НОВОСТИ
24 ФЕВРАЛЯ
23 февраля
22 февраля

Взаправдашний Нарын

16 февраля на окраине города Борзя состоялось знаменательное событие – строители уложили первые рельсы железнодорожной ветки «Нарын – Лугокан», которая должна стать инфраструктурным основанием для масштабного освоения месторождений юго-востока Забайкальского края.

За 2,5 месяца, прошедших с тех пор, как первый экскаватор уложил первый ковш земли в кузов первого самосвала, генеральный подрядчик на строительстве дороги - ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и подчинённые ей подрядные организации освоили около 3 миллионов кубов грунта. Это много. Из иллюминатора вертолёта масштабы кажутся нереальными – в сторону Александровского Завода ползёт гигантская змея железнодорожной насыпи. По сторонам от этой ленты дышат потоками тяжёлых самосвалов, экскаваторов и бульдозеров карьеры. Вахтовые посёлки строителей со 100-метровой высоты удивляют прямоугольностью аккуратности.

О целях, поставленных перед строителями руководителем «Корпорации Инжтрансстрой» прославленным Ефимом Басиным, сказано много. Повторюсь – до июня на первом 130-километровом участке до Александровского Завода должна быть уложена железнодорожная насыпь. До конца года в этот районный центр должен приехать первый тепловоз. При этом строители уже забрались далеко за Александровский Завод – в 20 километрах от посёлка в сторону Завода Газимурского масштабы выглядят не менее оглушительными, чем сразу за Борзей.

Ефим Басин в понедельник ознакомился с ходом стройки через иллюминатор вертолёта, во вторник принял участие в инспекционной поездке вдоль трассы по земле. В понедельник вечером в штабе строительства дороги в Борзе состоялось совещание с подрядчиками, на котором Басин дал понять всем, что никаких поблажек даже за малейшие срывы сроков он не даст. Досталось многим. Методы убеждения у руководителя корпорации серьёзные. Отдельным руководителям было сказано буквально следующее – или вы выполняете свои обещания и мои требования, либо корпорация с вами не работает. Ни сейчас, ни потом. Некоторых, к примеру, обещали лишить подряда на строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Торжественная церемония укладки первого звена железной дороги, которая состоялась перед совещанием с подрядчиками, оставила неверное впечатление ложной показательности. Железнодорожный кран, путейцы, специально привезённый с БАМа серебряный костыль, фотокорры, операторы, журналисты, традиционная бутылка шампанского, разбитая об это самое первое звено, – казалось, что после того, как разъедутся гости, жизнь на звеносборочной площадке утихнет. Зря. На следующее утро работа здесь кипела уже без лишних зрителей и ненужного пафоса – рельсошпальная решётка и правда двинулась вслед за растущей на глазах железнодорожной насыпью в сторону Александровского Завода. Надо полагать, с той же стремительностью.

В среду в Чите Ефим Басин принимал участие в совещании, посвящённом реализации крупнейших инвестиционных проектов в Забайкальском крае. Совещание, на которое не пустили журналистов, проводил полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Немногие коллеги, дождавшиеся подхода к прессе, сразу после совещания узнали, что все те инвестиционные проекты, о которых говорили до кризиса, реализовываться будут. По крайней мере, так говорит полпред. Губернатор Равиль Гениатулин был солидарен с Квашниным: «Никто из инвесторов не сказал «нет». Впрочем, глава региона не в первый раз сказал и о возможной передвижке сроков.

Рядом с Гениатулиным и Квашниным стоял Басин. Оно понятно: Нарын – Лугокан – это как раз тот проект, который внушает оптимизм в условиях тотального пессимизма. Дорога, стоимость которой оценивается в 70 миллиардов рублей, несмотря на глубину падения российской и мировой экономики, продолжает строиться. И какими темпами! Темпы и объёмы обозначил Басин – 3 500 специалистов, 80 тысяч кубов грунта в день и 3 миллиона кубов за 2,5 месяца, 650 единиц техники.

Ещё в Борзе, стоя около серебряного звена, Басин в интервью ГТРК «Чита» ясно выразил своё беспокойство возможным секвестированием финансирования стройки. Глава корпорации дал понять, что бюджет уже урезается, и это вызывает не только опасения, но и известные сложности.

В Чите Басин был более оптимистичен, и, видимо, на такой лад его настроило совещание под руководством полпреда. При этом глава корпорации обозначил стратегию, которая многое объясняет: «Я предвидел финансовые сложности, и намеренно развернул работы так, чтобы сворачивать их было дороже, чем продолжать». Квашнин, в свою очередь, не скупился на комплименты в адрес Ефима Владимировича: «Он для нас в условиях кризиса – своего рода палочка-выручалочка».

Вторая уже бутылка шампанского, которую разбивают о стальные поверхности в окрестностях Борзи (первую разбили 3 декабря о ковш экскаватора, взявшего первый куб земли), внимание, которое уделяют строительству дороги региональные и окружные власти, позволяют надеяться на то, что стройка Нарын – Лугокан не сбавит своих темпов. И на то, что паровозы, которые уже к концу года должны пойти в сторону Александровского Завода, потянут за собой не только железную дорогу, но и ГОКи, и весь юго-восток, а с ним – и край.

Андрей Козлов

Обсудить на форуме