Р!
01 ДЕКАБРЯ 2021
30 ноября 2021

Как наивными россиянами манипулируют телефонные мошенники

Компания Visa провела опрос россиян и выяснила, что только 0,2% опрошенных знают, какие данные банковских карт нельзя передавать посторонним лицам — кем бы они ни представились. Остальные — то есть почти все — осведомлены лишь частично, а значит, уязвимы для телефонных мошенников.

Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 14 ноября 2021 года.

Банковские специалисты говорят, что чаще всего мошенники пользуются методами социальной инженерии — то есть не хитрыми программами, а собственной убедительностью и речью, воздействуя и манипулируя человеком. В 2019 году проходил круглый стол представителей Банка России с экспертами в области рисков, финансовой безопасности, психологии, чтобы выяснить, почему люди так доверчиво расстаются со своими средствами. И можно ли что-то с этим поделать. Полностью итог круглого стола и мнения экспертов можно прочитать в статье.

Были и другие разговоры с психологами, исследования, опросы. Потому что каждого, наверное, после очередной новости об отданном мошенникам миллионе мучает вопрос: «Ну как так?»

Среди возможных причин называют:

• состояние стресса — человека пугают, что его деньги сейчас в опасности, или же выводят из равновесия вестью о близком, попавшем в беду. В такой момент критика отключается, особенно у пожилых;
• нехватку времени. Мошенник даёт понять, что счёт идёт на секунды, средства вот-вот украдут. И тут же подсовывает готовую схему, как от этого спастись. Напуганному, встревоженному человеку легче действовать по шагам, которые кто-то мудрый для него подготовил, чем остановиться и всё осмыслить самому;
• феномен Деда Мороза — ведь многим с детства закладывают установку, что щедрые подарки можно получить чудом, за просто так;
• простую наивность — человеку свойственно жить, доверяя другим, чем наоборот;
• авторитет — аферисты представляются сотрудниками банка или Центробанка, а недавно начали выдавать себя за работников правоохранительных органов.

Мне и самой звонили мошенники. Чтобы проверить свою теорию, почему ещё так легко обмануть человека по телефону, я устроила опрос в читарушном Instagram и в telegram-канале. Большая часть опрошенных, как оказалось, смогла распознать аферистов и не лишилась своих средств. Среди тех, кто не попался в ловушку, в Telegram 44% отмечали напористость и давление авторитетом со стороны звонивших. А 31% ответивших вспомнили, что мошенники вели себя ласково и заботливо.

В Instagram перевес был в сторону ласковых мошенников: 43% не попавшихся опрошенных отметили мягкий и ласковый подход. Агрессивность и напористость проявляли мошенники в 32% случаев с теми, кто смог их распознать. Аудитория Instagram оказалась, судя по опросу, более доверчивой: около 24% опрошенных так и или иначе попались или почти попались мошенникам. Ласковые и агрессивные аферисты поделились для этой части аудитории пополам.

А теперь теория: жертв для мошенников люди из поколения в поколение растят своими руками. Стоит представиться кем-то «выше» и «главнее», повысить голос, добавить надменности, резкости, начать торопить — и человек выложит любые сокровенные данные. Хотя, может, даже и помнит, что вроде как три цифры с карты и секретный код говорить никому нельзя.

Тут, мнится мне, вступает усвоенный с детства механизм. Сейчас он проникнут «цифрой», раньше был аналоговым — какая разница?
«А ну, покажи телефон!»
«Показывай, что у тебя там за тетрадка!»
«Нет, дверь в комнату даже не вздумай закрывать! Скажи спасибо, что у тебя своя комната есть».
«В смысле пароль на телефоне? Немедленно убирай, что ты от меня скрываешь? Если не уберёшь, телефон отберу, не получишь».
«С кем разговаривала? Ты что, скрывать о меня что-то вздумала?»
«Что за записочки? А ну, давай сюда».
«О чём шепчемся? Скажи всем, вместе посмеёмся».

Первый в жизни человека авторитет — родитель. Второй — учитель. Но родитель важнее. Именно родитель учит через крики, угрозы и порой синяки, что нет и не может быть у тебя чего-то своего. Тайного. Скрыть равно понести наказание. Скрыть равно быть плохим.

Социальные инженеры-мошенники не просто так жестят по телефону, стараются запугать и грозят последствиями. Умные, заразы. И, возможно, сами пережили такое воспитание — только выросли в нечто другое.

НазадВперёд
1 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сейчас уже появился новый способ выманивать деньги у граждан. Как это не печально, но в этом участвуют действующие сотрудники Сбера. Пришел человек в банк получить новую карту, а его уже ждет "заботливый" сотрудник банка, который начинает убеждать гражданина о необходимости застраховать деньги на своем счете, ссылаясь на то, что очень часто мошенники обманывают граждан и завладевают их деньгами.

Получает гражданин 4 страницы под общим названием - Полис-оферта, а с карты тем временем под диктовку работника банка, перекочевало на счет ООО СК "Сбербанк страхование" 780 рублей. Вроде бы и не так большие деньги, чтобы убиваться, но за 5 лет это уже приличная сумма. Это ООО СК "Сбербанк страхование" не имеет филиалов и представительств на территории страны, а занимает всего на всего помещение в здании по адресу: г. Москва, ул. Поклонская, дом №3, корпус 1, 1 этаж пом, 3. Какой же штат может разместиться в одной комнате? Но деньги собирает. А с каких пор работники банка стали страховыми агентами?

Эти господа все наименования рисков написали поместив в кавычки, т.е. это термин и не более. Но расшифровки этого термина в этом полисе нет. А сам полис изготовлен при помощи оргтехники, как и печати с подписями. Им даже подпись гражданина не нужна. Они используют прием заключения договора гражданина посредством действия, т.е. оплаты.

Вот как гражданину не поверить работнику банка, ведь это же не по телефону его убеждают?