Снежана Яковкина
Оленина, шаманизм и крайний Север: как сохранить традиции эвенков
Они были единым народом: одни жили на севере, другие — на юге. Одни кочевали на оленях, вторые — на лошадях. Однажды духи развели их судьбы: одни остались глубоко на севере, а вторые — растворились в народах Монголии и Бурятии.
Коренные народы Забайкалья — эвенки или, по-старому, тунгусы заселяли всю территорию края. На юге Забайкалья в степях жили конные эвенки. На севере в лесах — эвенки-оленеводы. В 17–18 веках произошло слияние конных эвенков с народами Монголии и Бурятии. Северные же эвенки остались в Каларском районе. Сейчас насчитывается около 500 их представителей.

«
Жилище

Жилищем лесным эвенкам служил переносной чум и стационарная постройка голомо. Для сооружения зимних чумов использовали шкуры оленей. Для летних — кору дерева.

Примерно раз в год эвенки перекочёвывали на расстояние 1,5—2 тысячи километров.

После кочёвки чум должна была ставить женщина, как и быть хозяйкой в нём.

Внутри чума использовали большие кумаланы-ковры, их шили обязательно с узорами. Узор зависел от фантазии мастериц, но обычно строился в шахматном порядке. Такой ковёр был украшением. Ими застилали постель. Для шитья подбирали лучший материал. Брали кусочки шкур: медведя, оленя, лисицы. Использовали лобаши — шкуры с головы любого животного.

»
Буряты и монголы называли северных эвенков орочонами. Что в переводе с монгольского «оленевод».

«
Мужчина — кормилец и глава семьи
Большая часть орочонов занималась оленеводством, охотой и рыбной ловлей.

Зи­мой ко­че­ва­ли ма­лы­ми семья­ми, про­мыш­ляя пуш­ни­ну.

Отношения в общинах и с при­ро­дой выстраивались по пра­вилам, которые зовутся иты и оде.

Охотничьими трофеями с родственниками и соседями эвенки делились по особому обычаю — нимату.


»
У эвенков-оленеводов сохраняется вера в духов — шаманизм.
«Шаман» в переводе с тунгусского означает «исступлённый».

Шаманом мог стать не каждый. Человек должен обладать специальным даром — утха.

Носителем утхи можно стать после заболевания, получить по наследству от близкого родственника или если в человека попадёт молния и он останется жив.

Шаманы применяют лечебные практики, общаются с духами. Возвышаются культы духов-хозяев, верховного небесного божества Буга, доброго духа Сэвэки, духов огня, воды, ветра и других. Также орочоны верили и во вредных духов — абахов.

Главный атрибут шамана — его бубен, колотушка. Никто другой не может прикасаться к вещам шамана.

«
Проклятый взгляд Читинской шаманки
В Забайкальском краевом краеведческом музее имени А. К. Кузнецова находится статуя шаманки, сделанная в 1895 году по образу реальной эвенкийки Далаевой, которая жила в конце 19 века.

Слепок рук и лица Далаевой из воска выполнен В. И. Сухомлиным — русским революционером и народовольцем, который отбывал 15-летнюю каторгу в районе Нерчинска.

Одежда шаманки подлинная. Костюм состоит из 714 предметов, всё сохранено до мелочей.



«
Городская легенда гласит, что если пристально и долго смотреть шаманке в глаза, то она поймает твой взгляд и заглянет в глаза. Говорят, что смотрящий сойдет с ума или случится что-то похуже.

Молва несёт, что это произошло по крайней мере с двумя сотрудниками музея. Широко известна также байка, что шаманку убили и засушили, а из-за стекла на вас смотрит настоящая мумия.


»
Какая хозяйка, таков и быт
Главными по хозяйству в чуме всегда были женщины. Они готовили пищу, убирали, присматривали за детьми и шили одежду.

«

»
Зим­няя оде­ж­да изготавливалась из шкур, лет­няя — из сыромятной кожи — ров­дуги. Обычно носили шубы, меховые шапки, штаны из кожи косули. На ногах — унты. С 19 века в одежде использовали сукно, которое покупали у русских.

Оде­ж­ду ук­ра­ша­ли ров­дуж­ной ба­хро­мой, вы­шив­кой под­шей­ным во­ло­сом оле­ня и би­се­ром. Использовалась так­же ап­пли­ка­ция и рос­пись ох­рой по ров­ду­ге.

Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.

Посуда в основном была деревянная. Чашки мастерили из берёзового нароста — капы. Его спиливали, выдавливали ёмкостью, получалось очень прочная посуда.

