Р!
08 ДЕКАБРЯ 2021
20 декабря 1995

Грузопоток под откос. Часто ли сходят с путей составы в Забайкалье?

Семнадцать вагонов с углём сошли с рельсов рано утром 7 февраля 2021 года в Забайкалье. Это произошло на станции Нанагры Могочинского района. Сошедшие вагоны могли затруднить или полностью перекрыть движение по соседнему пути — на железнодорожном сленге это называется нарушением габарита пути или выходом в габарит, временно прекратилось движение на станции. Мы собрали обзор аварий на Забайкальской железной дороге с 1991 года. Можно наглядно увидеть, какие годы были спокойными, а какие — увы.

К Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) относятся и участки в Амурской области. Но в этом тексте мы рассмотрим случаи, которые происходили только на территории Читинской области, которая в 2008 году вошла в состав Забайкальского края.

В аварии 7 февраля 2021 года никто не пострадал, но ожидается задержка 4 пассажирских поездов, в том числе из Владивостока и Москвы. Пассажирам задержанных поездов выдадут горячее питание. По словам вице-премьера правительства Забайкальского края Андрея Гурулёва, устранить последствия схода меньше чем за сутки вряд ли получится. Доследственную проверку схода уже начали. На момент выхода этой статьи вагоны с путей убрали, ожидается отправка пассажирских поездов.

«Там серьёзно повреждены 2 пути, снесли 2 опоры, 17 вагонов под откосом — 14 слетели», — рассказал Гурулёв. На схеме ниже можно посмотреть, как именно обстоят дела на месте происшествия.

История аварий на ЗабЖД в новейшей истории России, то есть уже после развала СССР, началась в 1991 году.

Сначала углубимся в преданья старины глубокой

14 декабря 1991 года в шестом часу утра в 4 километрах от станции Ингода Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) сошли с рельсов 33 цистерны с бензином и аммиаком — из-за неисправности с ходовой частью. Четыре из них, содержавшие бензин, самопроизвольно воспламенились. Как писал «Коммерсантъ», восстановительные поезда помогли к 12 часам частично потушить пожар.

Бывший тогда председателем Читинского горисполкома Равиль Гениатулин посчитал, что нет худа без добра. По его словам, происшедшее хотя бы на время облегчило жизнь городу: благодаря приостановке движения в Чите не было ни одного отключения электроэнергии. Причина — ЗабЖД поглощает 300 мегаватт в день в единой энергетической системе Сибири, ежедневное потребление электроэнергии Читой составляло 200 мегаватт.

3 февраля 2001 года в 5.49 (кажется, сходить с рельсов примерно в этот час — своеобразная традиция у поездов — прим. ред.) на перегоне Лесная — Ингода Читинского отделения Забайкальской железной дороги по причине уширения колеи из-за неудовлетворительного содержания произошла авария почтово-багажного поезда №940. В результате были повреждены 5 вагонов в объёме капитального и текущего ремонтов, сбиты 3 опоры контактной сети, разрушены 300 метров пути и 750 метров проводов. Жертв не было. Об этом писал В.А. Крутов в №4 журнала «Локомотив» за 2001 год.

Годы с 2002-го по 2006 были спокойными. А 11 июля 2007 года на перегоне Уруша — Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги у грузового поезда с углём оторвались 12 последних вагонов, которые сошли с рельсов и перевернулись.

И несколько лет перерыва: с 2008-го по 2011-й поезда крепко держались на рельсах.

30 января 2012-го на участке Бурея — Домикан Забайкальской железной дороги сошли с путей 17 цистерн с нефтью, из них 13 загорелись. В результате аварии разлилось и сгорело 850 тонн нефти. Причиной стал излом боковой рамы тележки цистерны.

Начиная с 2013 года аварии на ЗабЖД пошли потоком и скоро стали обыденностью.

2013 год

Информацию об авариях этого года публиковали РИА Новости в обзорной статье.

2 марта сошли с рельсов 5 грузовых вагонов на перегоне Маккавеево — Дарасун. Причиной вновь стал излом боковой тележки вагона. Следом 16 марта на перегоне Малоковали — Аячи сошло уже 6 вагонов, и снова была виновата тележка.

15 апреля, и вновь из-за боковой рамы тележки вагона сходят с рельсов 7 грузовых вагонов на перегоне Дарасун — Туринская.

22 июня на перегоне Таптугары — Семиозерный из-за технической неисправности на путях сошли с рельсов 4 вагона скорого поезда № 144, следовавшего из Пензы во Владивосток. Никто не пострадал.

10 сентября на участке Урульга-Зубарево сошли с рельсов 15 вагонов с углём, 8 из них перевернулись. Ущерб составил 12,4 миллиона рублей. Причина — нарушение техники безопасности при производстве путевых работ.

2014 год

19 февраля в 14.32 в Могочинском районе Забайкальского края сошли с рельсов 5 вагонов с углём. Движение было прервано, никто не пострадал.

