Как передовое предприятие скатилось в долговую яму
Градообразующее предприятие кричит о спасении из долговой ямы. История Сретенского судостроительного завода
Многомиллионные долги, работники-пенсионеры и уголовное дело
Говорить много и громко о Сретенском судостроительном заводе начали в октябре 2021 года — в СМИ резко появились сообщения о том, что предприятие, прожившее 86 лет, нужно срочно спасать. Передовая по темпам производства верфь оказалась банкротом внезапно или о крахе завода все знали давно?
Полвека завод держался в рядах лучших в стране
Начав свой путь в 1935 году, Сретенская судосборочная верфь была тогда ещё местом сбора морских судов из привозных комплектующих частей. За 10 лет на верфи достроили основные цеха — суда начали строить самостоятельно.

Послевоенное время стало периодом колоссального роста производительности предприятия: в 1945–1950 годах здесь стали выпускать в пять раз больше продукции, численность персонала увеличилась в два раза. На заводе стали строить тяжёлые суда, экспортировать их в Индонезию и Монголию. К 1970 году Сретенский судостроительный завод стал самым крупным машиностроительным заводом в Читинской области.


Перелом: завод плясал с бубном ради заказов и перешёл на мелкую продукцию
В 1985 году суда, выпускаемые крупными сериями, устарели и стали невостребованными, а на строительство новых судов производство ещё не перешло — основной продукцией завода стали товары народного потребления, чаще всего мебель.

К концу 1980-х годов из-за низких зарплат и нехватки жилья молодые стали уезжать. Оставшиеся рабочие не успевали производить комплектующие части — срывались графики отгрузки судов заказчикам. В декабре 1987 года предприятие уже не имело стабильных заказов в судостроении, и завод взялся за строительство жилых домов и объектов инфраструктуры Кокуя.

После распада СССР в 1991 году Сретенский завод потерял связи с бывшими союзными республиками. На поток поставили производство лебёдок, гидростатов, мебели.

В 1992-м предприятие акционировалось и стало ОАО «Сретенский судостроительный завод», государственный пакет акций был продан в 1994 году. Со следующего года судостроительное производство было практически остановлено. Жизнь завода поддерживалась заказами отдельных энергетических и железнодорожных компаний, строительными подрядами и выпуском мебели.

Долги росли, в частности по зарплате, работники начали массово увольняться. В результате многолетнего упадка численность персонала с пиковых 3,5 тысячи человек упала до 850 человек.
Банкротство: иски, уголовные дела, работники-пенсионеры
В итоге в 2001 году предприятие заявило о банкротстве, а в 2002 году активы завода передали в уставной капитал новосозданной дочки ООО «Сретенский судостроительный завод». Какое-то время она жила строительством и ремонтом школ в ближайших сёлах и уже привычным производством мебели — для тех же школ.

В 2004–2005 годах завод обрёл новых крупных заказчиков: РЖД, «Ново-Широкинский рудник», «Читаэнерго», Харанорская ГРЭС, ЗАО «НТ ИССО», Читинский филиал «Сибирьтелеком», «Рудник Апрелково», «Урюмкан», «Многовершинное», «Электросетьстрой», «Забайкальскавтодор», «Читинавтодор», «Трансмагистралькомплект».

Несмотря на то, что предприятие имело лицензии на кучу разных направлений работы (производство и ремонт вооружения и военной техники, работа с тепловыми и электросетями, строительная деятельность), завод по большей части занимался всем, что подвернётся под руку: строительством домов, услугами по поставке тепла, питьевой и технической воды, очистке стоков. Тогда же часть цехов законсервировали.

В 2005–2012 годах завод участвовал в региональных инвестиционных проектах, однако в тот же период начал вязнуть в судебных исках. Всего завод накопил 361 миллион рублей долгов, в том числе и по налогам. С 2010 года на предприятие подали 50 судебных исков на общую сумму более 174 миллионов рублей, в основном о взыскании кредитов и долгов за электроэнергию и за срыв строительных работ, а также 176 исков о взыскании долгов по зарплате.

Последнее судно завод спустил на воду в июле 2013 года, для этого предприятию пришлось призвать бывших сотрудников-пенсионеров.

«Позвали меня поработать в 2013 году, потому что некому было ни красить, ни изолировать. Специалистов не было — позвали пенсионеров. Мы всем старым коллективом доделывали этот корабль. Выпустили и надеялись, что люди посмотрят на него и будут ещё давать заказы. Нет, заказов больше не поступало, а завод продолжал разваливаться. Сейчас те, кто может, работают вахтами. А у кого силы воли нет, те запили», — рассказала бывшая работница Людмила Кузнецова.

После этого завод продолжил строить дома в Кокуе и ближайших посёлках до тех пор, пока один из таких проектов не вскрыл новые факты — администрация Кокуя незаконно отдала заводу 32-миллионный контракт, а когда предприятие не смогло выполнить его до конца, власти ничего не предприняли, а просто перевели застройщику всю сумму, переплатив 6,6 миллиона рублей. Так было до 2017 года, пока прокуратура не завела уголовное дело на главу администрации Кокуя. После этого завод не взял ни одного госзаказа.

