Р!
17 ЯНВАРЯ 2022
16 января 2022

Забайкалье Петра Великого. Как Робинзон Крузо в Забайкалье побывал

Не знаю, как нынешние ребятишки, но дети моего поколения хорошо знали такого литературного героя, как Робинзон Крузо, который в силу обстоятельств оказался на необитаемом острове и смог там выжить и в конце концов вернуться на родину. Написал этот роман английский писатель Даниель Дефо (около 1660–1731), бывший современником Петровской эпохи в нашей стране.

Дефо вообще был очень плодовитым писателем. Во времена, когда не только компьютеров, но даже пишущих машин ещё не было, он умудрился написать более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы.

Но прославила его одна книга, название которой со временем сократилось до имени героя романа. А в момент её первого издания в 1719 году она называлась «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

В ходе «Дальнейших приключений»

Книга сразу же стала популярной, и читатели требовали её продолжения. Или автору казалось, что им его хочется. Проблема состояла в том, что Дефо как настоящий художник «писал с натуры». То есть ему требовалась некая реальная история, которую он бы мог поинтереснее рассказать.

Так, прототипом его замечательного, в том числе и по человеческим качествам, Робинзона стал шотландский моряк, по отзывам современников редкостный мерзавец, Александр Селькирк. После ссоры с капитаном его высадили на острове Хуан Фернандес в Тихом океане с небольшим запасом провизии и оружия. Прожил он там не 28 лет, а четыре с небольшим года, пока его не забрал корабль, которым командовал Вудс Роджерс.

В том же 1719 году Даниель Дефо издал продолжение, имевшее тоже достаточно длинное название: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение по трём частям света, написанные им самим».

В этой книге вернувшийся в Великобританию, женившийся и вскоре разбогатевший Робинзон начал скучать. Но после того как в январе 1694 года умерла его жена, он снаряжает корабль и вместе с Пятницей отправляется на некогда ставший для них родным остров. На этот раз остров оказался уже заселён и они двинулись дальше. У побережья Бразилии в стычке с дикарями погиб верный Пятница. Потом он побывал в Сиаме, как тогда назвался Таиланд, откуда перебрался в Китай.

А затем двинулся в Европу через Сибирь, которую называет Великой Тартарией. Наконец, летом 1704 года он добрался до Архангельска, откуда в возрасте 72 лет в январе 1705 года вернулся в Англию. На этот раз его путешествие заняло 11 лет.

Понятно, что в те времена, когда не было не только телевидения, но и кино, только книги давали возможность читателям увидеть большой мир, резко отличавшийся от того, в котором они жили. А потому тогда и эта книга вызвала читательский интерес, со временем, правда, утраченный.

Так вот именно в этой второй книге Робинзон Крузо совершил поездку по Забайкалью, или Даурии, впервые рассказав читателям в Европе об этом крае.

В книге автор выразил и личную благодарность Петру I: «Путешествуя по московским владениям, мы испытывали признательность к московскому царю, построившему везде, где только было возможно, города и селения и поставившему гарнизоны – вроде солдат-стационеров, которых римляне поселяли на окраинах империи. Впрочем, проходя через города и селения, мы убедились, что только эти гарнизоны и начальники их были русские и исповедовали христианскую веру, остальное же население составляли язычники, приносящие жертвы идолам и поклонявшиеся солнцу, луне и звёздам, всем светилам небесным».

Главным приключением, которое Робинзон пережил в Забайкалье, стала стычка с местными язычниками, которую он сам и спровоцировал, когда сжёг одного из их идолов. Кое-как им удалось выбраться живыми из Нерчинска и добраться до Байкала, минуя те немногие населённые пункты, что тогда здесь были.

