Р!
12 ИЮНЯ 2021
11 июня 2021

Писать сценарии в Москве — сбывшиеся мечты читинки Олеси Корепановой

Бывший журналист телеканала «СТС-Чита» Олеся Корепанова захотела снимать кино после того, как побывала на Забайкальских международных кинофестивалях, ежегодно проходивших в Чите с 2011 года. Это желание подтолкнуло её накопить на переезд в Москву, поступить во ВГИК и обернулось документальным фильмом, завоевавшим уже пять наград на кинофестивалях. Олеся, у которой теперь есть собственная страница на «КиноПоиске», рассказала о пройденном пути и мечтах.

— Ты уехала в Москву, чтобы именно научиться снимать кино?

— У меня была идея — снимать кино. Изначально я ехала для того, чтобы поступить в школу при Останкино в мастерскую Аллы Суриковой. Тогда Алла Ильинична меня привлекала как режиссёр. Когда переехала в Москву, в эту школу я не поступила. Я планировала, но сначала долго искала работу, с которой можно было бы совмещать учёбу, потом откладывала деньги. В итоге, когда решила поступать, этот курс закончился.

Какое-то время я работала в сети магазинов, издавала корпоративную газету. Потом ушла в PR. Но хотелось заниматься кино. И я нашла подходящее обучение — годовые курсы в школе «Свободное кино», где занятия проходили раз в неделю. Курс назывался «Автор кино» — там учили и режиссуре, и сценарному мастерству. В итоге мы должны были снять короткометражный фильм, чтобы получить диплом.

Тогда я только устроилась на работу пиарщиком, получила свою первую зарплату и полностью все деньги отдала за этот курс. У меня оставалось где-то пять тысяч рублей на жизнь. Я выделила из них по 400 рублей в неделю на еду и пыталась как-то жить. Всё было подсчитано впритык. А зарплату неожиданно задержали. Тогда я унесла золотое кольцо, которое почти не носили, в ломбард. За него мне дали 2–3 тысячи, и я прожила до зарплаты на эти деньги.

В конце обучения в «Свободном кино» я сняла короткометражный 20-минутный фильм, которым я оказалась крайне недовольна. Я стала анализировать свою работу и поняла, что проблема в сценарии. Вот тогда я решила, что было бы неплохо поступить на драматургию. Я рассматривала две старейшие киношколы: ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова) и ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссёров имени Г.Н. Данелии), и поступила в магистратуру ВГИКа на сценарное мастерство — в сценарную мастерскую Зои Кудри и Александра Дзюбло.

— Бесплатно поступила?

— Нет, платно. Там достаточно большой конкурс и мало бюджетных мест. Очень страшно было — каждый новый этап я видела, как люди вылетают.

— Что нужно было сделать, чтобы пройти конкурс?

— Первый этап был заочный. Требовалось написать автобиографию в творческой форме и обычную. Подать творческие работы — рассказы, если есть, сценарии, и написать драматургический анализ любого любимого фильма. Я выбрала «Воровку книг» (12+), но сейчас это далеко не самый любимый мой фильм.

На втором туре нужно было написать за 5–6 часов сценарий короткометражного фильма на заданную тему. На третьем этапе проходила личная встреча с мастерами, собеседование. Нам дали заранее списки книг и фильмов — предполагалось, что мастера будут говорить о них. На последнем этапе для меня как-то легко всё прошло.

ВГИК я закончила в прошлом году с красным дипломом. Сценарное — это, конечно, хорошо, но я ведь изначально хотела заниматься режиссурой. И тут я понимаю, что в режиссуре я абсолютно ничего не понимаю — просто полный ноль. Решаю поступить на ВКСР в мастерскую Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко. Сейчас я там учусь.

— А что вообще для тебя режиссура?

— Если честно, я сама не могла очень долго ответить себе на этот вопрос. Однажды от одного достаточно известного режиссёра, который посмотрел недавно вышедшую картину, я услышала такую фразу: «Всё хорошо! И операторская работа крутая, и сценарий вроде неплохой, и художники потрудились… а вот режиссуры нет…» А что такое режиссура? В чём она измеряется? Как вообще понять — когда режиссура есть, а когда её нет — для меня было неясно. Прямо совсем. И как можно заниматься режиссурой, если ты не понимаешь, что это такое в принципе!? В общем, я себе много лет задавала эти вопросы и мучилась. И прояснилось всё в один момент буквально.

Однажды к нам во ВГИК с мастер-классом приходит Владимир Иванович Хотиненко, рассказывает какую-то байку, и всё. Меня просто озаряет! Я понимаю, что в этой байке и есть режиссура! В тот момент возникло некоторое понимание, что режиссура — это твой личный взгляд на обычную ситуацию, это то, что видишь ты, но не видят другие.

— Один твой фильм получил награды на фестивалях, верно?

— До того, как поступить в мастерскую Хотиненко-Финна-Фенченко, я решила снять документалку, съёмки были в Чите. Она стала лучшей на фестивале ZILANT. INTERNATIONAL FILM FESTIVAL.

