«Учитель всегда должен быть в движении»
Интервью с учителем географии Ольгой Панковой о том, какими должны быть учитель и ученики, о разнице поколений, новых тенденциях в школах и о другом.
Панкова Ольга Дмитриевна преподаёт географию и экологию в школе №23, которая находится в посёлке Рудник Кадала в Черновском районе Читы
На Адун-Челоне
— Как начался ваш путь? Почему выбрали профессию педагога?

— Знаешь, я между прочим ни разу не задумывалась, кем я буду. Сразу с детства об этом мечтала, другая профессия не рассматривалась никогда. Я не потомственный учитель, но очень любила это дело, поэтому профессия неслучайная. Я хотела.

— Где учились?

— В нашем ЧГПИ имени Чернышевского. 16 августа 1977 года я пришла в эту школу по направлению. Мне сказали: «Вот ваш кабинет», а я стою и не знаю, что делать с этим кабинетом. Разложила все папочки, мне сразу класс дали. В следующем году у меня будет 45 лет трудовой деятельности. Дата такая хорошая, надо отметить.
Каким сегодня должен быть учитель? Какими качествами обладать?

— Ну, во-первых, я считаю, что он всегда должен быть в движении. Мы в последнее время говорим про деятельностный подход на уроке, но при этом мы сами должны быть всегда в деятельности. Я на протяжении 45 лет наблюдала, как меняется вообще эта профессия. Вот был туризм, я хотела заниматься туризмом. Начались проекты — захотелось заниматься проектами. Люблю какие-то поездки, театр. Современный учитель не должен стоять на месте. Я, например, люблю курсы, они действительно продвигают, после них я воодушевлённая. Смотрю на работу краевых учителей, какие они деятельностные, и загораюсь от этого.

Я человек увлекающийся и считаю, что учитель — это не только новатор, но и тот, кто идёт всегда вперёд. Мне скучно смотреть на коллег, которые просто сидят.
— Какие самые запоминающиеся проекты?

— У нас много проектов, назову последние — геоэкологический маршрут «Малоизвестные сокровища Кадалинских дворцов». Наш ученик представлял этот проект на уровне города, края и России, ездил в Москву. Мезозойский заповедный лес «Красная горка» — этот проект в прошлом году представляла наша выпускница на России, но правда дистанционно. По Кадалинке проект был — «Кадалинка — чистая река». Я люблю проекты по нашим местам.
Разработка маршрута по Палеонтологическому памятнику природы «Красная горка».

Лица детей замазаны в связи с требованиями законодательства
Когда я взяла свой класс, сейчас они в 11-м, я подумала, как сделать так, чтобы человек такого возраста, как я, смог им что-то дать. Как только я почувствую, что отстала от жизни, я сразу уйду, пока я этого не чувствую.
Какие качества в учениках цените?

— Я очень люблю, когда класс заинтересован жизнью. Люблю деятельностных детей, которым всегда хочется ходить куда-то. Есть у нас учителя, которые готовы с ними хоть куда, а они не хотят. Такое вялотекущее поколение.

Современных детей ещё называют поколением Z. Они больше интересуются технологиями. Вы замечаете эту разницу в поколениях?

— Да, конечно. Они более продвинутые в компьютерной системе. Я в этих моментах иногда отстаю, но когда что-то не получается, спокойно могу попросить ученика помочь. Да, они меньше читают книг, но не все. Да, меньше интересуются чем-то, как мы. Но они стали более продвинутые в технологиях. Другое совсем поколение по мышлению, и надо к этому приспособиться.

У вас получается?

— Я думаю, да. Я человек авторитарный, но я меняюсь, с годами становлюсь более лояльной. Я стараюсь перестраивать уроки, пытаюсь идти в ногу со временем.

— Современные дети стали более свободные. Когда мы приходили в школу, нас ругали даже за мелкий макияж. Сейчас ученики ходят с розовыми волосами. Как вы к такому относитесь?

— Какие-то вещи допускаю, хотя не со всем согласна. В школе у нас такие вещи были, но никто их не кусал и не выгонял. Мы разговариваем, пытаемся как-то убедить. Не получается переубедить, значит, терпим. А какие-то вещи, наоборот, я бы допустила. Например, современные брюки. Не так чтобы это было цветно или ярко, но почему бы не модный покрой?
Мы с одиннадцатиклассниками на уроках географии представляем разные страны мира. Им очень нравится.
— Как с гаджетами ситуация? Часто используют на уроках?

— В зависимости от класса. Мы тоже иногда стараемся их использовать во время урока, когда это уместно. Но если ученик на уроке сидит в соцсетях, то это, конечно, угнетает. Это проблема, и её надо решать на всех уровнях. Поэтому стараешься занять их на уроке. Выдумываешь такие виды деятельности, когда не до телефона.

— Вы, наверное, знаете, что современные дети ещё активно выражают свою гражданскую позицию, например, снимают портреты президента и говорят, что это не государственный символ, пытаются ходить на митинги. Почему дети начали активно проявлять себя в политической жизни?