22 февраля 2020 оперативники обыскали дом директора Сретенского судостроительного завода Петра Похитонова. Его обвиняли в сокрытии средств от налогов.

Последний иск о банкротстве (всего их было четыре с 2005 года) поступил 16 марта 2021 года — тогда за предприятием наблюдали, имущество всё ещё пытались сохранить, но уже с 1 июля 2021-го конкурсный управляющий начал продавать оборудование завода на торгах.

Что сейчас делает и не делает правительство Забайкалья, чтобы спасти завод
Конкурсный управляющий с 5 октября 2021 года сократил всех работников и выставил цеха на продажу как металлолом. 10 октября об этом заговорили СМИ, после чего вице-премьер правительства Забайкалья Александр Бардалеев заявил, что краевое министерство экономического развития начало поиск инвесторов. 14 октября министр сообщил, что потенциальный инвестор посетил завод, однако отказался назвать его имя. Бардалеев заверил, что минэкономразвития Забайкалья поможет решить основные проблемы работников: трудоустройство и долги по зарплате.

Спустя полмесяца 26 октября жители Кокуя и бывшие работники Сретенского завода написали письменное обращение к губернатору Забайкалья Александру Осипову. В нём они попросили публично объявить о поиске инвесторов для завода, а также собрать правительственную рабочую группу и создать предприятию преференции.
«Сегодня мы можем рассчитывать только на то, что губернатор обратит на завод внимание, направит сюда комиссию для выяснения всех возможностей восстановить завод. Я уверен, что мы ещё ничего не сделали, чтобы поставить на заводе точку», — представитель конкурсного управляющего завода Евгений Корнев.
19 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Судя по фоткам передовым это предприятие было лет 60 назад..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тащем-та, в 2001-м меня брали программистом туда, чтобы перенести с "фортрана" (язык такой программирования) на современные языки (программирования) программы управления плазморежущим станком для расшивки листов обшивки (квадратов на 8, а то и больше) из корабельной стали. Такие вот технологии 60-х. А станки? Станки на некоторых заводах Форда стоят родом из 1905-го. А зачем менять, если он справляется?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хотя. Кому я объясняю?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жаль разрушился завод а вместе с ним и город  .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В данной статье было бы уместным разместить итоги выборов кокуйцев за последние 20 лет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Целенаправленно разваливали. Заказы, которые поступали, чиновники за взятки игнорировали, чтобы заказы ушли на заводы в другие регионы.. То же самое было с другими предприятиями, в том числе птицефабриками. Уничтожали все за взятки. По сути, занимались и занимаются этим на протяжении 30 лет представители исключительно партии жуликов и воров.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мне интересно, а губернатор рабочую группу отправил для оценки состояния завода или только ОМОН, как в одном из роликов в ютубе. Пусть покажет свою работу, а то только дифирамбы ему поют (Осипову).

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Миронычев, а причем здесь Осипов? У завода есть собственник! так вот пусть он и принимает решение что делать со своим имуществом и персоналом! Когда. с помощью нехитрых комбинаций (приватизация) у завода появился ХОЗЯИН, никто не возмущался! А сейчас  - спасите- помогите! Поселок и завод загибается! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как жаль! Гибнет один из последних заводов! Что у нас останется? Край торговых центров. Меня уже тошнит от словосочетания " торговый центр"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Народ кричит, народ шумит, а что же собственник молчит? Ему это выгодно. Когда АО банкрот ли, куда делись наши акции? Обманул Похитонов народ,акции присвоил. И теперь продолжает обманывать. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если завод разорился и влез в долги, то какой выхлоп с обладания акциями?

Тем более, что АО "ССЗ" перестало существовать ещё в 2004-м, 17 лет назад. Тогда же крякнули и акции акционеров. С тех пор это было ООО "ССЗ".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Корректировка: в 2002-м, 19 лет назад. Глянул в трудовой

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да и вообще ваш коммент напоминает анекдот:

Из леса выходит обросший, одичавший партизан. 

— Эй, бабка! Немцы в деревне есть? 

— Да ты что, милок? Война уж 20 лет как кончилась! 

— Иди ты?! А я все поезда под откос пускаю.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мебель, кстати, отличную делали👍🏽

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, не то что бы отличную, но практичную и долговечную. У родителей до сих пор стоит стол-книжка и, частично, гарнитур кухонный производства цеха №5 "ССЗ" середины 80-х. А у меня на закрытом балконе - батина переделка дивана начала 90-х в раскладное кресло. Этим летом довелось поспать в нём, когда гости понаехали

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да и в Чите у некоторых видал гарнитуры "Берёзка" производства "ССЗ"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Есть моё мнение, что завод в 80-х излишне ушёл в выполнение воензаказов: сторожевики пр.1248 для КАФ, понтонно-мостовые парки (ПМП) на базе КрАЗ-255 (которые и в 90-е долго стояли целой кучей у второй проходной) и приблуды для них. После 1991 военные заказы накрылись. И это тоже внесло свою долю песца в происходящее

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хотя, благодаря пр.1248 и пушке АК-630 на нём (а также специалистам (и конкретному специалисту) по их внедрению на эти корабли) - я родился :) Специалист до сих пор живёт в посёлке

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Добавлю к воензаказам погранкатера пр.1398 "Аист"