И трижды стала лауреатом: на Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» получила специальный приз жюри за проникновенный рассказ о судьбе поистине уникального человека, на Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» взяла специальный приз управления верховного комиссара ООН по правам человека и диплом жюри за утверждение права человека быть человеком. На Международном Сретенском православном фестивале «Встреча» получила специальный приз жюри герою и авторам.

Фильм этот называется «Я не знаю букву «два» (12+). Но изначально я разрабатывала эту историю как игровую, не документальную. Я училась во ВГИКе и думала о своём будущем дипломном сценарии, находилась в поисках героя. Для меня важно было найти интересного, парадоксального, необычного героя. Очень долго я его искала. Потом я узнала про Петю Касихина — парня, который не умел долгое время читать и писать (он воспитывался в детском доме и научился читать и писать в 21 год — авт.). Скорее всего, на «Чита.Ру» я увидела новость о том, что парень из Читы поучаствовал в программе «Давай поженимся». Мне стало интересно — я нашла и посмотрела этот выпуск.

У него необычная судьба. Я тут же нашла его «ВКонтакте», получила разрешение написать сценарий. С этого времени мы начали общаться — разговаривали почти каждый день на протяжении года: днями и ночами. Я была одержима и темой, и героем. В итоге я собрала достаточное количество материала и начала с ним работать — выстраивать структуру сценария игрового фильма, вводить новых персонажей, придумывать образы. И всё, казалось, было круто! Кроме того, что я потеряла реальные факты и истории из жизни Пети, которые тоже очень интересны, но в драматургии моего кино они вдруг стали инородными.

Драматургия игрового кино строится по другим принципам, не так, как документальное кино — полностью реальную историю нельзя перенести в игровое кино, чтобы это было интересно зрителю. А тут я получила столько крутого документального материала — трогательного, эмоционального, но половина терялась в игровом формате фильма. Мне было больно всё это терять, и я решила делать документальное кино.

Я встретилась со своим знакомым продюсером — моим первым мастером из киношколы «Свободное кино», рассказала историю про Петю. Ему понравилось. Мы подались в Министерство культуры, выиграли конкурс, получили финансирование, и я сняла этот фильм в Чите.

— Его уже можно посмотреть где-нибудь?

— Пока нет. Есть тизер пока только, потому что фестивальный год ещё не закончился. В 2022 году фильм должен появиться на телевидении или в сети.

— Сейчас ты учишься и что-то снимаешь? Как проходит обучение?

— У нас обучение построено на том, что мы постоянно снимаем маленькие этюды. Вообще снимаю, но не так много. Я больше пишу. Как поступила во ВГИК, сразу же начала пробовать писать сценарии. Стало получаться.

Когда я работала пиарщиком, параллельно пыталась писать сценарии. Работала с 10 до 7 часов вечера, приходила домой в 8, отдыхала и в 9 часов вечера садилась писать сценарии. Писала до 12, до часу, сколько сил хватало. Просыпалась в 4 часа утра, чтобы совмещать работу, которая мне деньги приносила, и написание сценариев, которое на тот момент пока ничего не давало. Потом, когда сценарии стали приносить деньги, я поняла, что могу уволиться. И сразу, не раздумывая, ушла. И вот уже года три не работаю по найму, сейчас я самозанятая, мой доход — это сценарии.

— Работа сценариста тебя сама находит или ты находишь её?

— Я стараюсь сама находить. Сейчас я работаю в сценарных комнатах, группах сценаристов. В одной из них есть главный автор, и мы пишем как бы под его руководством. А есть сценарная комната, где все авторы равнозначны. И есть проекты, которые я пишу отдельно как автор.

— Ещё какие-то работы у тебя были в качестве сценариста?

— Как сценарист я работаю очень много, пишу постоянно. Но не все проекты доходят до зрителей по разным причинам. За последние года три я написала больше 20 проектов, но сняты далеко не все.

Несколько лет назад на «Звезде» вышел документальный фильм «Героизм по наследству. Аркадий и Николай Каманины» (16+), позже вышел сериал на НТВ «Динозавр-2» (16+), скоро выйдут «Динозавр-3» (16+) и комедийный сериал «Талисман» (18+).

— Когда ты захотела заниматься кино? Ещё в Чите?

— Да, в Чите. Начались забайкальские кинофестивали. Там было красиво, круто, люди интересные, фильмы необычные показывали, которые я не видела. На тот момент я, наверное, с авторским кино не особо была знакома. Вообще не так много кино смотрела. Для меня на кинофестивале были прямо открытия.

Я подумала, что круто быть в такой творческой тусовке. Познакомилась там с девушкой, которая была на тот момент программным директором фестиваля. Мне она понравилась. То есть я обратила внимание на эффектную обёртку.

— Другие города для переезда и учёбы ты рассматривала?

— Нет. Я рассматривала только Москву, потому что вся киноиндустрия российская сконцентрирована здесь.

— В Чите ты готовилась?

— Если честно, ни к чему не готовилась. Единственная моя подготовка была — я копила деньги на переезд. Помню, что половину зарплаты я точно откладывала, а то и больше. Очень долго копила и накопила всего 100 тысяч рублей. Наверное, года два ушло на это. Я тогда выбирала, купить ли мне шоколадку или сэкономить.