27 марта на перегоне Ксеньевская — Кислый Ключ Могочинского региона ЗабЖД из-за излома боковой рамы тележки сошёл с пути вагон грузового состава. Пострадавших не было, нарушилось расписание поездов Хабаровск — Москва и Москва — Благовещенск.

31 марта на перегоне Ясная — Разъезд Забайкальского края сошли с пути 3 грузовых вагона, повредив 2 опоры контактной сети. Движение на участке было остановлено, но на расписание движения пассажирских поездов авария не повлияла.

2015 год

26 января с рельсов сошли 12 вагонов с металлом на перегоне Семиозерный — Амазар Могочинского района. Из-за происшествия перекрыли движение по обоим направлениям Транссиба, задержали два пассажирских поезда: №7 Владивосток — Новосибирск и №8 Новосибирск — Владивосток. Изящным решением пассажиров задержанных поездов поменяли местами, перебросив на 50 километров автобусом, и дополнительно организовали людям питание. Следствие начало проверку, а движение открыли 28 января.

18 июня 4 грузовых вагона сошли с путей возле станции Ерофей Павлович и заблокировали движение в восточном направлении Транссиба. Движение по соседнему пути не прерывалось, жертв не было.

27 июля 5 порожних грузовых вагонов сошли на станции Карымская, незначительно повредив вагоны-сетки с автомобилями. Следователи начали проверку 28 июля, в этот же день возобновилось движение поездов на станции. Причиной схода стали нарушения правил безопасности — машинист не проверил, нет ли препятствий. В результате на 2 работников ЗабЖД завели уголовные дела.

27 сентября 3 пустых грузовых вагона сошли с рельсов на станции Чичатка Могочинского района Забайкальского края. Сообщалось, что 2 вагона были крытыми и упали на бок, один сошёл с рельсов полностью. Пострадавших не было, упавшие вагоны повредили участок контактной сети. 28 сентября движение на станции частично восстановили, пассажирский поезд № 77 Нерюнгри – Новосибирск задержался более чем на 4 часа. По данным Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, причиной схода могло стать расширение пути, однако позднее комиссия признала, что авария произошла из-за некачественного ремонта вагона.

2016 год

7 января 18 грузовых вагонов сошли с рельсов на станции Нанагры Могочинского района Забайкалья (на той же станции и тоже ранним утром сошли вагоны спустя 5 лет — прим. ред.) Из-за аварии задержались 2 пассажирских поезда. Для ликвидации последствии задействовали около 400 человек. Прокуратура начала проверку соблюдения законодательства о безопасности и впоследствии выяснила, что вагоны сошли из-за некачественных путей. К вечеру того же дня движение поездов полностью восстановили. Суд обязал РЖД отремонтировать пути.

15 февраля сошли с путей 10 вагонов, как сообщалось изначально. Из-за этого приостановили движение поездов. Позже уточнили, что всего сошло 18 вагонов. Пассажиров задержанных поездов решили не перебрасывать автобусами, так как вскоре ожидалось открытие движения — но людей накормили. Движение восстановилось 16 февраля.

Ночью 26 февраля на перегоне Кендагиры — Ксеньевская cлетели с рельсов 15 вагонов с углём, из-за чего оба направления Транссиба перекрыли. До Могочи 60 пассажиров задержанного поезда Москва — Хабаровск доставили автобусами. Движение восстановилось в тот же день.

Предположительно, из-за систематических сходов поездов на ЗабЖД в Читу 29 февраля прилетал президент РЖД Олег Белозеров. Ответственность за 3 из 4 сходов того периода возложили на путейцев.

8 марта с путей сошёл вагон в Могочинском районе Забайкальского края, движение вскоре восстановили.

10 марта сошли 6 вагонов на станции Сковородино, из-за чего задержались 3 поезда. 17 марта профессор Московского университета путей сообщения Анатолий Васильев, работавший начальником Забайкальской железной дороги в 1995–97 годах, назвал большое количество кривых на магистрали одной из главных причин участившихся сходов вагонов на ЗабЖД и рассказал о проекте реконструкции со спрямлением дороги.

28 декабря движение по одному железнодорожному пути перегона Укурей — Куэнга в Чернышевском районе приостановили из-за схода тележки порожнего вагона грузового поезда.

2017 год

28 февраля изначально сообщалось о сходе 20 вагонов на перегоне Атамановка — Кручина Читинского района. В результате схода повреждено 800 метров пути в обоих направлениях и 3 контактных опоры электросети. Пассажиров задержанного из-за происшествия поезда Благовещенск — Чита перевозили в Читу автобусами. Позже оказалось, что всего сошло 25 вагонов, появилось видео с места аварии.

24 июня сообщили о том, что 23 вагона сошли с рельсов. Движение на перегоне Зилово — Зудыра восстановили 25 июня, выяснилось, что всего сошло не 23, а 32 вагона. Произошла авария из-за сильной жары, вызвавшей сдвиг пути.

7 июля на подъездных путях станции Забайкальск сошли с рельсов 5 вагонов.

26 июля около Новокручининска сошло 2 цистерны с дизельным топливом, но опасности для экологии не было, так как топливо не разлилось.

