Алёна Мальтина, Ольга Миллер
«Работать в школе сложно из-за бюрократии, но работа с детьми — призвание». Рассказ учителя истории Людмилы Краус
Людмила Владимировна Краус окончила институт и пришла в школу не в самое лёгкое время. Шёл 1995 год, полный кризис в стране, невыплаты заработной платы, маленький ребёнок на руках. Нужно было на что-то жить, и кроме как в школу, идти работать по специальности было некуда. Тогда Людмила Владимировна пришла в школу №47 города Читы, которую закончила сама, и работает в ней уже 25 лет.





«МОЙ ТРУД — ЗАБАЙКАЛЬЮ» — НОВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ЧИТА.РУ» И РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ». МЫ РАССКАЖЕМ О ЛЮДЯХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ЧЕЙ ТРУД УВАЖАЕМ, ПОЧЁТЕН, НЕЗАМЕНИМ. А САМИ ОНИ ДОВОЛЬНЫ ДОРОГОЙ, КОТОРУЮ ВЫБРАЛИ, И ТВЁРДО СТОЯТ НА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ.

Выбор профессии — серьёзный шаг для каждого школьника
Людмила Владимировна сделала свой благодаря педагогам и учителям школы №47. В сложное советское время о многих вещах не говорили, а известные теперь литературные произведения только-только появлялись из сумрака на свет божий. Тогда учитель литературы открыла детям новый мир и познакомила с «Жизнью и судьбой» Василия Гроссмана, «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова, другими книгами. Позже в школу пришёл молодой учитель истории Константин Борисович Молчанов. На первом же уроке он отодвинул учебники в сторону и раскрыл детям совсем другую историю, где были секретные протоколы, пакт Молотова — Риббентропа и ещё много того, о чём никто не говорил.
Так, открывая для себя новую историю, Людмила Владимировна закончила школу и решила пойти учиться в Читинский государственный педагогический институт. Успешно сдала экзамены и поступила на исторический факультет. Будучи студенткой, вышла замуж, на третьем курсе родила дочку, в результате ушла в академический отпуск. Спустя год Людмила Владимировна пришла восстанавливаться на обучение, в деканате пошли навстречу и посоветовали перевестись на заочное отделение, сдать экстерном недостающую часть экзаменов, чтобы восстановиться сразу на четвёртый курс и не терять год.

— Сложно было сдавать после перерыва недостающие предметы?
— Были очень короткие сроки, за две недели я закрыла около 30 экзаменов.

— Такое вообще возможно?
— Как оказалось, возможно. В тот момент я чётко ощущала, где находится мозг и что он может болеть: мне казалось, что он просто не вмещается в черепную коробку. Но я справилась, восстановилась на четвёртый курс и окончила институт — вместе с ребятами, с которыми начинала учиться, но только на заочном отделении.
Людмила Владимировна в юности занималась в Забайкальской малой академии наук, позже в институте серьёзно увлеклась археологией и была уверена, что станет работать где-то в архивах или на раскопках. Но сложное время 90-х решило иначе. В 23 года Людмила Владимировна пришла работать в родную школу №47. На тот момент ставки историка не было, и директор предложил вести географию.
— Вы же историк, согласились на географию, потому что не было выбора?
— Я очень люблю географию, в школе сдавала её в качестве выпускного экзамена, к тому же у меня мама — преподаватель географии очень высокого класса, поэтому особо проблем с предметом не было.

— А помните свой первый урок?
— Конечно. Это был 5-й«Б» — я тогда очень переживала, готовилась почти сутки и по секундам учила материал. Позже с этими детьми сложились хорошие отношения, они часто прибегали на перемене, иногда даже спрашивали совета.
Накануне, 1 сентября, их классный руководитель ушла в декретный отпуск, и я уговорила дать мне руководство в этом классе. Дети ещё не знали об изменениях. Когда пришли 30 августа на встречу с учителем, я увидела их на улице и сообщила новость. Ребята тогда так завизжали и закричали от радости, что у директора в кабинете даже лопнуло окно.
Особый подход, взаимное уважение и умение заинтересовать детей заметила директор школы. Предложила Людмиле Владимировне стать вожатой и заниматься воспитанием и детским объединением в школе. В ноябре 2007 года практически без права выбора учителю истории предложили стать заместителем директора по воспитательной работе.

— Не очень я хотела быть заместителем директора, поскольку должность подразумевает работу с учителями и классными руководителями, а мне всё же интереснее с детьми.
— Получается, вы сейчас работаете с детьми только на своих уроках, классного руководства нет?

— Заместитель директора не может быть классным руководителем, это было большой проблемой, когда меня назначили на должность. Я вела класс, и с большим трудом мне разрешили его оставить. В 2009 году окончил школу мой второй выпуск, и больше классного руководства у меня нет. Но есть другие дети, с которыми мы совместно ведём активную внеклассную жизнь, правда, выпускать их приходиться гораздо чаще.
Школа — это не просто место, где дают знания, здесь всё как во взрослой жизни. Помимо учёбы дети могут проявить себя, попробовать свои силы в новых направлениях, получить бесценный опыт, учатся нести ответственность не только за себя, но и за того, кто слабее. Внутри школы есть много маленьких организаций, если можно так выразиться, например, совет детского объединения, совет старшеклассников, почётный караул. И Людмила Владимировна принимает непосредственное участие в жизни этих маленьких, но таких важных коллективов.
— Чем занимаетесь в свободное время? Или всё время забирает работа?
— Неправильно, когда работа занимает всё время, должно быть и личное. Я очень люблю готовить, люблю печь и всегда радуюсь, когда есть кого всем этим угостить, поскольку сама выпечку ем очень мало.