— Как думаешь, тем, кто хочет снимать кино, нужно уезжать из Забайкалья?

— Мне кажется, нет какого-то рецепта. Есть фильмы, которые снимаются в регионах. Не обязательно уезжать, у каждого свой путь.

— Забайкальское кино тоже может быть?

— Да, конечно. Если оно будет классным, талантливым, то какая разница, в каком месте оно сделано? Хорошее кино заметят, поверьте.

— Какие у тебя любимые темы в сценариях? Что бы мечтала написать?

— Мне нравятся драмы, авторское кино. Раньше больше нравилось коммерческое жанровое кино. Как поступила в мастерскую Хотиненко-Финна-Фенченко, у меня вкусы изменились.

— Сейчас что-то снимаешь?

— Сейчас я готовлюсь к съёмкам небольшого учебного фильма, называется «Рисунок мелом» (16+). Изначально был сценарий на четыре страницы, сейчас шесть. Хронометраж — 10 минут. Вроде такой маленький, а по реализации очень сложный. Он однокадровый, поэтому большое внимание уделяется репетициям.

Для меня этот маленький фильм — большой вызов самой себе в первую очередь. Иногда мне кажется, что я ставлю себе какие-то непостижимые задачи. Здесь я выбрала стилистику — полудокументальную, жанр мокьюментари, но при этом ситуация, которая происходит в картине, не очень реалистичная. За счёт актёрской игры и стиля съёмки хочу добиться того, чтобы зритель поверил в мою неправду.

Обычно у нас этюды на одну-две минуты. Но у меня вырос короткометражный фильм. Если получится, я думаю, можно будет с ним в фестивалях поучаствовать. На него у меня есть планы.

— Актёры на добровольной основе участвуют?

— По-разному, как с кем договоришься. Но можно сработаться только в том случае, если актёру нравится сценарий. Можно даже договориться с актёром известным, медийным, который снимается за огромные гонорары. Если ему понравится сценарий в маленькой короткометражке, он бесплатно снимется у студента. Бесплатно не работают операторы, гримёры, осветители — технические специальности.

— Какие у тебя любимые режиссёры?

Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Роберто Бениньи, Кшиштоф Кесьлёвский, Ян Комаса, а из наших — Юрий Быков нравится, Кантемир Балагов.

— А фильмы?

— Мне нравится «Дылда» (16+) Кантемира Балагова. Понравился «Китобой» (16+) Филиппа Юрьева — это если из последних российских.

Из иностранных: «Танцующая в темноте» (18+), «Догвилль» (18+), «Меланхолия» (16+), «Рассекая волны» (18+) Ларса фон Триера, «Тело Христово» (18+) Яна Комасы, «Жизнь прекрасна» (12+) Роберто Бениньи, «Любовь» (16+) Михаэля Ханеке. На самом деле много фильмов, которые мне нравятся, сейчас все не вспомню.

— Какие у тебя планы дальше?

— Писать сценарии, снимать кино, страдать, радоваться жизни, потом снова страдать — ну и продолжать ставить себе непостижимые задачи.

— Сложно учиться у таких именитых мастеров?

— Мне сложно учиться сейчас в принципе, потому что я пересмотрела своё отношение к образованию. Раньше, когда я училась в Чите и во ВГИКе, у меня был синдром отличника, и как результат — два красных диплома. Я понимаю, что это неправильный путь, он не приведёт меня к желаемому результату. Оценки — это не главное. И я пришла к этому осознанию почти в 30 лет. И слава Богу, что вообще пришла. Сейчас я учусь быть «двоечником», мне сложно, но я очень стараюсь. Обучаясь в мастерской Хотиненко-Финна-Фенченко, я выполняю далеко не все работы. И для меня это такой прорыв, рост внутренний.

Я поняла, что в спешке, когда пытаешься сделать всё, не успеваешь ничего. Не успеваешь обдумать хорошо свои идеи, разобрать их, подробно разработать проект.

У нас проходят показы на курсах. В них могут попасть не все, а только те, чьи работы утвердили мастера. В комиссии сидят известные режиссёры, продюсеры, сценаристы. Они оценивают работы. Все стремятся попасть в этот показ. Там могут засчитать фильм как диплом или учебный фильм. Были такие случаи, когда человек приносил учебный фильм, а ему говорили, что это диплом, и разрешали вообще больше не ходить на учёбу.

Я сейчас начала работать над своим однокадровым фильмом и хотела попасть к показу 13 мая. Начала суетиться и поймала себя на том, что мне некомфортно в этом состоянии — начинаю торопиться и халтурить. И я поняла, что если быстро сниму этот фильм, то получится не так, как хочу. Лучше постараюсь сделать хорошую картину и покажу её позже. То есть я стремлюсь к тому, чтобы быть «двоечником» ради качества.

НазадВперёд
2 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дотянуться до звёзды,как говорится.Невозможное возможно.Про Олесю можно снять фильм,а слоганом  будет  девиз олимпийских игр «быстрее, выше, сильнее!»

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В Читу на ПМЖ не хоцца? Зарплата 15т.р.,не то что в Москве 150т.р.