Р!
01 МАРТА 2021

Бумажно-волокитное строительство целлюлозного завода

В текущем году Забайкальский край может лишиться $55 млн, которые китайские инвесторы были намерены вложить в строительство целлюлозного завода в посёлке Амазар.

Об этом глава Забайкальского края Равиль Гениатулин заявил 19 февраля в ходе встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Губернатор заявил, что строительство завода планируется начать на земельном участке, который находится в собственности Министерства обороны. С выделением участка возникают проволочки, хотя, по словам Гениатулина, он не используется с 1991 года.

В ответ на просьбу Гениатулина решить эту проблему Медведев обратился к министру обороны РФ Анатолию Сердюкову, а тот порекомендовал губернатору написать соответствующее обращение в Минобороны.

После того, как президент рассказал о важности создания новых целлюлозных предприятий и напомнил, что ставил эту задачу ещё в начале 2008 года, угроза срыва строительства завода в Амазаре вроде бы исчезла.

Министр промышленности и энергетики Забайкальского края Олег Поляков, комментируя корреспонденту ИА «Чита.Ру» ситуацию, сообщил, что в настоящее время в краевом правительстве готовится заявка в Минобороны. На две предыдущие заявки военные отвечали отказом. В связи с тем, что Медведев настоятельно рекомендовал Сердюкову разобраться с этой проблемой, Поляков уверен, что земля будет выделена.

«Сам проект также не стоит на месте, его разработкой занимается иркутский институт «Сибгипробум», - сказал Поляков.

По его словам, на производстве целлюлозы в Забайкалье будут внедряться новые технологии из Австрии, Финляндии, Канады и КНР. Также министр отметил, что рассматривается возможность привлечь к оснащению Амазарского завода забайкальские машиностроительные предприятия. Заказы на оборудование могут поступать на Сретенский судостроительный завод, Забайкальский завод подъёмно-транспортного оборудования и на Дарасунский завод горного оборудования.

Ответов на вопросы о инвесторе и количестве денег, необходимых на реализацию проекта, получить не удалось. В министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края в связи с отсутствием министра Виктора Белозёрова комментарии давать отказываются.

Руководитель государственной лесной службы Забайкальского края Вячеслав Ланцев считает, что появление завода актуально для лесоперерабатывающих предприятий. По его словам, на целлюлозу можно будет пустить низкосортную древесину и отходы переработки - такие как обрезки, оставшиеся от производства досок и бруса, щепу, комли. Cтоимость такой древесины невысока, поэтому сейчас эти отходы либо сгорают в печах, либо остаются в лесу. «Таким образом, отходы производства не будут захламлять территорию, а принесут ощутимую пользу», - сказал собеседник агентства.

Однако руководитель Забайкальской лесной компании Сергей Селезнёв считает, что некондиционной древесины, заготавливающейся в крае, и отходов лесопереработки может не хватить для потребностей завода.

Беспокойство у главы крупнейшей лесоперерабатывающей компании вызывает то, что завод может начать «съедать» и деловую древесину. По мнению Селезнёва, пускать хорошую древесину на целлюлозу не совсем правильно. Избежать этого можно, развивая лесоперерабатывающую отрасль и направляя её отходы на завод. Сегодня же в крае мало таких предприятий.

Другой фактор заключается в отдалённости Амазара. По словам Селезнёва, лесоперерабатывающим предприятиям, находящимся в Петровск-Забайкальском или Красночикойском районе, проще отправить свои отходы на Байкальский ЦБК, чем в Могочинский район.

Понятно, что принося выгоду лесной и машиностроительной отрасли, завод не сможет не повлиять на благосостояние жителей Амазара. Тем не менее, к его строительству в городе относятся настороженно. Главный специалист администрации городского поселения «Амазарское» Ирина Федотова говорит, что жители не верят, что при производстве целлюлозы не будет нанесён ущерб экологии.

Рабочие места, которые появятся в посёлке, жителей не привлекают. Большинство из них трудятся на железной дороге или на строительстве автодороги «Амур». «Те, кто перебивается временными заработками, не задержатся и на заводе. А квалифицированных кадров, необходимых на производстве, у нас в городе нет», - отметила Федотова.

Тем не менее, администрация надеется, что завод может помочь в развитии инфраструктуры города. Амазару требуется детский сад, дом культуры и больница. Эти учреждения хотя и имеются в городе, но принадлежат железной дороге.

«Нет никаких спортивных сооружений, и даже школа, построенная в 1950-х годах, живёт без спортзала. Нет торговых центров и нормальных магазинов», - говорит Федотова, подразумевая, что всё появится в Амазаре вместе с целлюлозным заводом. Однако дальше закладки первого камня в фундамент завода, как говорит Федотова, дело не идёт.

Международный обозреватель информационного агентства «Забинфо» Александр Тарасов видит в строительстве завода не только положительные стороны: «Такое впечатление, что власти не рассказывают о состоянии проекта откровенно - есть ли у проекта реальный инвестор, заключены ли контракты и так далее. Вместе с тем, в разное время, говоря о стоимости проекта, власти называли совершенно разные цифры: сначала - $700 млн, затем - $600 млн, сейчас говорят, что объём инвестиций в этом году мог бы составить $55 млн».

Тарасов считает, что Амазарский целлюлозный комбинат - это очень хороший проект: «Если вам кто-то скажет, что Амазарский завод - это плохо, не верьте ему. Наш экспорт древесины более чем на 90% состоит из круглого леса, и, конечно, нужно повышать уровень его переработки. Это хрестоматийный, абсолютно правильный подход. И завод по производству целлюлозы - хорошее начало. Также целесообразно привлечение к строительству китайских инвесторов. В Амурской области, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири все идут этим же путём».

Существенная проблема, по его мнению, заключается в том, что в 2005 году этот завод был анонсирован с большой помпой, а в 2009 году о его судьбе мало что известно. «С уверенностью можно сказать, что Амазарский завод - это проект, который власти хотят реализовать, - говорит Тарасов. - Это желание можно объяснить по-разному, но главное - что строительство завода соответствует фундаментальным интересам развития нашего края. При этом, однако, в течение нескольких лет весьма благоприятной рыночной конъюнктуры региональная власть демонстрировала неспособность решать эти вопросы эффективно и по существу при всём своем горячем желании. Ведь на решении вопроса были сосредоточены все ресурсы - административные, кадровые, технические. Проект был включён во все российско-китайские документы. Но сегодня такое впечатление, что результат близок к нулю. Речь не о том, как плох этот проект. Это наглядный пример, как власть и связанный с нею бизнес не могут справиться со своими собственными планами, кивая на «непонимание» со стороны федеральных ведомств».

Обсудить на форуме

НазадВперёд