— Готовите для семьи?
— В основном для мужа, дети — дочь и сын — уже взрослые и не живут в Чите. Балую, когда приезжают в гости.

— А коллег угощаете выпечкой собственного производства?
— Коллег нет, детей да. Дело в том, что я работаю не просто с детьми. Когда они приходят в совет старшеклассников или почётный караул, они делают свой осознанный выбор. И здесь появляются уже совсем другие отношения, строящиеся на взаимном уважении, к тому же среди детей есть должностные лица, и это опять же общение не просто ученик-учитель. Этот год, например, выдался очень тортовый, на дни рождения все просили тортики. Я готовлю их с удовольствием, и это знак уважения к конкретному ребёнку, ведь мы делаем одно дело.

Помимо кулинарии, Людмила Владимировна прекрасно шьёт. Себе — довольно редко, а для дела — с удовольствием. Так, форму для девочек из почётного караула она изготавливает сама. Несколько лет назад мама заместителя начальника караула сделала лекала и помогла в пошиве шести костюмов. Сейчас их уже 14. Та девочка, заместитель начальника караула, выпустилась, и теперь всё шитьё на Людмиле Владимировне.

Проработав в школе 25 лет, учитель истории и обществознания, заслуженный работник образования Забайкальского края научилась находить подход к любому ребёнку. Часто можно услышать, что сейчас плохие дети, поколение изменилось, но Людмила Владимировна считает: необходимо правильно выстроить отношения, дети всё чувствуют и понимают, и с ними нужно разговаривать, как со взрослыми.
— Как вы выстраиваете отношения с учениками?
В чём секрет?
— Школа — это маленький социум, где действуют все те же законы и правила, та же политика, сферы деятельности и структура управления, что и в большом мире. При этом педагогика строится на противоречивых отношениях. С одной стороны, мы хотим, чтобы ребёнок оставался ребёнком, когда учитель выше, а с другой стороны, мы хотим видеть детей самостоятельными. Но так не бывает. Когда ребёнок становится самостоятельным, он уже несёт ответственность за себя, а возможно, и за того, кто этой ответственности не имеет. Так постепенно растёт и становится на равных с учителем. Существует очень тонкая грань: недопустимо попустительство, учитель не может и не должен опускаться до уровня ученика, а должен помочь подняться. Отношения с учениками нужно выстраивать на взаимном уважении, и именно тогда взаимодействие будет эффективным и качественным для всех.
— Людмила Владимировна, а есть у вас выдающиеся выпускники?
— Я могу сказать так: за время моей работы были выпускники, которые спустя время вернулись в школу уже педагогами по разным предметам. И теперь уже коллег я могу с уверенностью назвать выдающимися людьми, ведь принять осознанное решение учить детей, зная, насколько это сложная профессия, в том числе и с экономической стороны, могут только выдающиеся люди.

— Вы говорите, что профессия очень сложная. Сами не хотели уйти из школы?
— Уйти в другую школу? Нет, никогда не хотела. Уйти из образования? Да. Но в порыве таких желаний — это всегда была история не про детей. Мне с детьми интересно — мы учим их, а они учат нас, но когда были мысли уйти — это всегда было связано с несовершенством системы, большим количеством ненужных мероприятий, на которые тратится невероятное количество времени. Ну и бюрократическую составляющую никто не отменял.








Каждый раз, выпуская детей из школы, учителя говорят: «Таких больше не будет». Но Людмила Владимировна и педагоги школы №47 в Чите точно знают, что придут новые дети — хорошие, заинтересованные, любознательные и непременно выдающиеся. Ведь принцип: «Нас просто меняют местами», — действительно работает.

Прочитать другие тексты проекта «Мой труд — Забайкалью» можно в тематической сборке.
4 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за Ваш труд и любовь к делу, Людмила Владимировна.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лет 5 назад закончила школу. Эта особа, мне маленькой девочке, в грубой и не очень лестной форме советовала, что мне идет, а что нет. Так мне было сказано, что пиджак не очень, и вообще лучше не носить, тк мне не идет, а брюки вообще обтягивают не красивые ноги. Сама была на огромных каблучищах. Нормальное отношение от нее получают только те, кто участвуют в ПОЧЕТНОМ КАРАУЛЕ, для них все привилегии. Остальных же можно дрочить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вас бестактно обидели. Когда-нибудь поймете: люди не могут быть идеальными.

Классная руководительница иногда приглашала меня гости. Наш трудовик, ее супруг частенько был под шафе и всеми сельскими домашними делами она занималась сама. А сидела у них на кухне, уплетала ее выпечку и проверяла тетради. Ее девчонки хорошо учились, но почему это делала я - загадка. Правда, еще стенгазеты делала. И это длилось почти до окончания 7-го класса.

У одной нашей одноклассницы погиб старший брат, потом умерли оба родителя, затем она похоронила опекуншу, сестру отца.

На следующее утро она потребовала от девочки объяснительную записку по поводу пропуска занятий. Класс хором объяснил причину, но взрослый человек 30  лишним лет от роду не воспринимала информации, просто выгнала ее из класса. Для меня это долго было шоком, как и для всех остальных. Я ее перестала воспринимать. Понадобилось много лет, чтобы заочно простить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Просто, как я понимаю ее продвигают. Видела, что статья от ЕР.