«Путь Робинзона Крузо от Аргунска через Нерчинск, Плоты (Читинское плотбище – авт.), Еравну (Еравнинский острог) и Удинск, — отметил известный забайкальский краевед Виктор Фёдорович Балабанов, первым в Чите написавшим об этой истории, — почти точно совпадает с путём посольства Избранта Идеса в Китай, прошедшего здесь в 1693 и 1695 годах (туда и обратно), даже даты почти совпадают. Только посольство в это время года шло с запада на восток; путь же Робинзона, наоборот, с востока на запад. Плотбище, упомянутое в дневниках посольства, у Д. Дефо или Р. Крузо, одно и то же, стало деревней Плоты».

Таким образом, в этой части второй книги про Робинзона у автора в качестве натуры для написания сюжета выступили «Записки», составленные главой русской дипломатической миссии в Китай, отправленной к императору Канси царём Петром I, датчанином (или немцем) Избрантом Идесом. Их в 1706 году издал в Голландии бургомистр Амстердама, известный географ Николаас Витсен (1641–1717).

Удачливая миссия

Имя Эверта Избранта Идеса как только в разных источниках не переиначивали, поэтому в цитатах порой будем употреблять иное его написание.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, однако в Москве не знали, утвердил ли его китайский император, которого назвали богдыханом, или нет. Сведения с границы поступали самые разные. Торговля толком не шла, а в то же время для России она имела большое значение. Вот и отправили в Китай дипломатическую миссию.

Почему царь Пётр поставил во главе её не русского вельможу или купца, а датчанина, лишь недавно обосновавшегося в Москве, правда, дружившего с близкими к царю шотландцем Патриком Гордоном и швейцарцем Францем Лефортом, можно только гадать. Хотя надо думать, что без совета многомудрого Фёдора Алексеевича Головина, лично подписавшего Нерчинский договор, и тут не обошлось.

Максимальную информацию об этой дипломатической миссии в «Истории Сибири», изданной в 1889 году, написал Владимир Андриевич: «Избрандт был облечён в звание посланного поверенного, с пожалованием ему сверх путевых дач 6 тысяч рублей, с уплатою оных по возвращении. С ним отправлены – подьячий Семён Порецкий, два прапорщика: Иван Крамар и Пётр Рамбах, один лекарь Христофор Картенс для розыска трав и кореньев и к нему подьячий из Тобольска Иван Сумороцкий.

Подарки даны: богдыхану – паникадило (люстра – авт.) хрустальное, два шандала (подсвечника – авт.) янтарных, скляница (сосуд – авт.) янтарная, зеркало в янтарных рамах; да на раздачу приближённым соболей на 200 рублей и на монгольских старшин – соболей же на 100 рублей.

По наказу Избрандт должен был:
1) объявить, что российские государи согласны на утверждение Нерчинского договора и просить богдыхана высказать своё откровенное об оном суждение;
2) узнать, последует ли точное разграничение от гор до р. Ульи;
3) предъявить китайским министрам шесть статей: а) просить вернуть в Россию онкоцких и братских бурят, а также тунгусов Капиду с 15 юртами, которые ушли в китайскую сторону после договора в Нерчинске; в) дозволить китайским купцам провозить в Москву по 1000 и более пудов серебра; г) дозволить им также привозить коренья, товары и драгоценные камни; д) велеть китайцам приезжать в Россию со всякими товарами для торгу; е) дозволить построение в Пекине русской церкви иждивением государей;
4) разведать о том, не желают ли китайцы нарушить мир; сколько российских земель, рек и ясачных народов отошло к китайцам с отделением Амура; для какой цели посылались к реке Лене китайские полковые воеводы «и, буде можно, учинить тайно чертежи всему»;
5) требовать дозволения Избрандту свободно ходить по рядам в городе, чтоб иметь возможность вызнать всё необходимое о товарах.

Избрандт прибыл на китайскую границу 1 августа 1693 года, откуда, направившись к р. Науну и через монгольскую степь, прибыл в Пекин 3 ноября. 14 ноября повёз по требованию мандаринов на ханский двор грамоту и подарки; на следующий день ему грамота возвращена, потому что в ней царские титулы выписаны раньше богдыханского. 17 ноября ему дана аудиенция у богдыхана, на которой он удостоен разговора и подчивания. 27 декабря от него взяты наказные статьи, и 16 февраля назначена отпускная аудиенция.

