НОВОСТИ
20 ФЕВРАЛЯ
19 февраля

Фокус дня: как повысить зарплату без денег?

18 марта Законодательному Собранию края предстоит принять в первом чтении судьбоносный для всех бюджетников документ – о переводе на отраслевую систему оплаты труда.

1 января 2009 года на эту систему перешли все федеральные структуры. А в конце февраля губернатор Забайкальского края внёс в Законодательное Собрание законопроект о проведении такой реформы в нашем регионе. Поскольку документ должен был, по замыслу исполнительной власти, вступить в силу с 1 июля 2009 года, депутатам предлагалось принять его в двух чтениях сразу. Но не тут-то было. Вокруг законопроекта развернулась дискуссия, которая в парламенте обычно случается только во время принятия бюджета.

«Сильные стороны очевидны»

«Отраслевую систему оплаты вводить всё равно придётся – к этому нас обязывает федеральный закон», - говорит министр по труду и демографической политике Валерий Буянов. Ведомство своей точки зрения придерживается твёрдо: Единая тарифная сетка себя изжила. Она не позволяет оценить, чей уровень квалификации или трудозатрат выше, а чей ниже, и не зависит от эффективности труда сотрудника. В нынешних условиях ЕТС – фактически система уравниловки, абсолютно не соблюдающая принцип «каждому по труду», полагают в министерстве. Тарифная ставка плюс компенсационные выплаты – вот и вся награда усердному, а премии если и есть, то платятся всем к празднику за счёт незакрытых вакансий.

Новая система оплаты труда (НСОТ) должна эти проблемы устранить. Её основная задача - увеличить зарплату работников при помощи дополнительных выплат, которые будут начислять не автоматически, а только при условии качественно проделанной работы. По проекту закона, зарплата бюджетников будет состоять из должностного оклада и компенсационных выплат (70-80% заработной платы), а также стимулирующих выплат (до 30% заработной платы). Размер окладов должны устанавливать руководители бюджетных учреждений на основе примерных положений, разработанных отраслевыми министерствами. Установить перечень стимулирующих выплат - уже обязанность Правительства Забайкальского края. А вот порядок, размер и условия выплат предполагается оговаривать специальными соглашениями в самих учреждениях.

«НСОТ внедрена в 38 школах края. По ней работают все федеральные бюджетные структуры, - говорит Буянов. - Никто схему не идеализирует, там есть и ошибки, и недостатки. Но есть и самое главное – увязка между результатом работы и заработной платой: когда лучше работаешь – больше получаешь. Значит, есть предмет для совершенствования. Сильные стороны системы очевидны».

Главной проблемой при внедрении НСОТ, по мнению чиновника, может стать только одно – попытка руководителей воспроизвести в своем учреждении прежнюю тарифную сетку. «Если формально произвести расчёт, не глядя на работу и не учитывая результаты труда сотрудников, то, естественно, ничего не изменится» - полагает министр.

ЕСТ в профиль

«Законопроект уже дублирует Единую тарифную сетку!» - говорят руководители профсоюзов непроизводственных отраслей. В отличие от Минтруда, никаких надежд на увеличение зарплаты бюджетникам они не питают. На то есть причины, из которых самая основная – общий фонд оплаты труда в больницах и школах не изменится. Как следствие, возникают две очень неприятные вещи.

Во-первых, законопроект унаследовал из ЕСТ норму, которая оговаривает доплату до минимального размера оплаты труда тем бюджетникам, которые ежемесячно получают меньшую сумму. Хотя в самом документе не оговорены размеры окладов по квалификационным группам, Минтруда не скрывает: по некоторым из них ставки будут настолько низкими, что при отсутствии у сотрудника права на стимулирующую выплату зарплата получится гораздо меньше 4 330 рублей. Что делать? Доплачивать! Так же, как доплачивали по тарифной сетке и в итоге почти стёрли разницу между неквалифицированным работником и специалистом с образованием. Причём деньги на это, по законопроекту, придётся брать из фонда стимулирующих выплат. А меньше фонд – меньше возможностей для поощрения квалифицированных специалистов – меньше их зарплата. А значит, ниже мотивация к труду и качество работы.

Но это еще полбеды. Вторая опасность, которую отмечают профсоюзы и которую не скрывают в Минтруда – сокращения (или, как говорят в министерстве, оптимизация) работников. На это придётся пойти, чтобы обеспечить хотя бы небольшое повышение заработной платы остальным. Иначе получится просто перераспределение денег между сотрудниками на новых основаниях.

В условиях кризиса это очень болезненное решение проблемы. Пока примеры оптимизации можно наблюдать только на примере 38 школ края, которые с 1 сентября 2008 года участвуют в эксперименте по переходу на НСОТ. Заработную плату учителей в полнокомплектных школах действительно удалось увеличить (и то, по сведениям профсоюзов, в 1/3 школ учителя получают либо столько же, либо меньше, либо повышение не разглядеть невооружённым глазом). По словам министра образования, науки и молодёжной политики края Константина Карасева, экономии средств предполагается достичь за счёт того, что бремя по содержанию зданий и технического персонала школ будет окончательно переложено на муниципальные бюджеты. Если учесть, в каком состоянии эти бюджеты находятся, - трудно сказать, насколько успешной будет такая оптимизация.

Чем сердце успокоится?

Понятно, что корень всех бед – отсутствие денег. Разработчикам не позавидуешь. Составляя свой законопроект, они пытались решить немыслимую задачу: декларировать и провести увеличение заработной платы, не увеличивая одновременно фонд оплаты труда. Депутаты комитета Заксобрания по демографической политике и трудовым отношениям, пытаясь понять, как этот фокус сработает на практике, навестили несколько федеральных учреждений, которые по новой системе живут третий месяц. Как говорит зампредседателя комитета Дмитрий Крюков, ничего утешительного узнать не удалось: «Опыт федеральных структур показал - безболезненный переход возможен только при увеличении фонда на 15-30%. Краевой бюджет повышения расходов не планирует. Что из этого выйдет, сказать трудно».

Видимо, из-за этого «сказать трудно» комитет обсуждал законопроект больше месяца. К работе были привлечены и профсоюзы, и Минтруд, и члены других комитетов, однако документ был рекомендован к принятию в первом чтении только 16 марта, за два дня до пленарного заседания. Договориться удалось по большинству пунктов, которые не устраивали профсоюзы. Неизменными остаются две вещи. Министерство категорически против того, чтобы из законопроекта исчезло положение о доплате до уровня МРОТ. И министерство продолжает настаивать на том, чтобы 18 марта депутаты утвердили более чем спорный законопроект сразу в двух чтениях.

Обсудить на форуме