Р!
13 АПРЕЛЯ 2021
12 апреля 2021

Куда исчезла корона бурятского царя?

Вскоре после того, как Чита стала столицей ДВР, начальник Главного Управления уголовного розыска республики Н.К. Макаров начал создавать музей. 19 декабря 1920 года газета «Дальне-Восточная Республика» сообщила, что здесь уже собрана «коллекция разных орудий преступлений, как-то: всевозможных ножей, кинжалов, карт, отмычек, опиокурительных принадлежностей».

Там же сообщалось о том, что на днях в музей будет доставлена ценная коллекция из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ). Тогда, вероятно, и была доставлена в Читу так называемая «корона бурятского царя».

Главные «теократические реликвии»

Сразу несколько читинских газет (с их подшивками удалось познакомиться в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова) 14 и 15 января 1921 года сообщили о том, что в созданный Н.К. Макаровым музей уголовного розыска доставлены «вещественные доказательства по делу о «теократической монархии» бурятского ламы Циденова». Именно Сандапа Циденова называли «бурятским царём».

Внимание журналистов привлёк «электрический пояс для восстановления угасшей жизненной энергии», по поводу которого в «Дальне-Восточной Республике» иронично написали, что «почтенный Циденов, по-видимому, не особенно рассчитывал на небесную благодать и предпочёл заручиться для продолжения своего «теократического» рода изобретением Лодзинской индустрии».

Обращали на себя внимание диадема из пяти металлических листьев и вышитое шёлком «царское» одеяние вроде фартука.

Но главной достопримечательностью была как раз «корона бурятского царя».

«Главная «реликвия», — говорилось 15 января в «Дальне-Восточной Правде», — корона с мягким верхом и эмблемами, имеющая по ободу 5 белых черепов с красными, эмалевыми, глазными впадинами».

А 14 января «Дальне-Восточная Республика» добавила несколько штрихов, сообщив, что это «корона из железных стержней, обвитых мягкою белою материей с 5-ю черепами по ободу, украшенная восточными рисунками». Интересно, что ещё в 1919 году «бурятский царь» сфотографировался (вероятно, для истории) в этой самой короне.

Фигура «бурятского царя» была в Забайкалье хорошо известна. О нём современными историками, прежде всего Республики Бурятия, написано достаточно много. Поэтому приведу лишь краткую биографию этого религиозного и политического деятеля периода гражданской войны в Забайкалье.

Самый высокий лама

Родился Лубсан-Сандан Цыденов в 1841 году в улусе Кижинга Хоринской степной Думы. В 10 лет был отдан на обучение в местные дацаны. В Кижингинском он в 35 лет получил первую учёную степень, а в Гусиноозёрском – следующую.

В 1896-м пятидесятипятилетний лама был включён в состав делегации бурятских лам, присутствовавших на коронации императора Николая II, где умудрился отличиться. На официальном приёме у нового императора представители всех религиозных организаций встали на колени перед главой Русской Православной Церкви, каковым со времён Петра I являлся российский император. Не стал лишь один отличавшийся высоким ростом Лубсан-лама.

Коллеги, оправдывая поведения своего «каланчи», объясняли его поведение шоком и ступором. Сам Лубсан много лет спустя говорил, что «духовный царь» перед «царём земным» на колени вставать не должен.

Хотя ещё в 1766 году за признание за бурятскими ламами первенства в российском буддизме императрицу Екатерину II объявили воплощением Белой Тары на земле. Это почитаемая в буддизме богиня, избавляющая от всех опасностей и дарующая долгую жизнь. С того времени все хамбо-ламы Российской империи приносили специальную присягу на верность «Белому царю», а при личной встрече простирались перед императорами. Так что Лубсан-лама явно лукавил.

Вскоре после возвращения из Москвы, с подачи тибетских лам, Цыденов ушёл в тайгу для медитаций и провёл в лесу… 23 года (!). У него за эти годы появилась масса поклонников среди бурят. Его популярность и авторитет духовного лидера и сыграли свою роль в годы гражданской войны.

