Р!
28 ФЕВРАЛЯ 2021

Непопулярность железных гастарбайтеров

В 2009 году правительство РФ повышает ввозные таможенные пошлины на иностранную сельхозтехнику до 15%. Об этом 11 декабря на совещании по вопросам поддержки отечественных производителей сельхозтехники заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, беспокоящийся за российских машиностроителей.

Корреспонденту РИА «Новости» Путин сообщил: «Российские производители сельскохозяйственной техники столкнулись с серьёзными проблемами. На территории завода – всё затарено, все площадки забиты техникой. Предприятие работает на склад. В условиях мирового финансового кризиса полагаю возможным в качестве временной меры, рассчитанной на девять месяцев, поддержать отечественных производителей сельхозтехники и увеличить ввозные таможенные пошлины на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику. Считаю возможным согласиться с производителями сельхозтехники – ставка 15%, не менее 120 евро за один киловатт (мощности двигателя)», - сказал Путин.

По мнению министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, также присутствовавшего на совещании, до 2009 года запланировано прекращение субсидирования кредитов на приобретаемую импортную технику. «За счёт этого могут существенно расшириться покупки отечественной сельхозтехники», - сказал Гордеев.

Гордеев сообщил, что согласно планам развития сельскохозяйственного машиностроения в стране в 2009 году производство тракторов должно увеличиться на 26%, зерноуборочных комбайнов – на 14%, а кормоуборочных – на 17%. По его словам, в ближайшие пять лет в стране должны быть произведено около 250 тыс. тракторов и комбайнов.

Как известно, повышение пошлин на подержанные иномарки вызвало в кругах автомобилистов волнения. Особо обеспокоились по этому поводу жители Дальнего Востока, для которых японские автомобили стали средством заработка на хлеб и масло. По логике, в компании с бунтующими автомобилистами должны оказаться и крестьяне, выдвигающие лозунги типа: «Гордеева на МТЗ. Путина на К-700». Однако новость о подорожании техники сельхозпроизводители восприняли вполне покорно.

Зарубежные лошадиные силы

«В 2008 году сельхозпроизводители Забайкалья почти не покупали зарубежной сельхозтехники», - сказал начальник отдела механизации и кооперации краевого министерства сельского хозяйства Иван Каханович. По данным министерства, из всех более-менее крупных хозяйств покупку трактора «New Holland», прицепа и бороны к нему позволило шилкинское сельхозпредприятие. Сумма покупки составила около 10 млн рублей. Остальные кооперативы техники не покупали никакой – ни российской, ни зарубежной. Зато небольшие фермерские хозяйства покупали мелкокалиберные трактора производства КНР. За год на забайкальских полях появилось около 230 штук мини-тракторов мощностью от 12 до 30 лошадиных сил. По нехитрой статистике регионального Минсельхоза видно, что зарубежная техника пользуется прямо-таки бешеной популярностью по сравнению с российской. Однако причина отказа от покупки российской техники кроется гораздо глубже. Хотя крестьяне и жалуются на дороговизну, невысокое качество и неудобство российских тракторов, помехой к их приобретению это не является.

«Отечественное машиностроение сейчас стоит на коленях, - говорит руководитель сельхозпредприятия «Целинное» Виктор Колесников, рассуждая о закономерности повышения пошлин. – Цена на российские трактора высока, чего не скажешь о качестве. Во времена СССР сельхозтехника была действительно очень хорошей. Выпущенные в 70-х годах трактора К-700 работают более 30 лет без поломок. Но те машины, что производятся сейчас, оставляют желать лучшего. Поэтому нужно как-то менять ситуацию. Привлекать в машиностроение деньги».

По его мнению, подорожание сельхозтехники зарубежного производства - не слишком плохая новость для крестьян. За исключением владельцев небольших фермерских хозяйств, успевших почувствовать преимущества малогабаритной китайской техники. Её, по словам Колесникова, отличают от российских моделей неплохое качество, удобство в использовании и относительно низкая цена.

Не до жиру – быть бы живу

Впрочем, помочь российскому машиностроению с помощью наценки зарубежной техники, считает Колесников, невозможно. Чтобы российские трактора и комбайны пользовались успехом, нужно полностью поменять политику государства в отношении агропромышленного комплекса. По его словам, помощь АПК, о которой говорят на всех уровнях власти, не более чем самореклама, в которую могут поверить люди, не имевшие дела с сельским хозяйством. «В этом году нам положено получить дотации на сумму около 4,5 млн рублей за подъём паров. Хотя только на ГСМ мы потратили более 13 млн рублей. Разве это реальная помощь?» - недоумевает Колесников. Сейчас в колхозе «Целинный» иностранных тракторов и комбайнов нет, и об их покупке мечтать пока рано. «У нас работают 23 трактора К-700 производства 70-х годов. Пока исправно, в смене нет необходимости. Да и цена не позволит – один К-700 стоит около 3,5 млн рублей. В этом году купили пять комбайнов по цене 2,6 млн рублей за штуку. О том, чтобы сменить все 46 устаревших комбайнов, не приходится и мечтать», - рассказал Колесников.

Судя по словам Колесникова, денег, которые зарабатывают крестьяне, хватает только на ГСМ, запчасти для старых тракторов и выплату зарплаты. Поэтому техника и стоит на складах. По силам крестьянину только мини-трактор, который недорого стоит и топлива расходует мало, но и коэффициентом полезного действия обладает небольшим.

Обсудить на форуме

НазадВперёд