— С одной стороны, пусть проявляют себя в политической жизни, главное, чтобы они понимали, что их позиция правильная. Ведь неизвестно, кто, как и где их агитирует. Порой они входят в какие-то организации, которые, как мне кажется, не соответствуют настоящим человеческим ценностям. Поэтому выражение гражданской позиции хорошо, но главное, чтобы она была правильная. Детей надо учить видеть правильные позиции в политике, а для этого, наверное, надо говорить о каких-то негативных вещах в открытую. Тут прям историкам карт-бланш. Надо учить!

— Ещё по стране увеличились случаи стрельбы в школах, университетах. Причём стрелкам по 17-18 лет, они только вышли из школы. Почему подростки начали себя так агрессивно вести?

— Очень трудно сказать. После случая в Перми говорили, что недоглядели, как он (стрелок — ред.) в интернете общается, что он, оказывается, планировал это заранее и писал об этом. А агрессия связана, может, с долгим сидением в интернете, неудовлетворённостью своим положением. Я неслучайно когда-то зарегистрировалась «ВКонтакте». Иногда видишь настроение детей, их проблемы через их высказывания в постах. Сейчас со своими старшеклассниками много провожу времени, стараюсь и в театр, и в поездки какие-то с ними ездить. Иногда даже достаю этим. Надо жить их жизнью. Бывает, смотрю, что у ученика плохо дома, и я не знаю, во что это может вылиться, поэтому стараюсь. Тут учитель должен быть рядом.

— А школьный психолог?

— Психолог тоже, безусловно. Это вообще такая страшная вещь, неизвестно, как это всё предотвратить, поэтому должны участвовать ещё и родители. Школа должна понять родителей, а родители — учителя.

Вы теперь «ВКонтакте» публикуете фото с мероприятий. Почему решили освещать?

— Где-то должно быть освещение жизни класса и школы. Им нравится. Заходят даже мои бывшие ученики, лайкают, потому что воспоминания о школе. Сейчас просто так нельзя фотографировать детей и выставлять в соцсети. Родители могут в суд подать, но мне родители, наоборот, говорят: «А где мой? Никогда в объектив не попадает».

— В сегодняшней системе образования есть какие-то недостатки, которые мешают в полной мере реализовываться учителям и ученикам?

— Лично мне особо ничего не мешает, но мне не хватает времени для творчества, потому что перегрузка из-за нехватки учителей. А в самой системе очень много распоряжений сверху. Надо сделать одно, другое, третье, и пока дойдёшь до того, что ты хочешь, уже и времени не осталось. А детям мешает, наверное, порой собственная лень, ну и пандемия сейчас.

— Для учителей сейчас много возможностей повышения квалификации?

— Очень много. И курсы при президенте мы прошли, и курсы при Сбербанке, очень много курсов. Где я только не участвовала, в этом плане мы продвинутые.

— Вы ещё в конкурсах участвуете.

— Да, я в 2019 году участвовала в конкурсе на премию президента. Я её выиграла, нас было 10 человек. На конкурс собирала документы, там по блокам было: наработки учителей, дети-олимпиадники и так далее. Было что выставлять.
— Какая сейчас зарплата у учителей?

— Чтобы получить относительно хорошую зарплату, надо взять большую нагрузку. Молодёжь не очень стремится в школы.

— Дефицит кадров сильный?

— Да. Я вот думаю, если уйду из школы, то вопрос — будет ли здесь география? Поедет ли кто-нибудь сюда из города? Математики ушли, русоведы ушли — некем заменить.

— Среди учеников много желающих стать учителем?

— Очень мало, к сожалению.

— При такой сильной нагрузке как вы отдыхаете?

— Я бы куда-нибудь съездила или сходила, например, в поход, на экскурсию, в театр. Немножко огород. Этим летом я увлеклась кулинарией, особенно когда внуки у меня. Я люблю на отдых с коллегами-географами выезжать. Раньше мы каждое лето куда-то на недельку уезжали. Ещё люблю бывать в Петербурге и Москве, пройтись по этим городам.

— Вы счастливый человек?

— Я думаю, да. Я часто встречаюсь со своими учениками. В этом году я встретилась с теми, кого выпустила 35 лет назад. Они мне много говорили хороших слов: «Ольга Дмитриевна, вы классный учитель! Мы научились ходить в походы, а главное — вы нас научили уважительно и по-доброму относиться друг к другу и любить. Вы научили нас дружить». А это большого стоит, правда?
3 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Учитель с большой буквы.Побольше бы таких !

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всем бы таких учителей,может и ЧЕЛОВЕКОВ было бы больше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ольга Дмитриевна, здоровья Вам, дружных, интересных и активных учеников! Как можно дольше оставаться в профессии - вы незаменимы, вы - лучшая! Нам очень повезло, что учились под Вашим классным руководством!