Не в чести ни у белых, ни у красных

23 января 1919 года Бурятской Народной Думой (был такой орган в системе белой государственности, созданной в Забайкалье атаманом Григория Семёнова) был издан Указ о мобилизации бурят, родившихся в 1895—1898 годах (то есть 20-23-летних) в ряды монголо-бурятской бригады «Зорикто-батор» в составе войск атамана.

Таким образом, было реализовано постановление ноябрьского 1918 года общебурятского съезда, поддержавшего Григория Семёнова. Однако, кроме бурят-казаков, привычных к мобилизациям, были и буряты, которых никогда прежде в армии не призывали. Эта мобилизация и спровоцировала сначала пассивный протест, а затем и вылилось в так называемое балагатское движение, лидером которого и стал «бурятский царь» Цыденов.

Об этом движении в советский период написано было достаточно много и историками Улан-Удэ, и Читы (например, кандидатом исторических наук Василием Степановичем Овчинниковым).

В феврале 1919 года буряты обратились к Лубсан-ламе с просьбой о защите. И 23 апреля 1919 года на склоне горы Челсана состоялся Учредительный Великий суглан, на который собралось более сотни делегатов. Они то и провозгласили создание «Кодунского государства», царём которого и избрали Цыденова.

Это буддийское государство не стало создавать свою армию, но зато дало бурятам повод отказываться служить у атамана. Белые с этим, понятно, согласиться не могли. И уже в мае в ставку «бурятского царя» прибыл отряд семёновцев во главе с полковником Корвин-Пиотровским. Тогда Лубсан-лама был арестован первый раз. Но тогда ограничились воспитательными беседами. Но потом его ещё пару раз арестовывали и… отпускали.

Ситуация изменилась, когда к власти в Западной Забайкалье пришли красные, создавшие вскоре Дальневосточную республику.

27 июня 1920 года в газете «Забайкальская новь» появилась заметка «Бурятское царство». Она небольшая, а потому и приведу её полностью:

«В мае с.г. буряты прилегающих к границе местностей образовали особое государство с теоретическим образом правления. Во главе власти стали царь-лама Садман Цеденов, вице-президент (наследник престола) Сан Далых Ончик Дараев и при них совет министров из 16 человек.

Правительство Дальневосточной республики прибегло к вооружённой силе против новообъявленного государства. Почти не поддерживаемое населением бурятское правительство было свергнуто без особого труда, арестовано и доставлено в Верхнеудинск, где и заключено под стражу в местной тюрьме».

Вероятно, тогда и были изъяты все его «реликвии», в конце года пополнившие музей уголовного розыска в Чите.

Судьба «царя» и пропавшая «корона»

Лубсан-лама всё время, пока сидел в верхнеудинской тюрьме, поддерживал связь со своими соратниками. Более того, в июле 1921 года по его письму состоялось возведение в сан его преемника. Чтобы порвать эту связь Цыденова в 1922 году увезли в Новониколаевск (так тогда назывался Новосибирск). Там он и умер, как сказано в официальной версии, от левостороннего плеврита.

Балагатское движение продолжалось до 1927 года. Причём в какой-то момент сторонники «бурятского царя» перешли от пассивного сопротивления к активному, взявшись за оружие.

Особенно энергично в этом отношении действовали жители села Могсохон, организовавшие отряд из 150 всадников. В феврале 1927 года специальной оперативной группой ОГПУ были ликвидированы и задержаны последние участники этого движения.
Что же стало с таким уникальным артефактом, как корона, которая привлекла внимание читинских журналистов в начале 1921 года?

Как рассказал известный краевед Геннадий Жеребцов, вскоре после ликвидации в ноябре 1922 года ДВР, прошла серьёзная реорганизации всей системы МВД республики, включая управление уголовного розыска. И музей тогда же был ликвидирован. Нельзя было исключать того, что корону передали в Читинский краеведческий музей.

Но, как сказали хранитель фондов и директор этого музея Сергей Васильев и Виктор Колосов, в настоящее время в их фондах «короны бурятского царя» нет.

Может быть однажды она всё же обнаружится или в каком-нибудь дацане или в частной коллекции. Если конечно, тогда же в 1920-е годы она не была уничтожена. Но хочется верить, что это не так.

НазадВперёд
1 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

очень интересная история! спасибо за историческую правду!

ПОПУЛЯРНОЕ