю для того, чтобы уже вскоре всё пошло ладом. У меня и молитва есть: «Господи, спаси и сохрани моих детей от напасти, от болезни и зла!»

- Если сложить все километры дорог, мостов, в которые вы вложили свой труд, силы, душу, - сколько получится?

- Ой, много. Добавьте к этому дороги, которые сейчас строит и ремонтирует моя дочь: Вероника - начальник планово-производственного отдела ДРСУ -Не стыдно мне за неё, качественная трасса, например, проходящая по мосту через Ингоду возле Дарасуна, - дело рук дочери, её коллектива. Вон недавно какую красавицу - дорогу со своим коллективом построила взамен старой - Чита - Карповка.

Внучка Инга тоже пойдёт по нашим стопам, учится по специальности «Строительство автомобильных дорог и мостов» в Читинском государственном университете. Радостно, конечно, что продолжается династия, и вроде сожалеть не о чем. Но знаете, если спросят меня: «Альбина, пошла бы и сейчас в дорожные мастера? На трассу, в командировку?» Я бы ответила: «Хоть сейчас. Побежала бы, помчалась».
7 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ну и название статейки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что с ним не так?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Насколько я знаю эту семью, внучку, которая пошла по стопам бабушки и стала дорожником, зовут Инга, а не Катя.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если хорошо знаете, то Катя тоже есть, но не дорожник ))) 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ларисе огромное спасибо за статью! Считаю что это счастье иметь такую маму,бабушку и прабабушку!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Душевная статья. Автор - супер профессионал в журналистике. Героиня -- супер профессионал в автомобильнодорожном ремесле) 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наша самая замечательная мама,бабушка,прабабушка. Таких специалистов и справедливых людей сейчас очень мало.