5 августа на перегоне Яблоновая — Тургутуй сошли с путей 23 пустых грузовых вагона. Из-за этого задержались 4 пассажирских поезда.

9 августа 3 вагона хозяйственного поезда сошли с путей на перегоне Нанагры — Урюм, в результате задержались 2 пассажирских поезда. Движение частично восстановили на следующий день. По данным следствия, из-за схода вагонов с щебнем было повреждено 130 метров пути. Ущерб превысил 1,7 миллиона рублей, возбудили уголовное дело о ненадлежащем состоянии путей.

Суд признал виновными двух руководящих работников Забайкальской железной дороги. Транспортная прокуратура сообщила, что в начале июля 2017 года мастер дорожного линейного участка Зиловской дистанции пути во время осмотра обнаружил неисправности железнодорожного пути на станции Нанагры, угрожавшие безопасности движения поездов, и доложил о них замначальнику, однако руководящие лица никаких мер не предприняли.

6 сентября на станции Чита-2 с рельсов сошли 10 вагонов с военной техникой, задержались несколько пассажирских составов. В эшелоне с опрокинувшимися вагонами находились 200 пассажиров, но никто не пострадал. Позже в сети появилось видео схода. Выяснилось, что всего сошедших вагонов было 14, а причиной происшествия назвали ненадлежащее состояние путей.

26 сентября в Могоче сорвались с рельсов 3 пустых грузовых вагона. Пострадавших и задержек не было.

1 октября на однопутном неэлектрифицированном участке Поярково — Завитая сошли с путей тепловоз и 2 вагона, пострадал машинист.

29 ноября в Забайкальске сошёл грузовой вагон. Никто не пострадал, задержек движения и угрозы экологии не было. А 16 декабря с такими же слабыми последствиями вагон сошёл на станции Соктуй.

25 декабря уже 16 грузовых вагонов сошли с рельсов На перегоне Бада — Жипхеген в Хилокском районе, из-за аварии задержали поезд из Пекина в Москву, отменили 2 пригородных поезда. Также провайдер ТТК сообщал о повреждении кабеля из-за аварии.

Следователи возбудили уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Судили за это происшествие дорожного мастера — он допустил нарушения при замене рельсов. По решению суда жителю Хилокского района вынесли штраф в 120 тысяч рублей.

2018 год

25 сентября на перегоне Куэнга — Приисковая сошло с рельсов 15 вагонов грузового поезда. Из-за этого задержали 4 пассажирских поезда дальнего следования и 1 пригородный.

2019 год — в этом году сходили и пассажирские вагоны

1 июня 4 пассажирских вагона поезда №8 сообщением Новосибирск — Владивосток сошли с рельсов на станции Куэнга Сретенского района ЗабЖД. Пассажиров сошедших вагонов разместили на вокзале, обеспечили водой и питанием. Федеральная пассажирская компания компенсировала пассажирам цену билетов. А застрявшие проводники сошедших вагонов получили деньги на продукты и предметы первой необходимости.

3 июня 3 грузовых вагона сошли с рельсов на станции Гыршелун Хилокского района.

8 октября 6 вагонов с углём сорвались с рельсов на подъездных путях станции Чита-1, авария случилась при маневровых работах.

20 октября 2 вагона с углём сошли на перегоне Солнцевая — Горняк перед Первомайском, никто не пострадал.

2020 год

1 марта с путей сошли 12 вагонов грузового поезда на перегоне Жипхеген – Хилок, из-за этого задержались 3 пассажирских поезда и отменили 2 пригородных, пассажиров которых развезли на автобусах. Движение частично восстановили спустя 10 часов.

26 мая электровоз пассажирского поезда №12 Челябинск — Владивосток сошёл с рельсов на станции Ксеньевская Могочинского района, никто из пассажиров не пострадал.

8 июня на станции Кадала ЗабЖД сошли с путей 2 вагона, но экологической угрозы не было, так как перевозили эти вагоны пиво и газировку.

31 июля сошёл грузовой вагон на перегоне Дарасун – Маккавеево, из-за чего ожидались задержки пассажирских поездов.

10 сентября на станции Алеур Чернышевского района сошёл с рельсов грузовой вагон, обошлось без задержек, повреждения путей и пострадавших.

26 декабря — вновь сход грузового вагона, на этот раз на нечётном пути железнодорожного перегона Урульга – Зубарево в Карымском районе

28 декабря 29 вагонов с углём сошли с путей на перегоне Кислый Ключ – Артеушка. МЧС сообщило, что повреждено 120 метров нечётного пути и 800 метров чётного пути.

Итог: хуже всего дела обстояли в 2015-м, 2016-м — в этом году сходы были систематическими — 2017-м и 2020-м. На станции Нанагры вагоны сходили не единожды, ещё отличились Ксеньевка и Могоча. Чаще всего причинами называли излом боковой рамы или ненадлежащее состояние железнодорожных путей. Минимум 3 раза заводили уголовные дела.

НазадВперёд
2 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Удивительно, никто не прокомментировал.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Удивительно (счастье , конечно),что никто почти не пострадал за все время этих ужасных событий