Глиняной посуды почти не было: позже эвенки у русских покупали глиняную посуду, медные котелки.

Еду хранили на деревьях в лабазах — ящиках в виде домика. Кору с деревьев снимали для хозяйственных нужд, поэтому ствол дерева оставался голым. По такому ни зверь, ни грызун не мог добраться до продовольствия.


«
Женщины носили нагрудники. В их центре располагалось бронзовое круглое зеркало. Считалось, что злые духи, подлетая к зеркалу, видят себя и улетают обратно.

»
Жизнь эвенков была тяжёлая и примитивная
Для борьбы с авитаминозом и цингой они пили ещё тёплую кровь убитых животных и ели свежую сырую печень.

Пищей им служило мясо оленей, кукура — вяленое на дыму козье мясо.

Как и якуты, тунгусы ели строганину — сырое мёрзлое мясо животных и рыбы.

Зимой тунгусы перегораживали кольями маленькие речки. Так рыба зимой будет оставаться в ямах около этих кольев. Достать её было проще простого — нужно было только выдавить рыбу изо льда. Ловились в основном ленок, хариус, таймень.

«
«Без лыж человек в зимней тайге — не человек, он не может ступить и шагу», — говорят эвенки.

»
Лучший транспорт в оленьей упряжке
Оленья упряжь эвенков удивляет своей простотой — это по сути узда и лямка на двух оленей.

Ноябрь у эвенков называется хукдарпи — «время глубокого снега, сильного мороза».

Как только выпадает первый снег, у древнего народа начинается сезон охоты. Один из главных атрибутов зимней охоты для эвенков — лыжи.

Они ниже роста человека — более короткие, по сравнению с лыжами других народов, но широкие, достигают 2628 см, и изогнутые.

Для изготовления лыж эвенк долго искал лиственницу или ель. Доски тщательно ровняли. Готовые заготовки с заострёнными концами вставляли в рамку, чтобы получились три выгиба. В рамках их высушивали. Женщины готовили камусы по 25 штук— вставки из шкурки оленя под грузовой площадкой, в центральной части лыжи.

Лыжный ремень делали из старой лосиной выделанной кожи, смазывали жиром, продевали в средние отверстия лыжи и укрепляли крест-накрест.

«
День Оленевода в селе «Кюсть-Кемда»

«
Медведь у эвенков считался старшим братом, поэтому его убивали очень редко.

Во время пира члены семьи пели и плясали, обманывая дух убитого медведя: не мы тебя убили, старший брат, тебя убил кто-то другой.

«
Сохранить культуру для потомков
Сегодня на Каларской земле насчитывается около 500 представителей коренных малочисленных народов Севера Забайкалья. Важная задача стоит перед старшим поколением: передать и сохранить обычаи предков с подрастающим поколением.

«
«Оленеводство сохранилось только в Каларском районе. Активной работой с коренными жителями мы пытаемся возродить эту отрасль и в других районах. Ещё осталось среднее поколение эвенков, которые когда-то работали в оленеводстве. Они ещё могут жить в тайге, но в новых условиях: в утеплённых палатках, с тёплыми походными банями, электрической техникой и интернетом, с мотонартами и вездеходами. Думаю, при настойчивости эту идею поддержит и молодёжь, как это происходит в Каларском районе, где половина оленеводов люди в возрасте до 35 лет»

Инна Ферко
президент Забайкальской региональной общественной организации «Ассоциация малочисленных народов Севера».

»
Компания «Удоканская медь» осуществляет Программу поддержки сообщества эвенков. Она помогает сохранить традиционный образ жизни, традиции и культуру эвенков.

«
В каларском районе Инна проводит занятия для эвенкийских детей и молодёжи по декоративно-прикладному искусству и фольклору народов Севера Забайкалья при поддержке «Удоканской меди». Компания постоянно занимается социальной деятельностью и проектами в Забайкалье.

Весь прошлый год ребята мастерили изделия по онлайн-урокам. Теперь у них есть возможность отработать свои навыки: мастер-классы для молодёжи проводятся и очно.

»

«
Это очень важное дело для нашего народа — сохранить для молодёжи и передать с ними дальше традиции предков, не забыть родной язык», — поделилась Инна.

»

«
Фото: пресс-служба «Удоканской меди», Егор Захаров, официальная страница в «Одноклассниках» Забайкальского краевого краеведческого музея, официальная страница «Традиционные культуры народов Забайкалья», бесплатный стоковый сервис Flickr.

 
Удоканская медь, п. Удокан, ул. Фабричная, 1