Р!
27 СЕНТЯБРЯ 2021

Таможенные декларации, аналитика и господдержка. И это в системе одного окна

«Российский экспортный центр» запустил процесс полной цифровой трансформации экспорта, открыв бизнесменам доступ в специальную информационную систему «Одно окно» на платформе «Мой экспорт». Что из себя представляет платформа, как она поможет компаниям выходить на внешние рынки и как она трансформировала меры поддержки экспорта несырьевых неэнергетических товаров, рассказал вице-президент «Российского экспортного центра» Алексей Михайлик.

— Что из себя представляет цифровая платформа «Мой экспорт»?

— Платформа — это портал, доступ к которому открыт для любого юридического лица, зарегистрированного в России. Здесь представлены сервисы, выставки, бизнес-миссии, информационные материалы – всё это позволит экспортёру обогатить свои знания и возможности при выходе на экспорт.

Также «Мой экспорт» — авторизованная зона, где можно получить доступ к разнообразным услугам.

Часть услуг здесь государственные, в том числе поддержка, например, по компенсации расходов на транспортировку или участию в выставках. Есть набор бизнес-сервисов, которые помогают найти новых партнёров, поучаствовать в бизнес-миссиях и выставках за рубежом.

— Чем полезна платформа экспортёру?

— Плюс платформы «Мой экспорт» в том, что задачи экспортёра решаются с момента их возникновения и до конца на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Если в этой задаче необходимо получить информацию от какого-либо ведомства или службы — Минпромторга, Минсельхоза, ФТС, ФНС, Россельхознадзора, то это берёт на себя платформа. Взаимодействие происходит в электронном виде, самому экспортёру никуда ездить и ни с кем связываться не нужно.

Сегодня «Мой экспорт» объединяет уже более десятка разных услуг от таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до государственной поддержки и бизнес-сервисов.

— Какие сервисы самые популярные?

— За 6 месяцев на платформе зарегистрировалось почти 4 тысячи компаний, более 1,7 тысячи компаний уже воспользовались услугами, и большая часть пользователей — это действующие экспортёры.

Экспортёры пользуются целым блоком сервисов, среди которых лидер — поддержка выставочной деятельности — более 1,1 тысячи заявок на участие в различных выставках. Второй сервис по популярности — оформление сертификата свободной продажи, 800 сертификатов уже выдали через личный кабинет.

В список наиболее популярных услуг входят сервисы господдержки. Кроме выставочной господдержки, популярна также компенсация затрат на транспортировку товаров.

Эти сервисы реализованы совместно с Минпромторгом и Минсельхозом. Все процессы происходят без единого бумажного документа, сроки оказания услуг сократились более чем в четыре раза, стороны общаются через систему межведомственного электронного взаимодействия — часть инфраструктуры системы электронного правительства.

— А какие вообще есть сервисы?

— Блок «Государственные сервисы» включает таможенное декларирование. Проект реализован совместно с Федеральной таможенной службой. Сервис ориентирован на начинающих экспортёров, у которых есть минимальный опыт работы с таможенным декларированием. Доступны подсказки, дополнительная навигация, а ещё у сервиса удобный интерфейс.

Также доступен сервис подтверждения нулевой ставки НДС, который реализован совместно с Федеральной налоговой службой.

Ещё в этом блоке представлены меры государственной поддержки: транспортная поддержка и поддержка участия в выставках.

Следующий блок – это бизнес-сервисы. Например, платформы по поиску партнёров: поиск покупателя и поставщика по запросу иностранного импортёра.

Блок аналитических сервисов помогает определиться с направлением будущей экспортной деятельности, выбрать страны, рынки, товары, понять взаимосвязи. Информация для пользователей взяли из международных баз данных, структурировали и предоставили для того, чтобы экспортёр мог лучше ориентироваться в мировой экономике.

Это основные блоки. Все сервисы сейчас используют цифровой профиль экспортёра, данные, которые накапливаются, подтягиваются в электронном виде и остаются основой предзаполнения заявок, чтобы максимально сократить временные и административные издержки при получении услуг.

— Что получит экспортёр, если зарегистрируется на выставку через платформу?

— Всю информацию об участниках выставки, об отраслях и странах. Действующий или потенциальный экспортёр может быстро зарегистрироваться на портале, получить информацию и в дальнейшем участвовать в выставках. Ему доступно расписание выставок, дополнительная информация в актуальном формате.

— Сложно ли было трансформировать в цифру экспортные госпроцессы?

— Каждый шаг трансформации мы подвергли пристальному вниманию и реинжинирингу. Так, мы сформировали целевые процессы оказания услуг, исключили все лишние шаги, исключили все лишние запросы документов. Мы постарались минимизировать участие человека в принятии решения, и более 17 ведомств участвует в том, чтобы предоставлять сведения, которые помогают полностью цифровизировать процесс.

— В чём плюс аналитических сервисов?

— Самостоятельно покупать доступ к аналитической информации для многих экспортёров слишком дорого. «Мой экспорт» аккумулирует эти данные и предоставляет в максимально удобном формате.

Информация о стране, рынке, товаре, доле российских компаний на этом рынке – всё это даёт проанализировать возможности и риски до того, как принять решение о начале экспорта именно в эти регионы. Сервис экономит время и деньги для организации экспорта компании.

— Какое будущее у платформы?

— Фокус развития платформы — создание маркетплейса услуг, на котором будут представлены партнёры. Следующее — размещение на электронных торговых площадках. Объём экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растёт, мы создаём дополнительные возможности для экспортёров.

Ещё одним большим фокусом развития платформы в ближайший год будет получение разрешительных документов, а также лицензий в цифровом виде.

Чтобы получить поддержку нужно зарегистрироваться здесь. Узнать больше о «Центре поддержки бизнеса» можно в Instargam и telegram-канале.

 
  • 8 800 100 1022
НазадВперёд