За это посольство установлено, чтобы свита посольства состояла: государева в 200 человек, воеводского в 50 человек. Поднят также вопрос об установлении точной границы от р. Аргуни к Селенгинску и определён порядок выписывания царских титулов в грамотах. Избрандт узнал в Китае, что Нерчинский договор приятен богдыхану, что Кутухта и Очирой-хан приняли китайское подданство со всеми своими улусами, что Наунский городок китайцы выстроили деревянный, обнеся, в бытность его там, земляным валом, на котором поставлены пушки и устроен в оном гостиный двор».

Интересно, что в списке членов миссии не значится любекский купец Адам Бранд, проделавший весь путь с миссией туда и обратно и также написавший книгу воспоминаний об этом путешествии. В 1967 году в Москве впервые была издана книга «Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о посольстве в Китай». Именно её фрагмент был включён в состав напечатанной в 2007 году в Новосибирске книге «Записки путешественников и исследователей (вторая половина ХVII-XVIII вв.)». Это был первый (и, как оказалось, единственный) том в задуманной тогда в комитете культуры Читинской области хрестоматии «Забайкалье – сокровищница веков».

Благодаря успеху миссии Избранта Идеса торговля России с Китаем приобрела, можно сказать, динамичный характер, что не могло не сказаться на положении с коррупцией. Но это уже другая тема.

Непланируемым эффектом миссии, направленной Петром I, стало издание «Записок» Идеса, которые использовал Даниель Дефо, отправивший своего героя Робинзона Крузо в Сибирь и, в частности, в Забайкалье, о котором читающая публика в Европе впервые и прочитала ещё при жизни Петра Великого.

НазадВперёд
10 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень интересно.

Впервые узнав, что Робинзон Крузо побывал в Чите лет 20 назад. Причём роман Даниэля Дэфо расценивался  как одно из первых упоминаний о Чите, я перечитал как первую так и вторую часть приключений Робинзона Крузо. И знаете, что меня удивило?!

Перечитал этот роман во взрослом возрасте, я удивился, как он жесток.

Ведь он оправдывает массовые убийства нехристиан. Если ты не христианин, то ты не человек и тебя можно убить. Это было и в первой части, когда Робинзон убивал дикарей, и темболее во второй, когда он уничтожил бурятского идола, и пока они спали, перебил большую часть племени. И это только потому, что они не христиане!

Вот оно средневековье!

Я читал майнкампф Гитлера и могу сказать, что там нет особого экстремизма. А, вот, Робинзон Крузо - настоящий фашист!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы врете, с точностью до наоборот:

"Наш караван должен был пробыть в этом городе еще три дня, так что у меня было время исполнить свое намерение. Я поделился им с одним шотландским купцом, побывавшим в Московии. Он сначала высмеял меня, но, видя, что моя

решимость тверда (а она еще больше укрепилась после его рассказа о том, как, изувечив одного русского за оскорбление их идола, дикари раздели его донага, привязали к верхушке своего истукана, окружили и стали пускать стрелы, пока все его тело не было утыкано ими, а затем принесли в жертву, подвергнув сожжению у ног идола), сказал, что и он пойдет со мной, но прежде уговорит итти с нами еще одного своего земляка, рослого здорового парня. Он принес мне татарскую одежду из овчины и шапку, а также лук и стрелы, такое же одеяние он достал для себя и своего земляка, чтобы люди, при виде нас, не могли узнать, кто мы такие.

Весь вечер мы мешали горючий материал - водку, порох и другие легко воспламеняющиеся вещества, захватили с собой смолы в горшке и, когда стемнело, пустились в путь. Мы пришли на место в одиннадцать часов; деревняуже спала; только в большой хижине или шатре, где мы раньше видели трех жрецов, принятых мною за мясников, виднелся свет; подойдя к самой двери, мы услыхали за дверью говор - пять или шесть голосов. Всех этих мы взяли в плен, связали им руки и заставили стоять и смотреть на гибель их идола, которого мы сожгли с помощью принесенных нами горючих веществ.

Утром мы снова вернулись к своим спутникам и деятельно занялись приготовлениями к отъезду."

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вероятно, у нас разный перевод книги. Дело в том, что в детстве, я не увидел ничего плохого. Думаю, что просто "сгладили" нелицеприяные моменты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это касается не только второй, но и первой книги. Зачем Крузо первым напал на дикарей? Да, он спас Пятницу, но зачем он взял на себя право судьи? Кстати, Робинзон никогда не относился к Пятнице как к товарищу. Пятница всегда был для него преданным рабом.

Во второй части из вашей цитаты вырезано одно иди два предложения. Не помню дословно, но что-то во время нападения на жилища варваров, они устроили стрельбу, убив несколько человек.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А про замученного русского - вставили, надо понимать? Идол ни разу не бурятский, раз уж мы за точность. И "вот оно средневековье" - исключительно про христиан?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это очень интересно: у каких это этнических групп из брацкого(бурятского) народа Восточной Сибири были идолы? 

Ни в устных сказаниях(улигерах), ни в письменных хрониках князей-тайшей нет ни одного упоминания о них. Хотя там подробно описываются тайлаганы - массовые сходы с участием шаманов. Никогда ничего подобного не встречалось и в архелогических раскопках. Сколько каменных кладок обоо - святых могил не было перелопачено.

В бурятских могилах покойного до сих пор укладывают как и в гуннских плиточных,  но в саване и без лошади.

Вероятно, опасения  что бесплотные персонажи шаманских верований -духи  способны обрести несанкционированную силу,  обретя материальное воплощение работала система табу и работала безотказно. Дарение маленьких сувениров: курительных трубок из корневищ,  статуэток животных, размером с нэцке было традицией. 

Проникновение реформированного буддизма - тантраяны в среду уже монголоязычных народов произошло позже. Вот тут-то и были маленькие литые серебряные или бронзовые идолы индийских божеств и местных героев: Дары(Тары, Сарасвати), Шивы, Цзонхавы, Будды и конного Гэсэра, но опять же маленькие статуэтки, которые в советский период было изъять из божниц и заменились фотографиями.

Боюсь, что погром тунгусов(если он был) был связан с жадностью иноземцев до мягкой рухляди охотников под надуманным предлогом, дабы склонить легковерных русских к мародерству. Уже окончательно обрусевшие,  с исчезнувшими этническими чертами их потомки оных всё ещё владеют таежными зимовьюшками. Русские легковерны: запросто могут подражать местным дарить "духам "монеты,  зерно, проезжая некоторые "святые" места. 

Балуйтесь как хотите, но существует табу на спиртное. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это же просто художественное произведение. Это же всё выдумано. Конечно Дефо не мог знать подробностей. Для него что монголы, что буряты, что эвенки - один хрен - татары.

Это я просто к тому, что в то время южное Забайкалье населяли буряты.

Кстати и с географией у Дефо проблемы. Там, по тексту упоминается Иргень, Еравна и Шилка. И вот, где Еравна и где Шилка! Расстояние очень большое! А для него, так, пару часов на лошадях.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конечно я с Вами согласен, но, ещё раз хочу сказать, что описание народов Забайкалья выдумано Дэфо. В 18 веке тоже был свой "хайп". Не напишешь ужасы - никто книгу читать не будет.

Впрочем, бурятские идолы - это выдумка, а как быть с реальной личностью - Ермаком, устроивший геноцид чукчам? Конечно, чукчи и сами очень воинственны, но в те времена зуб за зуб, глаз за глаз считалось нормой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Забавная каша в голове. Ермак завоевал Сибирское ханство, от которого до Чукотки немного очень сильно дальше, чем от Шилки до Яравны. афтар пеши есчо

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я просто хотел о реальной исторической личности поговорить. А Вы привязали к роману. Впрочем, Вы правы. Ермак здесь не в тему.